Найти тему
Музей истории религии

Ритуальные предметы крымских караимов

В предыдущих статьях мы уже писали о караимах. Сегодня мы поговорим об их ритуальных предметах.

Чичит (цицит) - ритуальный предмет из облачения хазана, духовного главы общины крымских караимов.

Это предмет поступил в Музей истории религии из Крыма в 1932 г. и относится к одному из крымских народов – караимам.

Вся караимская коллекция Музея представлена небольшим комплексом предметов, состоящим из ритуального молельного облачения (шабасы или чичит, налобник газзана) и интерьерными тканями (парохеты) для кенасс - молитвенных домов караимов.

История поступления этой небольшой коллекции в фонды музея связана с временем основания музея - ноябрем. В декабре 1932 г. в Ленинград эти предметы доставил А.И. Полканов, заместитель директора Центрального антирелигиозного музея Крымской АССР. Александр Иванович Полканов (1884 – 1971) – известный в Крыму ученый-историк, археолог, этнограф, искусствовед; юрист, общественный деятель; организатор науки, музейного дела, охраны и изучения памятников истории и культуры Крыма; член Союза художников СССР. Его долгая жизнь вместила и окончание духовного училища и семинарии, Петербургского университета; он был и начальником Крымохриса, и бессменным ученым секретарем Российского общества по изучению Крыма (РОПИК).

  • P.s. Лайки и комментарии приветствуются! Помните, что когда вы ставите лайк, авторам статьи приятно, что вы оценили их труд и дочитали статью до конца.

На исторически обозримом промежутке времени, т.е. с момента определения этой религиозной общности как самостоятельного течения раввинистического иудаизма - с IX века по настоящее время, - караимы как и евреи диаспоры обрекли себя на жизнь в различных государствах: от Арабского халифата, Византии до Крымского ханства, Речи Посполитой и Российской империи. Первые сообщения о пребывании последователей религиозного учения караимизма - караимов - на землях будущего Российского государства предположительно датируется концом XIII, когда караимские общины появляются на Крымском полуострове. Продолжительное пребывание в Крыму привело к формированию тюркоязычной караимской общины (крымские и галицко-литовские караимы). Крымские города Солхат (Старый Крым) – 1278 г. - и Кафе (Феодосия) 1292 г., - где появились караимские синагоги. В середине XIV века возникает караимская община в Чуфут-Кале (недалеко от Бахчисарая), которая становится самой крупной и значительной в Крыму, с XV - XVI вв. появляются общины в столице христианского княжества Феодоро на плато Мангуп, в портовом городе Крымского ханства Гезлеве (современная Евпатория).

В конце XVIII в. к Российской империи присоединяются земли бывшей Речи Посполитой, Новороссии, Крыма. По целому ряду причин для народов этих территорий было определено несколько особое положение и законодательство - в двух из них проживало караимское население. К концу XVIII века основными местами жизни караимов в Крыму были Чуфут-Кале, Бахчисарай, Кефе-Кафа (Феодосия), Гезлев (Евпатория). Крепость Мангуп караимская община покинула после 1774 г., большей частью влившись в Чуфут-калинскую.

Если говорить о западных землях (Литве и Польше), то в пределах Р.П. на законодательном уровне не разделялись на раббанитов и караимов (Великими Литовскими князьями, начиная с 1411 года, для улучшения их - «жидов» - положения было «пожаловано «Немецкое Магдебургское право» - Сборник старинных грамот… 1890). Существующие крымско-татарские ярлыки, жалованные крымскими ханами караимам Чуфут-Кале, отражают складывание правовых отношений с конкретной общиной и не позволяют вычленять караимов из всего иудейского населения Крымского ханства (Сборник старинных грамот… 1890).

Другое известное поселение караимов Мангуп-Кале – это поселение и караимов и раббанитов, о чем свидетельствуют записки путешественников и государственных лиц: турецкие (Эвлия Челеби) и европейские (Мартин Броневский, Боплан, Тунман, леди Кравен, и др.).

В невыгодном положении иудеи Крыма оказались именно после раздела Польши, и вставшего вдруг перед империей «еврейского вопроса» и необходимости его решать в контексте общеевропейской практики. Россия вводит ограничительные законы: на еврейское население империи устанавливается двойная подать, рекрутская повинность и др. обременения. Под это правило автоматически сразу попадали и караимы, которых по-прежнему не выделяли из еврейской общности.

С включением земель бывшего Крымского ханства в состав Российской империи в 1783 году, караимы стали частью огромной страны, а приобщение их к хозяйственной и политической жизни Российского государства стимулировало появление общин в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринодаре (Краснодаре), Одессе, Киеве, Мелитополе и др. южных городах России.

В разрешении караимского вопроса благополучно сошлись интересы новой администрации и заботы караимских общинных духовных лидеров.

К началу XIX в., усиливавшийся купеческий потенциал караимской общины, инициирует их лидеров к дополнительным усилиям по дальнейшему узаконению хозяйственных, социальных и духовных прав, за признание их общности, принципиально отличающейся от евреев-раввинистов.

Акцент веры стал самым важным, т.к. попросту, не всякий чиновник дочитывался до второй части формулы «евреи-караимы», и не всякий представлял себе разницу между «евреями» и «евреями-караимами». В 1857 г. 3 июня по Именному указу, данному Сенату, издается особый Устав к проведению переписи по Высочайшему Манифесту 26 августа 1856 г., в котором записывается, что «Еврейская вера не имеет особенного духовного сословия, и потому лица сего рода, кроме караимов, подлежат ревизии, на общем основании».

В 1863 году караимы получают полные права граждан Российской империи: они могли служить в армии, учиться в университетах, занимать государственные посты, что привело к размыванию общинно-религиозных границ. Во второй половине XIX в. у караимов наблюдалось обостренное ощущение своей этнической и языковой самобытности через тюркский язык (это наложило отпечаток на всю караимскую культуру последующих двух столетий), в начале XX века они переходят на русский язык общения, на котором издаются журналы и книги.

За последние десятилетия XX и в начале XXI века в этническом самосознании крымских караимов происходит ряд глубоких изменений, основными из которых являются усиление внутренней деиудаизации (отрицание еврейского наследия в караимской истории и культуре) и абсолютизация тюркского влияния. Эта версия, базирующаяся на переосмыслении прежней традиции, господствующей в караимской среде еще в начале XX века, на данный момент преобладает в современной караимской литературе. Караимские лидеры стараются представить религию караимов Крыма как эклектическую смесь из элементов христианства, ислама, иудаизма и шаманизма, с культом священных дубов и верой в тюркского языческого бога Тенгри.

В настоящее время караимы компактно проживают в крымских городах: Бахчисарай, Евпатория, Севастополь, Симферополь, Феодосия, Ялта; отдельные группы семьи проживают и образуют землячества в столичных городах Москве и Санкт-Петербурге; небольшое количество осело в Краснодарском крае и Ростовской области.

К культовым ритуальным вещам относятся талиты, которые в караимской традиции именуются под двумя названиями: 1. кенафот (от еврейского ארבעה כנפות - «четыре стороны»), что сближало их с традиционным еврейским талитом с кистями; 2. цицит, последние произносились караимами с тюркским акцентом как чичит. Два талита из музейной коллекции выполнены из бархата, шелка и хлопчатобумажной основы, один, именной: «Мордехай Шайтан», - первое имя מרדכי (Мордехай), второе - שייטן (Шайтан). Надписи означают имя и фамилию; фамилия Шайтан имела хождение в караимской среде в начале XIX века; р. Мордехай Шайтан - габбай общины Евпатории – 50-60 годы XIX в

Обычай носить талит исходит от библейского предписания: «И сказал Господь Моше: объяви сынам Израилевым и скажи им, чтобы они делали себе кисти на краях одежд своих в роды и, кисти, которые на краях вставлены нити из голубой шерсти; и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали заповеди Господни и исполняли их» (Числа 15, 37-39). Иногда на заплечную часть талита нашивалась дополнительно лента, края и поле которой украшали красочными вышивками узоров и надписей из молитв и имен дарителей, обшивались кантами и галунами.

-2

Третий снимок - большой парохет к арон гакодеш (караимское название – «гехал öртÿсу»), шкафу, где хранили свитки, молитвенники и книги с текстами Священного Писания. Занавес хорошей сохранности, не смотря на использование хрупких тканей: бархат, полупарча, сатин, золотая нить и блестки не потускнели; шитье, золотное шитье, бить, канитель – в неплохой сохранности. Судя по всему, использовался не так часто. Вязь текста органично включена в общий рисунок занавеса. В тексте упоминаются известные в городе Евпатория лица: купец Моше Тырышкан (Тиришкан) и его сын Мордехай (Мерафаэль), который в 1836 году стал владельцем Евпаторийской караимской типографии, сменив Янкеля Шмуйловича Финкельмана. Типография вела активную издательскую деятельность, объявляла подписки на издания; рабби Яков Болек (также упомянутый в посвятительном тексте) был одним из активных подписчиков.