Эти фразы Кристина слышала от мамы столько, сколько помнила себя - с самого раннего детства. И не важно, что было причиной - испачканное платье, сломанная игрушка или что-то посерьезнее - например, разбитая коленка или конфликт с друзьями.
Нет, Кристина была сообразительным ребенком и прекрасно понимала, что в большинстве случаев, это соответствует действительности - ведь, и правда, и платье сама испачкала, пока гуляла во дворе, и с игрушкой могла бы поаккуратнее обращаться, могла бы и не играть, не бегать, тогда бы и коленку не разбила, да и с друзьями могла бы не выяснять отношений, а спокойно на все соглашаться.
Все это было правильно, и фразы мамы были совершенно справедливыми, Кристина это осознавала и не пыталась свалить вину на других или выгородить себя. Но ей порой так не хватало простого маминого сочувствия - чтобы она обняла, поцеловала и сказала, что платье можно постирать, с подружками помириться, а коленка скоро заживет. С куклой сложнее - сама она не "поправится", но и тут можно просто погоревать вместе и принять решение, что впредь такого не повторится.
Но увы. То ли маме было некогда разбираться с проблемами дочери, то ли просто неохота, то ли не умела она этого делать, но на все беды и огорчения она реагировала исключительно этими фразами.
Мальчишки порвали тетрадь? Сама виновата - надо было следить за вещими. Учительница занижает оценки? Сама виновата - надо было найти с ней общий язык.
А Кристина терялась в догадках. С одной стороны, она понимала, что человек не может быть виноват всегда и во всем, с другой стороны - мама разве может ошибаться или сознательно обманывать? Ведь она только добра для дочки хочет. И Кристина буквально разрывалась между любовью и доверием к маме и сомнениями в ее правоте - даже став взрослой.
С Ником Кристина познакомилась еще в институте: он уже писал диплом, а Кристина только перешла на четвертый курс. Первые два-три месяца их отношения были идеальными, а потом произошел конфликт, и они серьезно поругались.
Кристина, остыв буквально через час, уже терзала себя и ругала последними словами - ну что ей стоило сразу извиниться? Зачем она стала что-то доказывать? Ведь ясно же, что она сама во всем виновата! Так и мама всегда говорила!.. Надо сейчас же исправлять ситуацию - ехать к Нику и просить прощения. Она решительно оделась и уже успела выйти в коридор, когда в дверь позвонили.
"Крис, прости. Мы оба, конечно, хороши, но начал первый я. Не сердись, пожалуйста!" - Ник протянул к ней руки, а Крис не понимала, что, собственно, происходит? Ник просит прощения У НЕЕ? Но почему? Как это вообще возможно? "Ты не хочешь меня простить? Не хочешь даже разговаривать со мной?" - Ник видел замешательство девушки, но не мог понять, чем оно вызвано.
"Заходи, - Кристина посторонилась, приглашая Ника в дом. - Кажется, нам надо о многом поговорить..."
...Ник и Кристина были женаты уже год. Они оба работали, снимали маленькую квартирку на краю географии и были очень счастливы. У Кристины все реже случались приступы "посыпания головы пеплом" и самобичевания. "Ты ни в чем не виновата" - как мантру повторял ей Ник. Он знал, что детские комплексы - самые сильные, и мало кто может преодолеть их без посторонней помощи. Его Кристина была любимой женщиной и замечательной женой, но вот с такой проблемой. Неужели он не поможет ей? И он помогал, хоть это не всегда было просто. Зато Кристине становилось легче. К тому же, то что она ушла от матери и стала общаться с ней значительно реже, тоже пошло ей на пользу.
..."Доченька! - мать позвонила поздно вечером, и уже по одному слову Кристина поняла, что случилось что-то страшное. - Доченька... Меня обокрали... По телефону позвонили, сказали, что надо проверить мою карту, что с нее деньги кто-то снял... Попросили номер продиктовать... А потом сами все и сняли... А там вся пенсия была - только вчера получила... Ох, доченька, что же делать? Сама я, дура старая виновата, сама... Но что делать?.."
"Ни в чем ты, мама, не виновата. Мошенники кого угодно обмануть могут. Подожди!" - и, быстро посовещавшись с мужем, Кристина пообещала маме, что они помогут ей - отдадут эти деньги.
...А буквально через пару месяцев в семье Ника и Кристины произошла трагедия: у Кристины самопроизвольно прервалась беременность. На маленьком сроке, конечно, но все равно для нее это было катастрофой - они оба очень хотели малыша.
Первый день Ник почти полностью просидел в больнице рядом с Кристиной. Ее жизни уже ничего не угрожало, но душевное состояние внушало большие опасения.
Как назло, на работе был аврал и Нику нужно было хотя бы на пару часиков там сегодня объявиться. Ник вышел в коридор и позвонил теще с просьбой приехать и подменить его: он боялся оставлять жену в одиночестве хотя бы в первые сутки.
...Мама Кристины, как всегда, красивая и элегантная, уже через сорок минут впорхнула в палату и, мимоходом кивнув зятю, бросилась к дочери. "Нет, ну а кто виноват? - даже не поздоровавшись с дочерью, резко бросила она, - Сама виновата!.." Ник вздрогнул, а потом спокойно подошел к теще и, аккуратно взяв ее под локоть, вывел из палаты...