Вот некоторые источники Ахль ас-Сунна, передающие событие в Гадир Хум:
1. Аль-Асар’уль Бакийе (Абу Райхан Мухаммад Ибн Ахмед аль-Бируни, ум. в 440 г. хиджры) упомянул о том, что мусульмане отмечали день «Гадир Хум» как праздник.
2. Аль-Ибане (Хафиз Абу Абдуллах Ибн Батта аль-Ханбали ум. в 387 г. хиджры)
3. Аль-Абхас уль Мусаддеде (Зияуддин СалихИбн Мехди аль-Мукбили, ум. в 1108 г. хиджры)
4. Ахбару-д Дуваль ва Асару-ль Уваль (Ибн Санан аль-Кирмани, ум. в 1019 г. хиджры).
5. Изалет-уль Хулефа (Абдульазиз Абу Валийуллах Ахмед Ибн Абдуррахим аль-Омари ад-Дехлеви, ум. в 1176 г. хиджры) привел хадис «Гадир» двумя путями от Зейда Ибн Аркама.
6. Асхабу-н Нузуль (Абу Хасан аль-Вахиди ан-Нишапури, ум. в 468 г. хиджры), особо выделил то, что аят «Таблиг» был ниспослан о Хазрате Али (ас)
7. Аль-Истиаб (Хафиз Йусуф Ибн Абдульбирр, ум. в 463 г. хиджры) передал хадис «Гадир» несколькими путями. Записал речи Имама Али (ас) произнесенные в день «Шура»; упомянул хадис «Гадир» как абсолютно точный и подтвержденный.
8. Ибталу-ль Батил (Абуль Хайр Фадлуллах Ибн Рузбихан аш-Ширази), ученый 9 столетия, оценил хадис «Гадир» как хадис, обладающий степенью «сахих».
9. Аль Арбаин ат-Тивал (Ибн Асакир, ум. в 571 г. хиджры), привел хадис «Гадир».
10. Усду-ль Габе (Хафиз Абу Хасан Ибну-ль Асир аль Джизери, ум. в 630 г. хиджры) привел хадис «Гадир» подтвердив многими документами, также уделил место речам Имама Али (ас) в Рахбе и Рукбане.
11. Ис’аф’ур РагиИбн (Абу Ирфан Мухаммад Ибн Али ас-Саббан аш-Шафии, ум. в 1206 г. хиджры) привел хадис «Гадир» от 30 асхабов и проанализировал многие документы хадиса по градации «сахих» и «хасан».
12. Асна-ль Маталиб фи Манакиби Али Ибн Аби Талиб (Абу-ль Хайр Шамсуддин Мухаммад Ибн Джизери аш-Шафии, ум. в 833 г. хиджры) этот ученый привел хадис «Гадир» 80-ю путями и доказал его степень «мутаватир» (непрерывность передачи, полностью правильный, передаваемый многими передатчиками, полностью достоверный, отрицание коего выводит из религии). Он отметил доказательство Святой Фатимы (ас) по этому поводу, привел речь Хазрата Али (ас) в Рахбе, доказал степень передачи «мутаватир» (непрерывность) этого хадиса многими путями от Пророка (сав) и Имама Али (ас), особо отметил то, что не принимающие этот хадис являются фанатиками (привязанными к небольшому количеству прочитанного) и невеждами.
13. Асна-ль Маталиб фи Ахадиси Мухтелифети-ль Маратиб (Шейх Мухаммад аль-Хут аль-Бейрути, ум. в 1276 г. хиджры) привел хадис «Гадир» и указал на то, что многие авторы «Сунан» (сборник хадисов ахкам) и не- «Сунан» признают его степень «сахих».
14. Аль-Исаба фи Темйизи-с Сахаба (Ибн Хаджар аль-Аскалани, ум. в 852 г. хиджры) привел речь Имама Али в Рахбе и Рукбане, и хадис «Гадир» многими путями. См. «Аль-Исаба», т. 1, стр. 304, 305, 372, 567 и т. 2, стр. 252.
15. Усуль-уль Иман (Маулеви Мухаммад Салим аль-Бухари ад-Дехлеви) ученый 3 столетия (хиджры). Привел хадис «Гадир» от Барры Ибн Азиба и Зейда Ибн Аркама.
16. Аль-Амали (Абу Абдуллах аль-Хусейн Ибн Исмали аль-Махамили, ум. в 330 г. хиджры) привел хадис «Гадир» и подтверждение ниспослания аята «Таблиг» в Гадир Хуме, речь в Рахбе вместе с достоверными санадами (документами передатчиков).
17. Аль-Имама ва-с Сияса (Абу Мухаммад Ибн Кутейба ад-Динавари, ум. в 276 г. хиджры) См. «Аль-Имама ва-с Сияса», стр. 93
18. Аль-Агани (Абу Фарадж Али Ибн Хусейн аль-Исфахани, ум. в 356 г. хиджры) См. «Аль-Агани», т.8, стр. 156
19. Аль-Иктифа фи Фазли-ль Арба-ат-иль Хулафа (Ибрахим Ибн Абдуллах ас-Саби аль-Йемени) ученый 7 или 8 века хиджры. Передал хадис «Гадир» многими путями.
20. Алиф-Ба (известный под псевдонимом Ибн Шейх – Абуль Хаджаж Йусуф Ибн Мухаммад аль-Белви, ум. в 605 г. хиджры) передал хадис «Гадир» и некоторые стихи относящиеся к Имаму Али (ас).
21. Аснаб-уль Ашраф (Хафиз Ахмед Ибн Яхья аль-Белазури, ум. в 276 г. хиджры) передал хадис «Гадир».
22. Аль-Бидая ва-н Нихая (Хафиз Ибн Касир ад-Димашки, ум. в 774 г. хиджры) передал хадис «Гадир» многими путями (передатчиков), также упоминал хадисы «Рахба» и «Тахнийа». См. «Аль-Бидая ва-н Нихая», т. 2, стр. 348, т. 5, стр. 208, 214; т. 7, стр 246
23. Бедиу-ль Маани (Кази Наджмуддин Мухаммад Ибн Абдуллах аль-Азраи, ум. в 876 г. хиджры) передал хадисы «Тахнийя» и «Гадир», отмечал то, что они обладают степенью сахих. См. «Бедиу-ль Маани», стр. 75.
24. Аль-Байан ва-т Та’риф (известный под именем Ибн Хамза аль-Харрани – Камалуддин Ибрахим Ибн Мухаммад, ум. в 1120 г. хиджры) передал хадис «Гадир», сообщил о его степени «мутаватир». См. «Аль- -и Мухаммад (сав)», стр. 67, 68.
25. Тарих-и Бухари (Хафиз Абу Абдуллах Мухаммад Ибн Исмаил аль-Бухари, ум. в 256 г. хиджры) привел хадис «Гадир». См. «Тарих-и Бухари», т. 1. стр. 375
26. Тарих-и Багдад (Хафиз Абу Бакр Хатиб аль-Багдади, ум. в 463 г. хиджры) передал хадис «Гадир», речь «Рахба», хадис «Савму-ль Гадир» и сведения о ниспослании аята «Икмал» в Гадир Хуме на основании сахих санад (верных источников) и доверенных рави (передатчиков). См. «Тарих-и Багдад», т. 7, стр. 377; т. 8, стр. 290; т. 14, стр. 236.
27. Тарих-уль Хулафа (Хафиз Джелаладдин Адуррахман ас-Суйути, ум. в 911 г. хиджры) передал хадис «Гадир» и речь «Рахба» многими путями. См. «Тарих-уль Хулафа», стр. 65, стр. 114.
28. Тарих-и Димашк (Хафиз Ибн Асакир, ум. в 571 г. хиджры). Записал множество хадисов по этой теме, речь Повелителя верующих в битве «Джемал», передал, что аяты «Таблиг» и «Икмал» были ниспосланы в Гадир Хуме по поводу Хазрата Али Ибн Абу Талиба (ас). См. «Тарих-и Димашк», т. 7, стр. 83; в том же виде описал это в «Дурр-уль Мансур», т. 2, стр. 298 и «Фатх-уль Гариб», т. 2, стр. 57.
29. Тарих-и Мыср (Ибн Зувлак Хасан Ибн Ибрахим аль-Мысри, ум. в 387 г. хиджры) передал хадис «Гадир» также, как и Макризи. См. «Хутат-уль Макризийа», т. 2, стр. 222.
30. Тухфат-уль Ашраф би Марифет-иль Атраф (Хафиз Абу-ль Хаджадж аль-Миззи Йусуф Ибн Абдуррахман, ум. в 742 г. хиджры) привел хадис «Гадир» от Тирмизи, Насаи, и Ибн Маджа.
31. Тазкират-уль Хуффаз (Хафиз Шамсуддин аз-Захаби, ум. в 742 г. хиджры), так пишет автор анализируя сказанное Табари о хадисе «Гадир»: «Я был сильно поражен, когда увидел, что он передает хадис «Гадир» многими путями».
в части называющейся «Жизнь Судьи», пишет следующее: «Мы упомянули в Аль-Мусаннафе многие его превосходные документы, связанные с хадисом «Гадир».
Сан’ани в своем «Ар-Равзат-ун Надийя фи Шархи-т Тухфет-иль Алавийа» упомянул то же самое. См. «Ат-Тазкира», т. 3, стр. 231.
32. Тазкират-уль Хавасс-иль Уммах (Абу Музаффар Йусуф Ибн Абдуллах Сибт Ибн аль-Джаузи, ум. в 654 г. хиджры) он привел хадис «Гадир» и наравне с доказательствами «Джамаль» и «Рахбы» привел доказательства «Асбега». Особо отмечал, что Хадисы «Сауму-ль Гадир», «Тахнийа» и связанные с событием «Гадир Хум» аяты «Икмал» и «Саала Саилун» были ниспосланы о Хазрате Али (ас), что хадис «Гадир» обладает степенью сахих. См. «Тазкират-уль Хавасс-иль Уммах», стр. 17-20, 24, 48.
33. Тешниф-уль Азан (Хафиз Насир-ус Сунна Шехабуддин Ахмед Ибн МухаммадИбн Сиддик аль-Харезми) ученый 14 века. Привел хадис «Гадир» от многих хафизов, и от 54 асхабов, сообщил, что этот хадис путем таватур (непрерывной передачи) восходит к Пророку (сав).
34. Та’ликат-уль Агани (Устад Ахмед Заки аль-Мысри) ученый 14 века. Передал хадис «Гадир». См. «Та’ликат-уль Агани», т. 7, стр. 363.
35. Тафсир Алуси / Рух-уль Ма’ани(Сейид Шехабуддин Ибн Абдуллах аль-Алуси аль-Багдади, ум. в 1270 г. хиджры) передал хадис «Гадир», и отметил то, что аят «Таблиг» был ниспослан об Али (ас). См. «Рух-уль Ма’ани», т. 2, стр. 348-350.
36. Тафсир Ибн Кесира / Тафсир-уль Курани-ль Азым (Имамуддин Исмаил Ибн Омар Ибн Касир ад-Димашки, ум. в 774 г. хиджры) передал хадис «Гадир», отметил, что аят «Икмал» был ниспослан в день «Гадир» о Хазрате Али (ас). См. «Тафсир» Ибн Кесира, т. 2, стр. 14.
37. Тафсир Ибн Мардавийя (Хафиз Ибн Мардавийя аль-Исфагани, ум. в 416 г. хиджры) передал хадис «Тахнийа».
38. Тафсир Абу-с Сууда (Мауля Мухаммад Абу-с Сууд аль-Имади, ум. в 982 г. хиджры) приел хадис «Гадир» и сообщил о том, что аят «Саала Саилун» был ниспослан о дне «Гадир». См. Абу-с Сууд, «Тафсир», т. 8, стр. 292.
39. Тафсир Шербини / Фатху-с Сираджи Мунир(Шамсуддин Мухаммад аш-Ширбини аль-Кахири, ум. в 977 г. хиджры) сообщил о том, что аят «Саала Саилун» был ниспослан о дне «Гадир». См. «Сирадж-уль Мунир», т. 4, стр. 364.
40. Тафсир Шаукани / Фатху-ль Кадир (Кази Мухаммад Ибн Али аш-Шаукани ас-Сан’ани, ум. в 1250 г. хиджры) сообщил о том, что аят «Таблиг» был ниспослан в связи с событием «Гадир», о Имаме Али (ас). См. «Фатху-ль Кадир», т. 2, стр. 57.
41. Тафсир Табари (Хафиз Мухаммад Ибн Джарир ат-Табари, ум. в 310 г. хиджры) передал хадисы «Гадир» и «Тахнийа». См. Табари, «Тафсир», т. 3, стр.428.
42. Тафсир Изуддина ар-Рас’ани(Хафиз Абу Мухаммад Абдурраззак ар-Рас’ани аль-Мусили) отметил то, что аят «Таблиг» был ниспослан в связи с событием «Гадир», о Имаме Али (ас).
43. Тафсир Фахри Рази / Тафсир-и Кабир (Абу Абдуллах Фахруддин Ибн Омар ар-Рази аш-Шафии, ум. в 606 г. хиджры) передал хадисы «Гадир» и «Тахнийа», сообщил о том, что аят «Таблиг» был ниспослан о Имаме Али (ас). См. Рази, «Тафсир», т. 3, стр.636.
44. Тафсир Куртуби (Абу Яхья Ибн Са’дун аль-Йезди аль-Куртуби, ум. в 567 г. хиджры) сообщил о том, что аят «Саала Саилун» был ниспослан о дне «Гадир».
45. Аль-Манар (Шейх Мухаммад Абдо аль-Мысри, ум. в 1323 г. хиджры) передал хадис «Гадир», сообщил о том, что аят «Таблиг» был ниспослан был ниспослан в связи с событием «Гадир», о Имаме Али (ас). См. «Аль-Манар», т. 6, стр. 463-464.
46. Тафсир Нишапури / Гараиб-уль Кур’ан (Низамуддин Хасан Ибн Мухаммад аль-Кумми ан-Нишапури) из ученых 8 века. Передал хадис «Гадир», сообщил о том, что аят «Таблиг» был ниспослан был ниспослан в связи с событием «Гадир», о Имаме Али (ас). См. «Гараиб-уль Кур’ан», т. 6, стр. 170, 194.
47. Тальхис-уль Мустадрак (Хафиз Шамсуддин аз-Захаби, ум. в 748 г. хиджры) написал отдельную книгу по этой теме, в «Тальхисе» многими путями привел хадис «Гадир» и отметил степень «сахих» некоторых документов. См. «Тальхис-уль Мустадрак», т. 3, стр. 533.
48. Ат-Тамхид (Кази Мухаммад Абу Бакр аль-Бакиллани, ум. в 403 г. хиджры) привел хадисы «Мувалат» и «Тахнийя». См. «Тамхид», стр. 169, 171, 227.
49. Ат-Тамхид фи Байани-т Таухид(Абу Шакур Мухаммад Ибн Абдиссаид аль-Кашши ас-Салими) написал статью, посвященную хадису «Гадир».
50. Ат-Танбих ва-ль Ишраф (Али Ибн Хусейн аль-Мас’уди, ум. в 346 г. хиджры) передал хадис «Гадир», есть отдельная монография о празднике дня «Гадир». См. «Ат-Танбих ва-ль Ишраф», стр. 221.
51. Тахзиб-уль Асар (Хафиз Мухаммад Ибн Джарир ат-Табари, ум. в 310 г. хиджры) описал доказательство хадиса «Гадир», приведенное Имамом Али (ас) в речи «Рахба».
52. Тахзиб-уль Асма ва-ль Лугат(Хафиз Мухйиддин ан-Навави ад-Димашки, ум. в 676 г. хиджры) передал хадис «Гадир», попутно отметив, что Тирмизи упоминал его со степенью «Хасан».
53. Тахзиб-ут Тахзиб (Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани, ум. в 852 г. хиджры) после приведения хадиса «Гадир», отмечает передачу данного хадиса многими источниками и, что он обладает степенью «сахих». См. «Тахзиб-ут Тахзиб», т. 1, стр. 391; т. 7, стр. 327, 337.
54. Тахзиб-уль Камал фи Асмаи-р Риджал(Хафиз Абу-ль Хаджадж аль-Миззи, ум. в 842 г. хиджры) привел хадис «Гадир» от Абу-Хурейры, Барры Ибн Азиба, Джабира аль-Ансари и Зейда Ибн Аркама.
55. Тавзих-уд Далаиль аля Тарджихи-ль Фазаиль(Шихабуддин Ахмед) описал хадис «Татвидж» связанный с днем «Гадир», сообщил о ниспослании аята «Икмал» в местечке «Гадир Хум».
56. Тейсир-уль Вусуль иля Джами-иль Усуль (Хафиз Абдуррахман Ибн Рабий, ум. в 866 г. хиджры) передал хадис «Гадир». См. «Тейсир-уль Вусуль иля Джами-иль Усуль», т. 3, стр. 271.
57. Симар-уль Гулуб (Абу Мансур ас-Сал’аби ан-Нишапури, ум. в 429 г. хиджры) передал хадис «Гадир», отдельно отметил, что ночь «Гадир» – это ночь угощения среди уммы. См. «Симар-уль Гулуб», стр. 511.
58. Джами-уль Усуль фи Ахадиси-р Расуль (Абу-с Саадат Мубарак Ибн Асир аш-Шейбани аль-Джизери, ум. в 606 г. хиджры) приводит хадис «Гадир» от Тирмизи.
59. Аль-Джамиу-с Сагир (Джелаладдин ас-Суйути, ум. в 911 г. хиджры) привел хадис «Гадир» из многих источников. См. «Аль-Джамиу-с Сагир», т. 2 стр. 555.
60. Аль-Джам’у Бейне-с Сихахи-с Ситте (Абу Хасан Резин аль-Абдери аль-Андалуси, ум. в 535 г. хиджры) передал хадис «Гадир» от Сурейхи и Зейда Ибн Аркама.
61. Джам’у-ль Джевами (Джелаладдин ас-Суйути, ум. в 911 г. хиджры) передал хадис «Гадир», речь Имама Али (ас) «Рахба» и хадис «Тахнийа» из нескольких источников.
62. Джевахир-уль Агдейн (Нуруддин Али аль-Хасани ас-Самхуди, ум. в 911 г. хиджры) передал хадис «Гадир» от многих асхабов, сообщил о том, что аят «Саала Саилун» был ниспослан о дне «Гадир», а также привел доказательство от Омара Ибн Абд-уль Азиза по этой теме.
63. Хабибу-с Сийер (Гийясуддин Хандемир, ум. в 942 г. хиджры) упоминал хадис «Тахнийа». См. «Хабибу-с Сийер», т. 2 стр. 144.
64. Хадис-уль Гадир (Шейх Мансур ар-Рази) записал имена передатчиков хадиса «Гадир» в алфавитном порядке.
65. Хадис-уль Вилайат (Хафиз Абу Аббас Ибн аль-Укда, ум. в 333 г. хиджры) передал хадис «Гадир» указав 105 различных источников.
66. Аль-Хусейн (ас) (Сейид Али Джелалуддин аль-Хусейни аль-Мысри, ум. в 333 г. хиджры) передал хадис «Вилайат». См. «Аль-Хусейн» (ас), т. 12, стр. 132.
67. Хильят-уль Авлийа (Хафиз Абу Нуайм аль-Исфагани, ум. в 430 г. хиджры), передал хадисы «Гадир» и «Рахба» через Омара Ибн Абдульазиза
68. Аль-Хасаис (Великий мухаддис, автор «Сунана» - Хафиз Абдуррахман ан-Насаи, ум. в 303 г. хиджры) передал хадис «Гадир» от многих передатчиков. Передавая хадис «Рахба», сообщил, что аяты «Таблиг» и «Икмал» были ниспосланы о Имаме Али (ас). См. «Аль-Хасаис», стр. 3, 4, 7, 15, 19 и т.д.
69. Аль-Хасаис-уль Авлийа (Абу Фатх Мухаммад Ибн Али ан-Натанзи, ум. в 480 г. хиджры) передал хадисы «Гадир» и «Тахнийа», сообщил, что аяты «Таблиг» и «Икмал» были ниспосланы о Имаме Али (ас) в Гадир Хуме.
70. Хутат-уль Макризи (Такийуддин Ахмед Ибн Али аль-Макризи аль-Мысри, ум. в 845 г. хиджры) передал хадисы «Гадир» и «Тахнийа». См. «Хутат-уль Макризи», т. 2, стр. 222.
71. Ад-Дирайа фи Хадиси-ль Вилайа (Хафиз Абу Саид ас-Седжистани, ум. в 477 г. хиджры) передал хадис «Гадир» от 120 сподвижников с указанием документов
72. Ад-Дурру-с Симтайн фи Манакиби-с Сибтайн Вилайа (Джемалуддин Мухаммад аз-Заранди, ум. в 750 г. хиджры) передал хадисы «Тахнийа», сообщил о том, что аят «Саала Саилун» был ниспослан во время события «Гадир».
73. Ад-Дурару-ль Авал би Халл-и Альфаз-и Бидаи-ль Меал (Мухаммад Ибн Мухаммад аль-Мысри) в главе описания жизни и достоинств Хазрата Али (ас), привел хадис «Гадир».
74. Дуат-уль Худ’ат (Хафиз Абу-ль Касим Убейдуллах Ибн Абдуллах Ибн Хаддад аль-Хаскани, ум. в 490 г. хиджры) написал особую книгу о хадисе «Гадир», сообщил о том, что аят «Саала Саилун» был ниспослан в связи с событием Гадир.
75. Захаиру-уль Укба фи Менакиби Зев-иль Курба (Хафиз Мухибуддин Ахмед ат-Табари, ум. в 694 г. хиджры) передал хадисы «Гадир», «Тахнийа», и «Рахба» через нескольких рассказчиков. См. «Захаиру-уль Укба», стр. 67 – 87.
76. Захират-уль А’маль (Шехабуддин Ахмед Ибн Абдулькадир аш-Шафии) ученый 12 века. Передавая хадис «Гадир», указал на его степень «сахих» и присутствие многих подтверждающих документов.
77. Раби-уль Абрар (Абу-ль Касим ДжаруллахМахмуд Ибн Омар аз-Замахшари, ум. в 538 г. хиджры) в 41 главе своего труда представил речь Пророка (сав) в Гадир Хуме, и описал ценность Ахль аль-Бейт в сегодняшнем контексте.
78. Ар-Радду ала-ль Харкусийа (Хафиз Абу Джафар Мухаммад Ибн Джарир ат-Табари, ум. в 310 г. хиджры) передал хадис «Гадир» от 75 рассказчиков.
79. Равдату-с Сафа (Ибн Хавендишах, ум. в 903 г. хиджры) привел хадисы «Гадир» и «Тахнийа». См. Равдату-с Сафа, т. 1, стр. 173.
80. Равдату-н Назирин (Зияуддин Абу Мухаммад аль-Ватри аш-Шафии, ум. в 980 г. хиджры) отмечал, что хадис «Вилайат» обладает степенью «сахих» и абсолютно точен.
81. Равдату-н Надийа (Сейид Мухаммад Ибн Исмаил Ибн Салахаддин аль-Йамани, ум. в 1182 г. хиджры) передал хадис «Гадир» от многих передатчиков, также упомянул хадис «Тахнийа» и сообщил, что аят «Саала Саилун» был ниспослан в связи с событием «Гадир». Также у него есть статья о степени «мутаватир» хадиса «Гадир».
82. Риязу-с Салихин (Хафиз Мухйиддин Йахья Абу Закарийа ан-Навави, ум. в 676 г. хиджры) передал хадис «Гадир». См. «Риязу-с Салихин», стр. 152.
83. Риязу-н Назира (Хафиз Мухйиддин Ахмад Ибн Абдуллах ат-Табари, ум. в 694 г. хиджры) передал хадис «Гадир» от многих передатчиков, также упомянул хадисы «Тахнийа», «Татвидж», «Рукбан» и «Рахба». См. «Риязу-н Назира», т. 2, стр. 169 – 170, 179 – 203.
84. Заваид-уль Муснад (Хафиз Абдуллах Ибн Ахмад Ибн Ханбаль, ум. в 290 г. хиджры) передал хадис «Гадир» и сообщил о ниспослании аята «Саала Саилун» в связи с событием «Гадир». .
85. Зайну-ль Фета фи Шархи – Хель Эта(Абу Мухаммад Ахмад аль Асими) ученый 5 столетия хиджры. После передачи хадис «Гадир» от многих передатчиков, говорит «Умма приняла этот хадис, и он соответствует правилам». Также привел хадисы, сообщающие о посте в дни «Рахба», «Тахнийа» и «Гадир».
86. Cирру-ль Аламейн ва Кашфу Ма фи-д Дарейн (Известный под прозвищем «Худжат-уль Ислам» (Доказательство Ислама) - Хафиз Абу Хамид Мухаммад аль-Газали, ум. в 505 г. хиджры). После передачи хадисов «Гадир» и «Тахнийа», пишет следующее: «Ученые Ахль ас-Сунна едины в своем мнении относительно того, что хадис «Гадир» присутствует в речи (хутбе) Пророка (сав)». См. «Cирру-ль Аламейн», стр. 9.
87. Саракату-ш Ши’р (Хафиз Абдуллах аль-Марзбани аль-Багдади, ум. в 384 г. хиджры)
88. Салвету-уль Арифин (Хусейн Ибн Исмаил аль-Джурджани). В пояснении к хадису «Кому я — повелитель, тому и Али — повелитель!», передает хадис «Гадир Хум» от Пророка (сав).
89. Симту-ль Меджид (Сейид Ахмад аль-Кашшаши, ум. в 1071 г. хиджры). Сообщает о хадисе «Татвидж».
90. Ас-Сунна (Ахмад Ибн Амр Ибн Абу-ль Асим, ум. в 287 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» несколькими путями и уделил место хадису «Рахба».
91. Ас-Сунан, передает хадис «Гадир» через Хазрата Али (ас) и Са’да Абу Ваккаса.
92. Ас-Сунан (Хафиз Осман Ибн Мухаммад Ибн Абу Шейба аль-Куфи, ум. в 239 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» от нескольких передатчиков, также привел хадис «Тахнийа» и множество хадисов, связанных с событием «Гадир Хум».
93. Ас-Сунан (Хафиз Мухаммад Ибн Йазид аль-Казвини Абу Абдуллах Ибн Маджа, ум. в 273 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» многими путями. См. Ибн Маджа, «Сунан», т. 1, стр. 28-30.
94. Сунан аль-Кубра (Хафиз Абдуррахман Ахмад Ибн Шуайб ан-Насаи, ум. в 303 г. хиджры). Передал хадис «Гадир». См. «Аль-Бидайя ва-н Нихайа» т. 5, стр. 209.
95. Ас-Сират-уль Халебийа (Нуруддин Али Ибн Бурхануддин Халеби аш-Шафии, ум. в 1044 г. хиджры). Признает степень «сахих» хадиса «Гадир», приводит его с превосходной документацией. См. «Ас-Сират-уль Халебийа», т. 3, стр. 301-302.
96. Шарху Таджрид (Алауддин Али Ибн Мухаммад аль-Кушчи, ум. в 879 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» и дал пояснения слову «мауля».
97. Шарху Дивани Амир аль-Муминин(ас) (Камалуддин Хусейн Ибн Муиниддин аль-Йезди аль-Мейбуди). Передал хадис «Гадир». См. «Шарху Дивани Амир аль-Муминин» (ас), стр. 415.
98. Шарху-ш Шифа (Шехабуддин аль-Хаффаджи аль-Мисри, ум. в 1069 г. хиджры). Передал хадис «Гадир». См. «Шарху-ш Шифа», т. 3, стр. 456.
99. Шарху Сахихи Муслим (Абу Абдуллах Мухаммад Ибн Халифа аль-Ваштани, ум. в 827 г. хиджры). Предал доказательство приведенное Хазратом Али (ас) против Тальхи в битве «Верблюда» («Джамал»). См. «Шарху Сахихи Муслим», т. 6, стр. 236.
100. Шарху Сахихи Муслим (Абу Абдуллах Мухаммад ас-Сенуси, ум. в 892 г. хиджры). Привел доказательство Хазрата Али (ас) в битве «Верблюда» («Джамал»). См. «Шарху Сахихи Муслим», т. 6, стр. 236.
101. Шарху-ль Максаид (Са’дуддин Мас’уд Ибн Омар ат-Тафтазани аш-Шафии, ум. в 791 г. хиджры). Признавал степень «сахих» хадиса «Гадир» и дал пояснения слову «мауля». См. «Шарху-ль Максаид», стр. 288.
102. Шарху-ль Мавакиф (Сейид Шариф аль-Джурджани аль-Хусейни аль-Ханафи, ум. в 618 г. хиджры). Считал хадис «Гадир» абсолютно достоверным и давал пояснения слову «мауля». См. «Шарху-ль Мавакиф», т. 3, стр. 271.
103. Шарху-ль Мавахиб-уд Денийа (Абу Абдуллах Мухаммад аз-Заркани аль-Мысри, ум. в 1122 г. хиджры). Передал хадисы «Гадир» «Тахнийа», и «Рахба»; делал упор на степени «сахих» и «мутаватир» хадиса «Гадир». См. «Шарху-ль Мавахиб», т. 5, стр. 10; т. 7, стр. 13.
104. Шарху-н Нахджу-ль Балага (Изуддин Абдульхамид аль-Медаини Ибн Абу-ль Хадид аль-Мутазили, ум. в 655 г. хиджры). При передаче хадиса «Гадир», говорит следующее: «Это одно из самых известных достоинств Амира аль-Муминин Али (ас)» (см. «Шарху-н Нахджу-ль Балага», т. 2, стр. 273-449). Ибн Абу-ль Хадид привел указанное здесь доказательство относительно Хазрата Али (ас), посредством нескольких источников, а также передал хадис «Рукбан» (см. «Шарху-н Нахджу-ль Балага», т. 2, стр. 61) и хадис «Рахба» (см. «Шарху-н Нахджу-ль Балага», т. 1, стр. 289), сведения о беседе некоего молодого человека с Абу Хурейрой об этом доказательстве (см. «Шарху-н Нахджу-ль Балага», т. 1, стр. 209-361), затем информацию о вынесении решения Хазратом Аммаром в день битвы Сиффин, при помощи хадиса «Гадир» (см. «Шарху-н Нахджу-ль Балага», т. 1, стр. 360), и хадис «Исбату-д Да’ават» (см. «Шарху-н Нахджу-ль Балага», т. 2, стр. 361, т. 4, стр. 388).
105. Шарху-ль Хашимийати-ль Кумейт(Махмуд ар-Рафии). Представитель современных ученых. Передал хадис «Гадир». См. «Шарху-ль Хашимийат», стр. 81.
106. Шарху-ль Хамазийати-ль Бусири (Хафиз Шехабуддин Ахмад Ибн Мухаммад Ибн Али Ибн Хаджар аль-Хайтами, ум. в 974 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» от 30 асхабов, особо отмечал степень «сахих» этого хадиса. См. «Шарху-ль Хамазийа», стр. 221.
107. Шарафу-ль Мустафа (Хафиз Абдульмалик Абу Са’ад аль-Харкуши, ум. в 407 г. хиджры), привел хадис «Тахнийа» двумя путями, и выделил следующий хадис от Пророка (сав): «Поздравьте меня. Ибо Аллах дал мне пророчество, а имамат сделал уделом моего Ахль аль-Бейт».
108. Шарафу-ль Муаббад ли Ал-и Мухаммад(Шейх Йусуф ан-Набхани). Из современных ученых. См. «Шарафу-ль Муаббад», стр. 113.
109. Аш-Шифа (Хафиз Кади Аяз ас-Сибти, ум. в 544 г. хиджры), передал хадис «Гадир».
110. Шамсу-ль Ахбар (Шейх Али Ибн Хамид аль-Курейши, ум. в 621 г. хиджры). Передал хадис «Гадир», а также еще один связанный с ним.
111. Шевахиду-т Танзиль (Хафиз Абу Абдуллах Ибн Абдуллах Ибн Хаддад аль-Хаскани, ум. в 490 г. хиджры). Писал о том, что аят «Таблиг» был ниспослан о Хазрате Али (ас), а аят «Икмал» был ниспослан в день Гадир.
112. Ас-Сахих (Хафиз Абу Хатим Мухаммад Ибн Хиббан аль-Бести, ум. в 354 г. хиджры). Передал, что хадис «Гадир» и аят «Таблиг» были ниспосланы о Хазрате Али (ас). См. «Нузуль-уль Абрар», стр. 20; Риязу-н Назира, т. 2, стр. 169.
113. Ас-Сунан (Хафиз Мухаммад Ибн Иса ат-Тирмизи, ум. в 279 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» несколькими путями и обратил внимание на то, что этот хадис обладает степенью «сахих». См. Тирмизи, «Сунан», т. 2, стр. 298.
114. Ас-Сирату-с Савий фи Манакиби Аль-ин-Небийи (Махмуд аш-Шейхани аль-Кадири аль-Мадани). Писал о том, что хадисы «Гадир» «Тахнийа» и «Тарвидж», а также ниспослание аята «Саала Саилун» связаны с событием «Гадир». Сообщает также о существовании многих хадисов «сахих» (касающихся данной темы), но присоединяет к этому сообщению слова о том, что Бухари и Муслим не упоминают их.
115. Сафвату-с Сафва (Абу-ль Фарадж Абдуррахман Ибн Джоузи, ум. в 597 г. хиджры). Цитируя Зазана привел хадис «Рахба».
116. Сиффин (Известный под именем «Ибн Дизиль» – Хафиз Абу Исхак Ибрахим Ибн Хусейн аль-Касаи, ум. в 281 г. хиджры). Писал о том, что хадис «Рукбан», а также ниспослание аята «Саала Саилун» связаны с событием «Гадир».
117. Сиффин (Наср Ибн Мазахим аль-Куфи). Упомянул о том, что в битве при Сиффине, Аммар Ибн Ясир привел как доказательство хадис «Гадир» против Амра Ибн Аса, и возвел его передачу к Хаббу Ибн Джувейн. См. «Усд-уль Габа», т. 1, стр. 367.
118. Ас-Салату-ль Фахира би-ль Ахадиси-ль Мутаватире (Хамид Ибн Али аль-Имади, ум. в 1171 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» несколькими путями и обратил внимание на то, что этот хадис обладает степенью «мутаватир». См. «Ас-Салату-ль Фахира», стр. 49.
119. Ас-Саваик-уль Мухрика (Хафиз Шахабуддин Ахмад Ибн Мухаммад Ибн Али Ибн Хаджар аль-Хайтами, ум. в 974 г. хиджры). Передал хадис «Гадир», указал на то, что этот хадис обладает степенью «сахих», и приводится во многих документах. См. «Ас-Саваик», стр. 25-26.
120. Табакат-уль Хуффаз (Хафиз Шамсуддин Мухаммад Ибн Ахмад Ибн Осман аз-Захаби, ум. в 748 г. хиджры). В главе описывающей жизнь Мухаммада Ибн Джарира ат-Табари, пишет следующее: «Ибн Дауд рассказывал о хадисе «Гадир» и о его степени «сахих», и потом сказал следующее: «Я видел, как Ибн Джарир писал книгу о подтверждающих документах этого хадиса, и даже пришел в изумление от множества документов, где он упоминался». См. «Табакат-уль Хуффаз», т. 2, стр. 254.
121. Тавалиу-ль Анвар (Кади Насируддин Абдуллах Омар Абу-ль Хайр аль-Бейзави, ум. в 685 г. хиджры). Считал хадис «Гадир» обладающим степенью «сахих».
122. Аль-Урвату-ль Вусга (Алауддин Ахмад Ас-Симнани, ум. в 736 г. хиджры). После передачи хадиса «Гадир», говорит: «Этот хадис из разряда «Муттафикун алейх» (ученые едины во мнении о нем (его достоверности)).
123. Аль-Икд-уль-Фарид (Абу Омар Ахмад Ибн Абдираббих аль-Куртуби, ум. в 328 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» и сведения о том, что халиф Мамун, указывал его как доказательство перед 40 факихами (богословы-законоведы).
124. Агду-н Набави (Шейх Ибн Абдуллах аль-Идрис аль-Хусейни аль-Йемени, ум. в 1041 г. хиджры).
125. Умдат-уль Кари Шарху Сахих Бухари (Бадруддин аль-Ханафи аль-Айни, ум. в 855 г. хиджры). Особо указал на то, что хадис «Гадир», и аят «Таблиг» ниспосланы в местечке Гадир-Хум о Хазрате Али (ас). См. «Умдат-уль Кари», т. 8, стр. 584.
126. Фатху-ль Бари (Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани, ум. в 852 г. хиджры). Сообщает о том, что хадис «Кому я — повелитель, тому и Али — повелитель!» передается от многих передатчиков, а также то, что Тирмизи и Насаи тоже передают его, а Ибн Укда записал подтверждающие документы в отдельной книге, и многие документы обладают степенью «сахих» и «хасан». См. «Фатху-ль Бари», т. 7, стр. 61.
127. Фатху-ль Мубин (Рашидуддин Хан ад-Дехлеви). Приводит хадис «Гадир» путем Таберани через Ибн Омара и других.
128. Аль Футухат-уль Исламийа (Сейид Ахмад Зейни Дехлан аль-Макки, ум. в 1304 г. хиджры). Передал хадисы «Тахнийа» и «Вилайат». См. «Аль Футухат-уль Исламийа», т. 2, стр. 306.
129. Аль Футухат-уль Вахбийа (Бурхануддин Ибрахим Мер’и аш-Шабирхити, ум. в 1106 г. хиджры). Передал хадис «Гадир».
130. Фараиду-с Симтейн фи Фазаили-ль Муртаза ва-ль Бетуль ва-с Сибтейн (Шейху-ль Ислам Абу Исхак Ибрахим Ибн Са’адуддин аль-Химниви, ум. в 722 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» многими путями (от многих передатчиков), в связи с этой темой упомянул и другие хадисы. См. «Фараиду-с Симтейн», баб (глава): 9-10-13-40-58.
131. Фаслу-л Хитаб (Мухаммад аль-Хафизи аль-Бухари Хадже Парса, ум. в 822 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» от Омара Ибн Хаттаба, и хадис «Исабет-уд Да’ва» от Зазана.
132. Аль-Фусус-уль Мухимма (Нуруддин Али Ибн Мухаммад аль-Макки аль-Малики Ибн Саббагх, ум. в 855 г. хиджры). Упоминал о том, что наряду с хадисами «Гадир», «Тахнийа» и «Татвидж», и ниспосланием аята «Таблиг» в местечке Гадир-Хум о Хазрате Али (ас), аят «Саала Саилун» также был ниспослан в связи с этим событием. См. «Аль-Фусус-уль Мухимма», стр. 24, 27.
133. Фадаилу-с Сахаба (Хафиз Абу Са’д Абдулькарим ас-Сам’ани, ум. в 562 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» от Омара Ибн Хаттаба и Барры Ибн Азиба, также привел хадис «Тахнийа».
134. Фадаилу-с Сахаба (Хафиз Ахмад Ибн Абдуллах Абу Нуайм аль-Исфахани, ум. в 430 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» многими путями.
135. Аль-Фаваид (Хафиз Исмаил Ибн Абдуллах Ибн Мас’уд ас-Саммуйа, ум. в 267 г. хиджры). Передал хадис «Гадир». См. «Нузуль-уль Абрар», стр. 20.
136. Аль-Фаваид (Хафиз Мухаммад Ибн Абдуллах аш-Шафии аль-Баззаз, ум. в 354 г. хиджры). Передал несколько хадисов, связанных с событием «Гадир» от Зейда Ибн Аркама.
137. Фейзу-ль Кадир Шарху Джамиу-с Сагир (Зейнуддин Абдуррауф аль-Хаддади аль-Манави, ум. в 1031 г. хиджры). В своем произведении описал несколько хадисов и аятов в связи с данной темой; особо отметил, что хадис «Гадир» передается посредством документов, обладающих степенями «сахих» и «хасан», также передал, что этот хадис обладает степенью «мутаватир» основываясь на данных Суйути. См. «Фейзу-ль Кадир», т. 6, стр. 218.
138. Куррат-уль Айн (Абдульазиз Абу Валийуллах аль-Омари ад-Дехлеви, ум. в 1176 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» от Барры Ибн Азиба и Зейда Ибн Аркама.
139. Катф-уль Азхари-ль Мутанасира фи-ль Ахбари-ль Мутаватира (Хафиз Джелаладдин ас-Суйути, ум. в 911 г. хиджры). В этой книге он доказал передачу хадиса «Гадир» документами степени «мутаватир».
140. Аль-Гаулу-ль Фасл (Аль-Хидар’иль-Хаддад). Так пишет о хадисе «Гадир»: «Ибн Укда привел этот хадис от 105-и асхабов. Хафиз Абу Ала аль-Аттар (ум. в 569 г. хиджры) привел данный хадис 250-ю путями». См. «Аль-Гаулу-ль Фасл», т. 1, стр. 445.
141. Аль-Кашиф (Хасан Ибн Мухаммад, ум. в 743 г. хиджры). Передал хадисы «Гадир» и «Тахнийа», и в главе, объясняющей хадис «Гадир», сделал 100 пояснений.
142. Кифаяту-т Талиб (Хафиз Абу Абдуллах Мухаммад Ибн Йусуф аль-Гянджи аш-Шафии, ум. в 658 г. хиджры). После упоминания хадиса «Гадир» и связанных с ним нескольких других хадисов, сказал: «Хадис «Гадир» указывает на Вилайат, а Вилайат – это Халифат».
143. Кифаяту-т Талиб (Шейх Мухаммад Хабибуллах аш-Шанкати аль-Мадани аль-Малики). Привел хадис «Гадир» несколькими путями, а хадисы «Рахба» и «Рукбан» - двумя.
144. Аль-Куна ва-ль Асма (Дулаби Абу Бушр ар-Рази, ум. в 310 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» от Зейда Ибн Аркама, а хадис «Рахба» от Абу Гуддамы. См. «Аль-Куна ва-ль Асма», т. 2, стр. 61 – 88.
145. Канзу-ль Уммаль (Муттаки Али Ибн Хисамиддин Ибн Кади Абдульмалик аль-Куреши аль-Хинди, ум. в 975 г. хиджры). Наряду с передачей хадиса «Гадир» на основании многих подтверждающих документов, привел также хадис «Тахнийа» и доказательства Хазрата Али (ас) против Тальхи в битве «Джамал».
146. Канзу-ль Хакаик (Зейнуддин Ибн Тадж’ил Ариф аль-Хаддади аль-Менави, ум. в 1301 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» в различных вариациях.
147. Аль-Ламаат фи Шархи-ль-Мишкат (Абдульхакк Ибн Сейфуддин аль-Бехари, ум. в 1502 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» на основании различных источников, отметил, что многие подтверждающие доказательства (документы) обладают степенями «сахих» и «хасан».
148. Ма назала мин аль-Кур’ани фи Амир аль-Муминин (Хафиз Ахмад Ибн Абдуррахман Абубакр аш-Ширази, ум. в 411 г. хиджры). Передал от Ибн Аббаса, что аят «Таблиг» ниспослан в местечке Гадир-Хум о Хазрате Али (ас).
149. Ма назала мин аль-Кур’ани фи Алийин(Хафиз Абу Нуайм аль-Исфахани, ум. в 430 г. хиджры). Передал хадисы и аяты связанные с событием «Гадир», записал стихотворение Хасана Ибн Сабита (ра) о событии «Гадир».
150. Маджмау Бихар-иль Анвар (Хафиз Джемалуддин Мухаммад Тахир аль-Хинди – Малик-уль Мухаддисин, ум. в 986 г. хиджры). Принял смерть за веру (стал шахидом). Передал написанное Ибн Асиром в книге «Ан-Нихайа» о событии «Гадир».
151. Маджмау-ль Заваид (Хафиз Али Ибн Абу-ль Хасан аль Хайсами, ум. в 807 г. хиджры). Передал множество хадисов, связанных с событием «Гадир», отмечал, что подтверждающие документы обладают степенями «сахих».
152. Махасин-уль Азхар (Алламе Хамид аль-Махалли). Наряду с хутбой (речью) и хадисом «Гадир», также передал хадис «Сакалейн».
153. Аль-Мухтара (Хафиз Зияуддин Мухаммад Ибн Абдульвахид аль-Мукаддаси, ум. в 643 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» из множества книг.
154. Мир’ату-ль Джаннат (Абу Саадат Абдуллах Ибн Ас’ад Ибн Али аль-Йафии аш-Шафии, ум. в 768 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» как абсолютно достоверный хадис, и считал его одним из больших достоинств Хазрата Али (ас).
155. Мир’ату-ль Муминин (Мавлеви Валийуллах аль-Лакнави). Доказал степень «сахих» хадиса «Гадир», путем многих изысканий; также приводит хадисы «Рахба» и «Исабет-уд Да’ва».
156. Марафизу-ур Равафиз (Хисамуддин Ибн Мухаммад Байазид ас-Сехар Нупури). Передал хадис «Гадир» от Барры Ибн Азиба и Зейда Ибн Аркама (ра).
157. Мараджу-ль Бахрейн (Хафиз Абу Фарадж ас-Сакафи). Передал хадис «Гадир».
158. Аль-Миркат фи Шархи-ль Мишкат (Шейх Нуруддин Молла Али аль-Кари аль-Ханафи, ум. в 1014 г. хиджры). После передачи хадиса «Гадир», пишет следующее: «Без сомнения этот хадис – «сахих», некоторые хафизы сообщают, что он обладает степенью «мутаватир» (непрерывность передачи, полностью правильный, передаваемый многими передатчиками, полностью достоверный, отрицание коего выводит из религии). Cм. «Аль-Миркат фи Шархи-ль Мишкат», т. 5, стр. 568.
159. Мурудж-уз Захаб (Али Ибн Хусейн аль-Багдади –Мас’уди-, ум. в 346 г. хиджры). Передал хадисы связанные с событием «Гадир», особо указал на то, что хадис «Гадир», среди асхабов, повествует только о Хазрате Али (ас). См. «Мурудж-уз Захаб», т. 2, стр. 11-49.
160. Мустадрак-ус Сахихейн (Хафиз Мухаммад Ибн Абдуллах аль-Хаким аз-Захаби ан-Нишапури, ум. в 405 г. хиджры). Доказал степень «сахих» хадиса «Гадир». См. «Мустадрак-ус Сахихейн», т. 3, стр. 109, 110, 116, 132, 171, 371, 533.
161. Аль-Мусальсаль би-ль Асма (Хафиз Мухаммад Ибн Абубакр Омар аль-Мадани, ум. в 581 г. хиджры). Привел доказательство Святой Фатимы (ас).
162. Аль-Муснад (Хафиз Ибн Рахойа Исхак Ибн Ибрахим аль-Ханзали аль-Марузи, ум. в 237 г. хиджры). Передал хадис «Гадир». См. «Ташниф-уль Азан», стр. 77.
163. Аль-Муснад (Абу Абдуллах Ахмад Ибн Ханбаль аш-Шейбани, ум. в 241 г. хиджры). Передал хадисы «Гадир», «Тахнийа», «Рахба» подтвердив их многими документами степени «сахих». См. «Муснад», т. 1, стр. 84-88, 118-152, 311, т. 4, стр. 281.
164. Аль-Муснад (Хафиз Осман ибн Мухаммад Абу Шейба аль-Абcи, ум. в 239 г. хиджры). Привел хадис «Гадир».
165. Аль-Муснад аль-Кабир (Хафиз Ахмад Ибн Али аль-Мусули Абу Я’ла, ум. в 307 г. хиджры). С См. «Аль-Бидайя ва-ль Нихайя», т. 5, стр. 209, т. 7, стр. 337.
166. Муснад аль-Муаллаль (Хафиз Ахмад Ибн Амр Абубакр аль-Баззаз аль-Басир, ум. в 292 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» от нескольких передатчиков. См. «Ташниф-уль Азан», стр. 77.
167. Мишкат-уль Масабих (Мухаммад Ибн Абдуллах Хатиб ат-Тебризи). Упомянутый труд составлен в 737 году хиджры, передал хадисы «Гадир» и «Тахнийа» от Барры Ибн Азиба и Зейда Ибн Аркама (ра). См. «Мишкат-уль Масабих», стр. 557.
168. Мушкиль-уль Асар (Хафиз Абу Джафар аль-Азди ат-Тахави, ум. в 321 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» от Са’ада Абу Ваккаса (ра) и Али Ибн Абу Талиба (ас). См. «Мушкиль-уль Асар», стр. 307-309.
169. Масабиху-с Сунна (Хафиз Хусейн Ибн Масуд Абу Мухаммад аль-Фарра аль-Багави, ум. в 516 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» от Зейда Ибн Аркама (ра). См. «Масабиху-с Сунна», т. 2, стр. 199.
170. Маталибу-с Сууль (Абу Салим Мухаммад Ибн Тальха аль Куреши ан-Нусайби, ум. в 652 г. хиджры). Передал, что хадис «Гадир» и аят «Таблиг» повествуют о Хазрате Али (ас); также отметил, что день «Гадир» является праздником. См. «Маталибу-с Сууль», стр. 16-54.
171. Маариджу-ль Ула (Шейх Мухаммад Садруалам), передал несколько хадисов и аятов в связи с событием «Гадир»; писал о том, что хадисы, повествующие о событии «Гадир» обладают степенью «сахих» и «мутаватир».
172. Маариджу-ль Усуль (Джемалуддин Мухаммад аз-Заранди, ум. в 750 г. хиджры). Передал сведения о том, что аят «Саала саилун» был ниспослан в связи с событием «Гадир».
173. Аль-Маариф (Абу Мухаммад Абдуллах Ибн Муслим Ибн Кутейба ад-Динавари, ум. в 276 г. хиджры). Передал хадисы «Гадир» и «Исабет-уд Да’ва» (См. «Аль-Маариф», стр. 251-291; «Шарху Нахдж», Ибн Аби-ль Хадид, т. 4, стр. 338), а также сведения о приведении неким молодым человеком в качестве доказательства, хадиса «Гадир» Абу Хурейре, в главе посвященной биографии Абу Хурейры (см. Ибн Аби-ль Хадид, т. 1, стр. 360). Исказители удалили эту информацию из книги Мысыра Ибн Мераифа.
174. Аль-Му’тасар Мин аль-Мухтасар (Джемалуддин Абу Мехасин Йусуф Ибн Салхуддин аль-Ханефи). Записал некоторые хадисы, связанные с событием «Гадир» и отметил, что сам хадис «Гадир» обладает степенью «сахих». См. «Аль-Му’тасар Мин аль-Мухтасар», стр. 413.
175. Аль-Му’тамад фи-ль Му’такад(Фадлуллах Абу Саид аш-Шафии ат-Турбешти). Привел хадис «Гадир».
176. Аль-Му’джам (Хафиз Абдуллах Ибн Мухаммад аль-Багави, ум. в 317 г. хиджры). Привел хадис «Рукбан». См. «Рияду-н Надира», т. 2, стр. 169.
177. Аль-Муджам-уль Удаба (Абу Абдуллах Йакут аль-Химви ар-Руми, ум. в 626 г. хиджры). Приводит в подтверждение истинности хадисов о «Гадир Хум» мнение Мухаммада Ибн Джарира ат-Табари. В свою очередь Ибн Джарир ат-Табари передает хадис «Гадир» путем 70-и различных передатчиков. См. «Муджам-уль Удаба», т. 18, стр. 80.
178. Аль-Муджам-уль Аусат (Хафиз Сулейман Ибн Ахмад аль-Хумми Абу-ль Касим ат-Табарани, ум. в 360 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» и доказательство «Рахба». См. «Маджмау-з-Заваид», т. 9, стр. 108; «Канз-уль Уммаль», т. 6, стр. 403.
179. Муджам-уль Булдан (Абу Абдуллах Йакут аль-Химви ар-Руми, ум. в 626 г. хиджры). Привел хутбу (речь) Пророка (сав) в Гадир Хуме.
180. Аль-Муджаму-с-Сагир (Хафиз Сулейман Ибн Ахмад Ибн Айюб аль-Лахми Абу-ль Касим ат-Табарани, ум. в 360 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» и доказательство «Рахба». См. «Маджмау-з-Заваид», т. 9, стр. 108.
181. Аль-Муджаму-ль-Кабир (Хафиз Сулейман Ибн Ахмад Ибн Айюб аль-Лахми Абу-ль Касим ат-Табарани, ум. в 360 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» от Хазрата Али, Абу Айюба Аль-Ансари, Билала Хабеши, Зейда ибн Аркама, Абдуллаха Ибн Омара, Амра Ибн Мурры, Джарира Ибн Абдуллаха, Хузейфы Ибн Усейда. См. «Канзу-ль Уммаль», т. 6, стр. 154; «Маджмау-з-Заваид», т. 95, стр. 106.
182. Ма’арифату-с Сахаба (Хафиз Абу Нуайм аль-Исфахани, ум. в 430 г. хиджры). Привел хадис «Татвидж» о дне «Гадир».
183. Мифтаху-н Наджа фи Манакиб-и Ал-и Аба (Мирза Муххамад Ибн Мутамадхан аль-Бидахши), после приведения нескольких хадисов, связанных с событием «Гадир», пишет следующее: «Хадис «Гадир» приводится от многих передатчиков – это известный хадис степени «сахих»».
184. Макталь-уль Имами-с Сибти-ш Шахиб(Муваффак Ибн Ахмад Абу Муаййад Хатиб аль-Хорезми, ум. в 568 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» от многих передатчиков.
185. Аль-Милаль ва-н Нихаль (Абу-ль Фатх Мухаммад Ибн Абу-ль Касым аш-Шахристани, ум. в 548 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» и «Тахнийа»; сообщил, что аят «Таблиг» был ниспослан в Гадир Хуме.
186. Ман Рава Хадис-эль Гадир(Абубакр Мухаммад Ибн Омар ат-Тамими аль-Багдади аль-Джуаби, ум. в 355 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» 125-ю различными путями.
187. Аль-Манакиб (Ахмад Ибн Ханбаль аш-Шейбани, ум. в 241 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» от Хазрата Бурейды, Зейда Ибн Аркама, Омара Ибн Хаттаба и Малика Ибн Хувейриса.
188. Аль-Манакиб (Абу-ль Хасан Али Ибн Мухаммад аль-Джелаби Ибн Махазили, ум. в 483 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» многими путями от нескольких групп сахабов (сподвижников).
189. Аль-Манакиб (Хафиз Абдуррахман Ибн Али аль-Джоузи, ум. в 597 г. хиджры). Приведя хадис «Тахнийа», пишет следующее: «Ученые специализирующиеся на Жизнеописании Пророка (сав), сходятся во мнении о том, что Событие «Гадир» произошло 18-го числа месяца Зи-ль Хиджжа по возвращению из Прощального Хаджа».
190. Аль-Манакиб (Хатиб аль-Хорезми, ум. в 568 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» и многие аяты и хадисы, связанные с Событием «Гадир». См. «Манакиб-и Хорезми», стр. 93-94, 112-124-130-217.
191. Манакиб-и Али Ибн Абу Талиб (Ахмад Ибн Мухаммад ат-Табари аль-Халили). Упомянутый труд составлен в 411 году хиджры. Привел хадис «Тахнийа» произнесенный в день «Гадир».
192. Аль-Мунтака фи Сирет-иль Мустафа(Са’дуддин Мухаммад аль-Казируни, ум. в 758 г. хиджры). Упоминал хадис «Гадир».
193. Мунтаха-ль Келам (Маулеви Хайдар Али Фейзабади). Привел хадис «Гадир» от Ахмада Ибн Ханбаля и Тирмизи.
194. Мунтаха-ль Мадарик (Са’дуддин Мухаммад Ибн Ахмад аль-Фарагани, ум. в 700 г. хиджры). Упомянул хадис «Гадир» и два бейта стихотворения Хазрата Али (ас).
195. Минхаджу-с Сунна (Ибн Теймиййа). Пишет следующее: «Событие «Гадир» произошло по возвращении Пророка (сав) из Прощального Хаджа, и все сообщают об этом. См. «Минхаджу-с Сунна», т. 4, стр. 13.
196. Аль-Мавакиф (Кади Абдуррахман Ибн Ахмад аль-Иджли, ум. в 756 г. хиджры). Сообщил о том, что хадис «Гадир» обладает степенью «сахих».
197. Мавахиб-уль Ладунийа (Хафиз Ахмад Ибн Абубакр аль-Касталани, ум. в 926 г. хиджры). Так пишет в своем произведении: «У Хадиса «Гадир» есть много подтверждающих документов, большинство из которых обладают степенями «сахих» и «хасан»». См. «Мавахиб-уль Ладунийа», т. 2, стр. 13, т. 7, стр. 13.
198. Аль-Муджаз (Ас’ад Ибн Абу-ль Фазл аль-Иджли, ум. в 600 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» от Хузейфы Ибн Усейда и Амра Ибн Лейлы.
199. Маваддат-уль Гурба (Сейид Али Шахаб аль-Хамадани, ум. в 786 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» многими путями.
200. Мизан-уль И’тидал (Хафиз Шамсуддин Мухаммад Ибн Ахмад Ибн Осман аз-Захаби, ум. в 748 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» от Хазрата Али (ас) и Зейда Ибн Аркама, а хадис «Рахба» от Амра аз-Зиннура. См. «Мизан-уль И’тидал», т. 2, стр. 224-303.
201. Насру-ль Лаали (Сейид Абдульхамид Ибн Сейид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, ум. в 1324 г. хиджры). Передал, что хадис «Гадир» был, абсолютно точно, сказан Пророком (сав), установил географическое положение Гадир Хума. См. «Насру-ль Лаали», стр. 166-170-172.
202. Нухаб-уль Манакиб (Абубакр Мухаммад Ибн Омар ат-Тамими аль-Багдади Ибн Джуаби, ум. в 335 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» 125-ю различными путями.
203. Надыму-ль Фарид (Маскуйе, Абу Али Ахмад Ибн Мухаммад, ум. в 421 г. хиджры). Он так пишет о Хазрате Али (ас): «Хазрат Али (ас), в соответствии с хадисом «Гадир» является Обладателем Вилайата (руководство Ахль аль-Бейт над людьми)».
204. Нузуль-уль Абрар (Мирза Мухаммад Ибн Му’темдхан аль-Бидахши). Привел хадис «Гадир» многими путями, записывая хадисы «Рахба» и «Тахнийа», так сказал о хадисе «Гадир»: «Этот хадис – степени «сахих», его передали многие асхабы». См. «Нузуль-уль Абрар», стр. 18-21.
205. Нузхат-уль Маджалис (Шейх Абдуррахман Ибн Абдуссалам ас-Сафури аш-Шафии). Передает, что аят «Саала Саилун» был ниспослан в связи событием «Гадир». См. «Нузхат-уль Маджалис», т. 2, стр. 242.
206. Насим-ур Риза фи Шархи-ш Шифа (Шейх Ахмад Ибн Мухаммад Ибн Омар-Хаффаджи, ум. в 1069 г. хиджры). Передал хадис «Гадир».
207. Назму-д Дурару-с Симтайн (Джемалуддин Мухаммад аз-Зередни, ум. в 750 г. хиджры). Передал хадисы «Гадир», «Тахнийа» и «Татвидж», и сообщил о том, что Омар Ибн Абдульазиз использовал как доказательство хадис «Гадир».
208. Ан-Нихайа (Абу-с Саадат Мубарак Ибн Мухаммад Ибн Абдулькарим Ибн Асир аль-Джизери, ум. в 606 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» от Имама Шафии, привел слова Хазр. Омара сказанные им в Гадир Хуме Хазрату Али (ас): «О Али! Ты сегодня стал Повелителем всех му’минов (верующих)». См. «Ан-Нихайа», т. 4, стр. 246.
209. Навадир-уль Усуль (Хафиз Мухаммад Ибн Али ат-Тирмизи, ум. в 286 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» в развернутом виде от Абу Туфейля.
210. Ан-Навакиз ли-р Равафиз (Сейид Мухаммад Ибн Абдуррасуль аль-Барзанджи аш-Шафии, ум. в 1103 г. хиджры). Хадис Пророка Аллаха (сав): «Кому я — повелитель, тому и Али — повелитель!», декларировал как обладающий степенью «сахих», писал о том, что он передавался множеством путей.
211. Ан-Нафакизу-р Равафиз(Мирза Махдум Ибн Абдульбаки, ум. в 991 г. хиджры). Сообщил о том, что хадис «Гадир» обладает степенью «мутаватир».
212. Нур-уль Абсар (Сейид Му’мин Ибн Хасан аш-Шабланджи, ум. в 1250 г. хиджры). Писал, что аят «Саала Саилун» был ниспослан в связи событием «Гадир». См. «Нур-уль Абсар», стр. 78.
213. Хидайату-с-Суада (Кади Шехабуддин Ахмад Ибн Омар ад-Даулетебади, ум. в 849 г. хиджры). Писал, что хадис «Гадир» и аят «Саала Саилун» был ниспослан в связи событием «Гадир».
214. Хидайату-ль-Укуль (Хусейн Ибн Имам аль-Мансури биллах аль-Касыми аль-Йемени, ум. в 1050 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» многими путями, также сообщил, что хадис: «Кому я — повелитель, тому и Али — повелитель!», был приведен 150 путями. См. «Хидайату-ль-Укуль», стр. 30.
215. Хидайату-ль-Муртаб фи Фазаили-ль Асхаб (Сейид Ахмад Ибн Мустафа аль-Кадинхани). Есть его стихи, посвященные событию «Гадир».
216. Василат-уль Меал (Шейх Ахмад Ибн Фадл Ибн Мухаммад аль-Баксир аль-Макки, ум. в 1047 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» многими путями; также записал другие аяты и хадисы, связанные с событием «Гадир».
217. Василат-уль Мутааббидин (Известный под прозванием – Молла, Омар Ибн Мухаммад Хызр аль-Ардабили). Передал хадис «Тахнийа» от Барры Ибн Азиба.
218. Василат-ун Ниджат (Маулеви Мухаммад МуИбн аль-Лекхенви). Передал хадис «Гадир» несколькими путями.
219. Вафа-уль Вафа (Нуруддин Али Ибн Абдуллах аль-Хасани ас-Самхуди аш-Шафии, ум. в 911 г. хиджры). Передал хадис «Тахнийа» 2-мя путями. См. «Вафа-уль Вафа», т. 2, стр. 173.
220. Аль-Вилайату фи Туруки-ль-Хадиси-ль-Гадир (Абу Джафар Мухаммад Ибн Джарир Ибн Йазид ат-Табарани аль-Амули, ум. в 310 г. хиджры). В связи с этой книгой, есть ряд сведений в «Муджам-уль Булдан» Химви, «Табакат» Захаби, и в «Истории» Ибн Касира. Табарани в упомянутом труде привел хадис «Гадир» более чем 70-ю путями.
221. Йанаби-уль Мавадда (Шейх Сулейман Ибн Ибрахим аль-Хусейни аль-Балхи аль-Кундузи аль-Ханафи, ум. в 1293 г. хиджры). В своем труде привел хадис «Гадир» многими путями, сообщил о том, что аят «Таблиг» был ниспослан в Гадир Хуме о Хазрате Али (ас), привел несколько аятов, хадисов, доказательств в связи с событием «Гадир». См. «Йанаби-уль Мавадда», стр. 34, 38-40, 120, 249, 482, 484.
Источник: Хайдар Баш. "Центр Единобожия - Ахли Бейт"