Найти в Дзене

Суннитские источники, сообщающие о событии Гадир Хум

Суннитские источники, сообщающие о событии Гадир Хум
Суннитские источники, сообщающие о событии Гадир Хум

Вот некоторые источники Ахль ас-Сунна, передающие событие в Гадир Хум:

1. Аль-Асар’уль Бакийе (Абу Райхан Мухаммад Ибн Ахмед аль-Бируни, ум. в 440 г. хиджры) упомянул о том, что мусульмане отмечали день «Гадир Хум» как праздник.

2. Аль-Ибане (Хафиз Абу Абдуллах Ибн Батта аль-Ханбали ум. в 387 г. хиджры)

3. Аль-Абхас уль Мусаддеде (Зияуддин СалихИбн Мехди аль-Мукбили, ум. в 1108 г. хиджры)

4. Ахбару-д Дуваль ва Асару-ль Уваль (Ибн Санан аль-Кирмани, ум. в 1019 г. хиджры).

5. Изалет-уль Хулефа (Абдульазиз Абу Валийуллах Ахмед Ибн Абдуррахим аль-Омари ад-Дехлеви, ум. в 1176 г. хиджры) привел хадис «Гадир» двумя путями от Зейда Ибн Аркама.

6. Асхабу-н Нузуль (Абу Хасан аль-Вахиди ан-Нишапури, ум. в 468 г. хиджры), особо выделил то, что аят «Таблиг» был ниспослан о Хазрате Али (ас)

7. Аль-Истиаб (Хафиз Йусуф Ибн Абдульбирр, ум. в 463 г. хиджры) передал хадис «Гадир» несколькими путями. Записал речи Имама Али (ас) произнесенные в день «Шура»; упомянул хадис «Гадир» как абсолютно точный и подтвержденный.

8. Ибталу-ль Батил (Абуль Хайр Фадлуллах Ибн Рузбихан аш-Ширази), ученый 9 столетия, оценил хадис «Гадир» как хадис, обладающий степенью «сахих».

9. Аль Арбаин ат-Тивал (Ибн Асакир, ум. в 571 г. хиджры), привел хадис «Гадир».

10. Усду-ль Габе (Хафиз Абу Хасан Ибну-ль Асир аль Джизери, ум. в 630 г. хиджры) привел хадис «Гадир» подтвердив многими документами, также уделил место речам Имама Али (ас) в Рахбе и Рукбане.

11. Ис’аф’ур РагиИбн (Абу Ирфан Мухаммад Ибн Али ас-Саббан аш-Шафии, ум. в 1206 г. хиджры) привел хадис «Гадир» от 30 асхабов и проанализировал многие документы хадиса по градации «сахих» и «хасан».

12. Асна-ль Маталиб фи Манакиби Али Ибн Аби Талиб (Абу-ль Хайр Шамсуддин Мухаммад Ибн Джизери аш-Шафии, ум. в 833 г. хиджры) этот ученый привел хадис «Гадир» 80-ю путями и доказал его степень «мутаватир» (непрерывность передачи, полностью пра­вильный, передаваемый многими передатчиками, полностью достоверный, отрицание коего выводит из религии). Он отметил доказательство Святой Фатимы (ас) по этому поводу, привел речь Хазрата Али (ас) в Рахбе, доказал степень передачи «мутаватир» (непрерывность) этого хадиса многими путями от Пророка (сав) и Имама Али (ас), особо отметил то, что не принимающие этот хадис являются фанатиками (привязанными к небольшому количеству прочитанного) и невеждами.

13. Асна-ль Маталиб фи Ахадиси Мухтелифети-ль Маратиб (Шейх Мухаммад аль-Хут аль-Бейрути, ум. в 1276 г. хиджры) привел хадис «Гадир» и указал на то, что многие авторы «Сунан» (сборник хадисов ахкам) и не- «Сунан» признают его степень «сахих».

14. Аль-Исаба фи Темйизи-с Сахаба (Ибн Хаджар аль-Аскалани, ум. в 852 г. хиджры) привел речь Имама Али в Рахбе и Рукбане, и хадис «Гадир» многими путями. См. «Аль-Исаба», т. 1, стр. 304, 305, 372, 567 и т. 2, стр. 252.

15. Усуль-уль Иман (Маулеви Мухаммад Салим аль-Бухари ад-Дехлеви) ученый 3 столетия (хиджры). Привел хадис «Гадир» от Барры Ибн Азиба и Зейда Ибн Аркама.

16. Аль-Амали (Абу Абдуллах аль-Хусейн Ибн Исмали аль-Махамили, ум. в 330 г. хиджры) привел хадис «Гадир» и подтверждение ниспослания аята «Таблиг» в Гадир Хуме, речь в Рахбе вместе с достоверными санадами (документами передатчиков).

17. Аль-Имама ва-с Сияса (Абу Мухаммад Ибн Кутейба ад-Динавари, ум. в 276 г. хиджры) См. «Аль-Имама ва-с Сияса», стр. 93

18. Аль-Агани (Абу Фарадж Али Ибн Хусейн аль-Исфахани, ум. в 356 г. хиджры) См. «Аль-Агани», т.8, стр. 156

19. Аль-Иктифа фи Фазли-ль Арба-ат-иль Хулафа (Ибрахим Ибн Абдуллах ас-Саби аль-Йемени) ученый 7 или 8 века хиджры. Передал хадис «Гадир» многими путями.

20. Алиф-Ба (известный под псевдонимом Ибн Шейх – Абуль Хаджаж Йусуф Ибн Мухаммад аль-Белви, ум. в 605 г. хиджры) передал хадис «Гадир» и некоторые стихи относящиеся к Имаму Али (ас).

21. Аснаб-уль Ашраф (Хафиз Ахмед Ибн Яхья аль-Белазури, ум. в 276 г. хиджры) передал хадис «Гадир».

22. Аль-Бидая ва-н Нихая (Хафиз Ибн Касир ад-Димашки, ум. в 774 г. хиджры) передал хадис «Гадир» многими путями (передатчиков), также упоминал хадисы «Рахба» и «Тахнийа». См. «Аль-Бидая ва-н Нихая», т. 2, стр. 348, т. 5, стр. 208, 214; т. 7, стр 246

23. Бедиу-ль Маани (Кази Наджмуддин Мухаммад Ибн Абдуллах аль-Азраи, ум. в 876 г. хиджры) передал хадисы «Тахнийя» и «Гадир», отмечал то, что они обладают степенью сахих. См. «Бедиу-ль Маани», стр. 75.

24. Аль-Байан ва-т Та’риф (известный под именем Ибн Хамза аль-Харрани – Камалуддин Ибрахим Ибн Мухаммад, ум. в 1120 г. хиджры) передал хадис «Гадир», сообщил о его степени «мутаватир». См. «Аль- -и Мухаммад (сав)», стр. 67, 68.

25. Тарих-и Бухари (Хафиз Абу Абдуллах Мухаммад Ибн Исмаил аль-Бухари, ум. в 256 г. хиджры) привел хадис «Гадир». См. «Тарих-и Бухари», т. 1. стр. 375

26. Тарих-и Багдад (Хафиз Абу Бакр Хатиб аль-Багдади, ум. в 463 г. хиджры) передал хадис «Гадир», речь «Рахба», хадис «Савму-ль Гадир» и сведения о ниспослании аята «Икмал» в Гадир Хуме на основании сахих санад (верных источников) и доверенных рави (передатчиков). См. «Тарих-и Багдад», т. 7, стр. 377; т. 8, стр. 290; т. 14, стр. 236.

27. Тарих-уль Хулафа (Хафиз Джелаладдин Адуррахман ас-Суйути, ум. в 911 г. хиджры) передал хадис «Гадир» и речь «Рахба» многими путями. См. «Тарих-уль Хулафа», стр. 65, стр. 114.

28. Тарих-и Димашк (Хафиз Ибн Асакир, ум. в 571 г. хиджры). Записал множество хадисов по этой теме, речь Повелителя верующих в битве «Джемал», передал, что аяты «Таблиг» и «Икмал» были ниспосланы в Гадир Хуме по поводу Хазрата Али Ибн Абу Талиба (ас). См. «Тарих-и Димашк», т. 7, стр. 83; в том же виде описал это в «Дурр-уль Мансур», т. 2, стр. 298 и «Фатх-уль Гариб», т. 2, стр. 57.

29. Тарих-и Мыср (Ибн Зувлак Хасан Ибн Ибрахим аль-Мысри, ум. в 387 г. хиджры) передал хадис «Гадир» также, как и Макризи. См. «Хутат-уль Макризийа», т. 2, стр. 222.

30. Тухфат-уль Ашраф би Марифет-иль Атраф (Хафиз Абу-ль Хаджадж аль-Миззи Йусуф Ибн Абдуррахман, ум. в 742 г. хиджры) привел хадис «Гадир» от Тирмизи, Насаи, и Ибн Маджа.

31. Тазкират-уль Хуффаз (Хафиз Шамсуддин аз-Захаби, ум. в 742 г. хиджры), так пишет автор анализируя сказанное Табари о хадисе «Гадир»: «Я был сильно поражен, когда увидел, что он передает хадис «Гадир» многими путями».

в части называющейся «Жизнь Судьи», пишет следующее: «Мы упомянули в Аль-Мусаннафе многие его превосходные документы, связанные с хадисом «Гадир».

Сан’ани в своем «Ар-Равзат-ун Надийя фи Шархи-т Тухфет-иль Алавийа» упомянул то же самое. См. «Ат-Тазкира», т. 3, стр. 231.

32. Тазкират-уль Хавасс-иль Уммах (Абу Музаффар Йусуф Ибн Абдуллах Сибт Ибн аль-Джаузи, ум. в 654 г. хиджры) он привел хадис «Гадир» и наравне с доказательствами «Джамаль» и «Рахбы» привел доказательства «Асбега». Особо отмечал, что Хадисы «Сауму-ль Гадир», «Тахнийа» и связанные с событием «Гадир Хум» аяты «Икмал» и «Саала Саилун» были ниспосланы о Хазрате Али (ас), что хадис «Гадир» обладает степенью сахих. См. «Тазкират-уль Хавасс-иль Уммах», стр. 17-20, 24, 48.

33. Тешниф-уль Азан (Хафиз Насир-ус Сунна Шехабуддин Ахмед Ибн МухаммадИбн Сиддик аль-Харезми) ученый 14 века. Привел хадис «Гадир» от многих хафизов, и от 54 асхабов, сообщил, что этот хадис путем таватур (непрерывной передачи) восходит к Пророку (сав).

34. Та’ликат-уль Агани (Устад Ахмед Заки аль-Мысри) ученый 14 века. Передал хадис «Гадир». См. «Та’ликат-уль Агани», т. 7, стр. 363.

35. Тафсир Алуси / Рух-уль Ма’ани(Сейид Шехабуддин Ибн Абдуллах аль-Алуси аль-Багдади, ум. в 1270 г. хиджры) передал хадис «Гадир», и отметил то, что аят «Таблиг» был ниспослан об Али (ас). См. «Рух-уль Ма’ани», т. 2, стр. 348-350.

36. Тафсир Ибн Кесира / Тафсир-уль Курани-ль Азым (Имамуддин Исмаил Ибн Омар Ибн Касир ад-Димашки, ум. в 774 г. хиджры) передал хадис «Гадир», отметил, что аят «Икмал» был ниспослан в день «Гадир» о Хазрате Али (ас). См. «Тафсир» Ибн Кесира, т. 2, стр. 14.

37. Тафсир Ибн Мардавийя (Хафиз Ибн Мардавийя аль-Исфагани, ум. в 416 г. хиджры) передал хадис «Тахнийа».

38. Тафсир Абу-с Сууда (Мауля Мухаммад Абу-с Сууд аль-Имади, ум. в 982 г. хиджры) приел хадис «Гадир» и сообщил о том, что аят «Саала Саилун» был ниспослан о дне «Гадир». См. Абу-с Сууд, «Тафсир», т. 8, стр. 292.

39. Тафсир Шербини / Фатху-с Сираджи Мунир(Шамсуддин Мухаммад аш-Ширбини аль-Кахири, ум. в 977 г. хиджры) сообщил о том, что аят «Саала Саилун» был ниспослан о дне «Гадир». См. «Сирадж-уль Мунир», т. 4, стр. 364.

40. Тафсир Шаукани / Фатху-ль Кадир (Кази Мухаммад Ибн Али аш-Шаукани ас-Сан’ани, ум. в 1250 г. хиджры) сообщил о том, что аят «Таблиг» был ниспослан в связи с событием «Гадир», о Имаме Али (ас). См. «Фатху-ль Кадир», т. 2, стр. 57.

41. Тафсир Табари (Хафиз Мухаммад Ибн Джарир ат-Табари, ум. в 310 г. хиджры) передал хадисы «Гадир» и «Тахнийа». См. Табари, «Тафсир», т. 3, стр.428.

42. Тафсир Изуддина ар-Рас’ани(Хафиз Абу Мухаммад Абдурраззак ар-Рас’ани аль-Мусили) отметил то, что аят «Таблиг» был ниспослан в связи с событием «Гадир», о Имаме Али (ас).

43. Тафсир Фахри Рази / Тафсир-и Кабир (Абу Абдуллах Фахруддин Ибн Омар ар-Рази аш-Шафии, ум. в 606 г. хиджры) передал хадисы «Гадир» и «Тахнийа», сообщил о том, что аят «Таблиг» был ниспослан о Имаме Али (ас). См. Рази, «Тафсир», т. 3, стр.636.

44. Тафсир Куртуби (Абу Яхья Ибн Са’дун аль-Йезди аль-Куртуби, ум. в 567 г. хиджры) сообщил о том, что аят «Саала Саилун» был ниспослан о дне «Гадир».

45. Аль-Манар (Шейх Мухаммад Абдо аль-Мысри, ум. в 1323 г. хиджры) передал хадис «Гадир», сообщил о том, что аят «Таблиг» был ниспослан был ниспослан в связи с событием «Гадир», о Имаме Али (ас). См. «Аль-Манар», т. 6, стр. 463-464.

46. Тафсир Нишапури / Гараиб-уль Кур’ан (Низамуддин Хасан Ибн Мухаммад аль-Кумми ан-Нишапури) из ученых 8 века. Передал хадис «Гадир», сообщил о том, что аят «Таблиг» был ниспослан был ниспослан в связи с событием «Гадир», о Имаме Али (ас). См. «Гараиб-уль Кур’ан», т. 6, стр. 170, 194.

47. Тальхис-уль Мустадрак (Хафиз Шамсуддин аз-Захаби, ум. в 748 г. хиджры) написал отдельную книгу по этой теме, в «Тальхисе» многими путями привел хадис «Гадир» и отметил степень «сахих» некоторых документов. См. «Тальхис-уль Мустадрак», т. 3, стр. 533.

48. Ат-Тамхид (Кази Мухаммад Абу Бакр аль-Бакиллани, ум. в 403 г. хиджры) привел хадисы «Мувалат» и «Тахнийя». См. «Тамхид», стр. 169, 171, 227.

49. Ат-Тамхид фи Байани-т Таухид(Абу Шакур Мухаммад Ибн Абдиссаид аль-Кашши ас-Салими) написал статью, посвященную хадису «Гадир».

50. Ат-Танбих ва-ль Ишраф (Али Ибн Хусейн аль-­Мас’уди, ум. в 346 г. хиджры) передал хадис «Гадир», есть отдельная монография о празднике дня «Гадир». См. «Ат-Танбих ва-ль Ишраф», стр. 221.

51. Тахзиб-уль Асар (Хафиз Мухаммад Ибн Джарир ат-Табари, ум. в 310 г. хиджры) описал доказательство хадиса «Гадир», приведенное Имамом Али (ас) в речи «Рахба».

52. Тахзиб-уль Асма ва-ль Лугат(Хафиз Мухйиддин ан-Навави ад-Димашки, ум. в 676 г. хиджры) передал хадис «Гадир», попутно отметив, что Тирмизи упоминал его со степенью «Хасан».

53. Тахзиб-ут Тахзиб (Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани, ум. в 852 г. хиджры) после приведения хадиса «Гадир», отмечает передачу данного хадиса многими источниками и, что он обладает степенью «сахих». См. «Тахзиб-ут Тахзиб», т. 1, стр. 391; т. 7, стр. 327, 337.

54. Тахзиб-уль Камал фи Асмаи-р Риджал(Хафиз Абу-ль Хаджадж аль-Миззи, ум. в 842 г. хиджры) привел хадис «Гадир» от Абу-Хурейры, Барры Ибн Азиба, Джабира аль-Ансари и Зейда Ибн Аркама.

55. Тавзих-уд Далаиль аля Тарджихи-ль Фазаиль(Шихабуддин Ахмед) описал хадис «Татвидж» связанный с днем «Гадир», сообщил о ниспослании аята «Икмал» в местечке «Гадир Хум».

56. Тейсир-уль Вусуль иля Джами-иль Усуль (Хафиз Абдуррахман Ибн Рабий, ум. в 866 г. хиджры) передал хадис «Гадир». См. «Тейсир-уль Вусуль иля Джами-иль Усуль», т. 3, стр. 271.

57. Симар-уль Гулуб (Абу Мансур ас-Сал’аби ан-Нишапури, ум. в 429 г. хиджры) передал хадис «Гадир», отдельно отметил, что ночь «Гадир» – это ночь угощения среди уммы. См. «Симар-уль Гулуб», стр. 511.

58. Джами-уль Усуль фи Ахадиси-р Расуль (Абу-с Саадат Мубарак Ибн Асир аш-Шейбани аль-Джизери, ум. в 606 г. хиджры) приводит хадис «Гадир» от Тирмизи.

59. Аль-Джамиу-с Сагир (Джелаладдин ас-Суйути, ум. в 911 г. хиджры) привел хадис «Гадир» из многих источников. См. «Аль-Джамиу-с Сагир», т. 2 стр. 555.

60. Аль-Джам’у Бейне-с Сихахи-с Ситте (Абу Хасан Резин аль-Абдери аль-Андалуси, ум. в 535 г. хиджры) передал хадис «Гадир» от Сурейхи и Зейда Ибн Аркама.

61. Джам’у-ль Джевами (Джелаладдин ас-Суйути, ум. в 911 г. хиджры) передал хадис «Гадир», речь Имама Али (ас) «Рахба» и хадис «Тахнийа» из нескольких источников.

62. Джевахир-уль Агдейн (Нуруддин Али аль-Хасани ас-Самхуди, ум. в 911 г. хиджры) передал хадис «Гадир» от многих асхабов, сообщил о том, что аят «Саала Саилун» был ниспослан о дне «Гадир», а также привел доказательство от Омара Ибн Абд-уль Азиза по этой теме.

63. Хабибу-с Сийер (Гийясуддин Хандемир, ум. в 942 г. хиджры) упоминал хадис «Тахнийа». См. «Хабибу-с Сийер», т. 2 стр. 144.

64. Хадис-уль Гадир (Шейх Мансур ар-Рази) записал имена передатчиков хадиса «Гадир» в алфавитном порядке.

65. Хадис-уль Вилайат (Хафиз Абу Аббас Ибн аль-Укда, ум. в 333 г. хиджры) передал хадис «Гадир» указав 105 различных источников.

66. Аль-Хусейн (ас) (Сейид Али Джелалуддин аль-Хусейни аль-Мысри, ум. в 333 г. хиджры) передал хадис «Вилайат». См. «Аль-Хусейн» (ас), т. 12, стр. 132.

67. Хильят-уль Авлийа (Хафиз Абу Нуайм аль-Исфагани, ум. в 430 г. хиджры), передал хадисы «Гадир» и «Рахба» через Омара Ибн Абдульазиза

68. Аль-Хасаис (Великий мухаддис, автор «Сунана» - Хафиз Абдуррахман ан-Насаи, ум. в 303 г. хиджры) передал хадис «Гадир» от многих передатчиков. Передавая хадис «Рахба», сообщил, что аяты «Таблиг» и «Икмал» были ниспосланы о Имаме Али (ас). См. «Аль-Хасаис», стр. 3, 4, 7, 15, 19 и т.д.

69. Аль-Хасаис-уль Авлийа (Абу Фатх Мухаммад Ибн Али ан-Натанзи, ум. в 480 г. хиджры) передал хадисы «Гадир» и «Тахнийа», сообщил, что аяты «Таблиг» и «Икмал» были ниспосланы о Имаме Али (ас) в Гадир Хуме.

70. Хутат-уль Макризи (Такийуддин Ахмед Ибн Али аль-Макризи аль-Мысри, ум. в 845 г. хиджры) передал хадисы «Гадир» и «Тахнийа». См. «Хутат-уль Макризи», т. 2, стр. 222.

71. Ад-Дирайа фи Хадиси-ль Вилайа (Хафиз Абу Са­ид ас-Седжистани, ум. в 477 г. хиджры) передал хадис «Гадир» от 120 сподвижников с указанием документов

72. Ад-Дурру-с Симтайн фи Манакиби-с Сибтайн Вилайа (Джемалуддин Мухаммад аз-Заранди, ум. в 750 г. хиджры) передал хадисы «Тахнийа», сообщил о том, что аят «Саала Саилун» был ниспослан во время события «Гадир».

73. Ад-Дурару-ль Авал би Халл-и Альфаз-и Бидаи-ль Меал (Мухаммад Ибн Мухаммад аль-Мысри) в главе описания жизни и достоинств Хазрата Али (ас), привел хадис «Гадир».

74. Дуат-уль Худ’ат (Хафиз Абу-ль Касим Убейдуллах Ибн Абдуллах Ибн Хаддад аль-Хаскани, ум. в 490 г. хиджры) написал особую книгу о хадисе «Гадир», сообщил о том, что аят «Саала Саилун» был ниспослан в связи с событием Гадир.

75. Захаиру-уль Укба фи Менакиби Зев-иль Курба (Хафиз Мухибуддин Ахмед ат-Табари, ум. в 694 г. хиджры) передал хадисы «Гадир», «Тахнийа», и «Рахба» через нескольких рассказчиков. См. «Захаиру-уль Укба», стр. 67 – 87.

76. Захират-уль А’маль (Шехабуддин Ахмед Ибн Абдулькадир аш-Шафии) ученый 12 века. Передавая хадис «Гадир», указал на его степень «сахих» и присутствие многих подтверждающих документов.

77. Раби-уль Абрар (Абу-ль Касим ДжаруллахМахмуд Ибн Омар аз-Замахшари, ум. в 538 г. хиджры) в 41 главе своего труда представил речь Пророка (сав) в Гадир Хуме, и описал ценность Ахль аль-Бейт в сегодняшнем контексте.

78. Ар-Радду ала-ль Харкусийа (Хафиз Абу Джафар Мухаммад Ибн Джарир ат-Табари, ум. в 310 г. хиджры) передал хадис «Гадир» от 75 рассказчиков.

79. Равдату-с Сафа (Ибн Хавендишах, ум. в 903 г. хиджры) привел хадисы «Гадир» и «Тахнийа». См. Равдату-с Сафа, т. 1, стр. 173.

80. Равдату-н Назирин (Зияуддин Абу Мухаммад аль-Ватри аш-Шафии, ум. в 980 г. хиджры) отмечал, что хадис «Вилайат» обладает степенью «сахих» и абсолютно точен.

81. Равдату-н Надийа (Сейид Мухаммад Ибн Ис­маил Ибн Салахаддин аль-Йамани, ум. в 1182 г. хиджры) передал хадис «Гадир» от многих передатчиков, также упомянул хадис «Тахнийа» и сообщил, что аят «Саала Саилун» был ниспослан в связи с событием «Гадир». Также у него есть статья о степени «мутаватир» хадиса «Гадир».

82. Риязу-с Салихин (Хафиз Мухйиддин Йахья Абу Закарийа ан-Навави, ум. в 676 г. хиджры) передал хадис «Гадир». См. «Риязу-с Салихин», стр. 152.

83. Риязу-н Назира (Хафиз Мухйиддин Ахмад Ибн Абдуллах ат-Табари, ум. в 694 г. хиджры) передал хадис «Гадир» от многих передатчиков, также упомянул хадисы «Тахнийа», «Татвидж», «Рукбан» и «Рахба». См. «Риязу-н Назира», т. 2, стр. 169 – 170, 179 – 203.

84. Заваид-уль Муснад (Хафиз Абдуллах Ибн Ахмад Ибн Ханбаль, ум. в 290 г. хиджры) передал хадис «Гадир» и сообщил о ниспослании аята «Саала Саилун» в связи с событием «Гадир». .

85. Зайну-ль Фета фи Шархи – Хель Эта(Абу Мухаммад Ахмад аль Асими) ученый 5 столетия хиджры. После передачи хадис «Гадир» от многих передатчиков, говорит «Умма приняла этот хадис, и он соответствует правилам». Также привел хадисы, сообщающие о посте в дни «Рахба», «Тахнийа» и «Гадир».

86. Cирру-ль Аламейн ва Кашфу Ма фи-д Дарейн (Известный под прозвищем «Худжат-уль Ислам» (Доказательство Ислама) - Хафиз Абу Хамид Мухаммад аль-Газали, ум. в 505 г. хиджры). После передачи хадисов «Гадир» и «Тахнийа», пишет следующее: «Ученые Ахль ас-Сунна едины в своем мнении относительно того, что хадис «Гадир» присутствует в речи (хутбе) Пророка (сав)». См. «Cирру-ль Аламейн», стр. 9.

87. Саракату-ш Ши’р (Хафиз Абдуллах аль-Марзбани аль-Багдади, ум. в 384 г. хиджры)

88. Салвету-уль Арифин (Хусейн Ибн Исмаил аль-­Джурджани). В пояснении к хадису «Кому я — повелитель, тому и Али — повелитель!», передает хадис «Гадир Хум» от Пророка (сав).

89. Симту-ль Меджид (Сейид Ахмад аль-Кашшаши, ум. в 1071 г. хиджры). Сообщает о хадисе «Татвидж».

90. Ас-Сунна (Ахмад Ибн Амр Ибн Абу-ль Асим, ум. в 287 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» несколькими путями и уделил место хадису «Рахба».

91. Ас-Сунан, передает хадис «Гадир» через Хазрата Али (ас) и Са’да Абу Ваккаса.

92. Ас-Сунан (Хафиз Осман Ибн Мухаммад Ибн Абу Шейба аль-Куфи, ум. в 239 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» от нескольких передатчиков, также привел хадис «Тахнийа» и множество хадисов, связанных с событием «Гадир Хум».

93. Ас-Сунан (Хафиз Мухаммад Ибн Йазид аль-Казвини Абу Абдуллах Ибн Маджа, ум. в 273 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» многими путями. См. Ибн Маджа, «Сунан», т. 1, стр. 28-30.

94. Сунан аль-Кубра (Хафиз Абдуррахман Ахмад Ибн Шуайб ан-Насаи, ум. в 303 г. хиджры). Передал хадис «Гадир». См. «Аль-Бидайя ва-н Нихайа» т. 5, стр. 209.

95. Ас-Сират-уль Халебийа (Нуруддин Али Ибн Бурхануддин Халеби аш-Шафии, ум. в 1044 г. хиджры). Признает степень «сахих» хадиса «Гадир», приводит его с превосходной документацией. См. «Ас-Сират-уль Халебийа», т. 3, стр. 301-302.

96. Шарху Таджрид (Алауддин Али Ибн Мухаммад аль-Кушчи, ум. в 879 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» и дал пояснения слову «мауля».

97. Шарху Дивани Амир аль-Муминин(ас) (Камалуддин Хусейн Ибн Муиниддин аль-Йезди аль-Мейбуди). Передал хадис «Гадир». См. «Шарху Дивани Амир аль-Муминин» (ас), стр. 415.

98. Шарху-ш Шифа (Шехабуддин аль-Хаффаджи аль-Мисри, ум. в 1069 г. хиджры). Передал хадис «Гадир». См. «Шарху-ш Шифа», т. 3, стр. 456.

99. Шарху Сахихи Муслим (Абу Абдуллах Мухаммад Ибн Халифа аль-Ваштани, ум. в 827 г. хиджры). Предал доказательство приведенное Хазратом Али (ас) против Тальхи в битве «Верблюда» («Джамал»). См. «Шарху Сахихи Муслим», т. 6, стр. 236.

100. Шарху Сахихи Муслим (Абу Абдуллах Мухаммад ас-Сенуси, ум. в 892 г. хиджры). Привел доказательство Хазрата Али (ас) в битве «Верблюда» («Джамал»). См. «Шарху Сахихи Муслим», т. 6, стр. 236.

101. Шарху-ль Максаид (Са’дуддин Мас’уд Ибн Омар ат-Тафтазани аш-Шафии, ум. в 791 г. хиджры). Признавал степень «сахих» хадиса «Гадир» и дал пояснения слову «мауля». См. «Шарху-ль Максаид», стр. 288.

102. Шарху-ль Мавакиф (Сейид Шариф аль-Джурджани аль-Хусейни аль-Ханафи, ум. в 618 г. хиджры). Считал хадис «Гадир» абсолютно достоверным и давал пояснения слову «мауля». См. «Шарху-ль Мавакиф», т. 3, стр. 271.

103. Шарху-ль Мавахиб-уд Денийа (Абу Абдуллах Мухаммад аз-Заркани аль-Мысри, ум. в 1122 г. хиджры). Передал хадисы «Гадир» «Тахнийа», и «Рахба»; делал упор на степени «сахих» и «мутаватир» хадиса «Гадир». См. «Шарху-ль Мавахиб», т. 5, стр. 10; т. 7, стр. 13.

104. Шарху-н Нахджу-ль Балага (Изуддин Абдульхамид аль-Медаини Ибн Абу-ль Хадид аль-Мутазили, ум. в 655 г. хиджры). При передаче хадиса «Гадир», говорит следующее: «Это одно из самых известных достоинств Амира аль-Муминин Али (ас)» (см. «Шарху-н Нахджу-ль Балага», т. 2, стр. 273-449). Ибн Абу-ль Хадид привел указанное здесь доказательство относительно Хазрата Али (ас), посредством нескольких источников, а также передал хадис «Рукбан» (см. «Шарху-н Нахджу-ль Балага», т. 2, стр. 61) и хадис «Рахба» (см. «Шарху-н Нахджу-ль Балага», т. 1, стр. 289), сведения о беседе некоего молодого человека с Абу Хурейрой об этом доказательстве (см. «Шарху-н Нахджу-ль Балага», т. 1, стр. 209-361), затем информацию о вынесении решения Хазратом Аммаром в день битвы Сиффин, при помощи хадиса «Гадир» (см. «Шарху-н Нахджу-ль Балага», т. 1, стр. 360), и хадис «Исбату-д Да’ават» (см. «Шарху-н Нахджу-ль Балага», т. 2, стр. 361, т. 4, стр. 388).

105. Шарху-ль Хашимийати-ль Кумейт(Махмуд ар-Рафии). Представитель современных ученых. Передал хадис «Гадир». См. «Шарху-ль Хашимийат», стр. 81.

106. Шарху-ль Хамазийати-ль Бусири (Хафиз Шехабуддин Ахмад Ибн Мухаммад Ибн Али Ибн Хаджар аль-Хайтами, ум. в 974 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» от 30 асхабов, особо отмечал степень «сахих» этого хадиса. См. «Шарху-ль Хамазийа», стр. 221.

107. Шарафу-ль Мустафа (Хафиз Абдульмалик Абу Са’ад аль-Харкуши, ум. в 407 г. хиджры), привел хадис «Тахнийа» двумя путями, и выделил следующий хадис от Пророка (сав): «Поздравьте меня. Ибо Аллах дал мне пророчество, а имамат сделал уделом моего Ахль аль-Бейт».

108. Шарафу-ль Муаббад ли Ал-и Мухаммад(Шейх Йусуф ан-Набхани). Из современных ученых. См. «Шарафу-ль Муаббад», стр. 113.

109. Аш-Шифа (Хафиз Кади Аяз ас-Сибти, ум. в 544 г. хиджры), передал хадис «Гадир».

110. Шамсу-ль Ахбар (Шейх Али Ибн Хамид аль-Курейши, ум. в 621 г. хиджры). Передал хадис «Гадир», а также еще один связанный с ним.

111. Шевахиду-т Танзиль (Хафиз Абу Абдуллах Ибн Абдуллах Ибн Хаддад аль-Хаскани, ум. в 490 г. хиджры). Писал о том, что аят «Таблиг» был ниспослан о Хазрате Али (ас), а аят «Икмал» был ниспослан в день Гадир.

112. Ас-Сахих (Хафиз Абу Хатим Мухаммад Ибн Хиббан аль-Бести, ум. в 354 г. хиджры). Передал, что хадис «Гадир» и аят «Таблиг» были ниспосланы о Хазрате Али (ас). См. «Нузуль-уль Абрар», стр. 20; Риязу-н Назира, т. 2, стр. 169.

113. Ас-Сунан (Хафиз Мухаммад Ибн Иса ат-Тирмизи, ум. в 279 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» несколькими путями и обратил внимание на то, что этот хадис обладает степенью «сахих». См. Тирмизи, «Сунан», т. 2, стр. 298.

114. Ас-Сирату-с Савий фи Манакиби Аль-ин-Небийи (Махмуд аш-Шейхани аль-Кадири аль-Мадани). Писал о том, что хадисы «Гадир» «Тахнийа» и «Тарвидж», а также ниспослание аята «Саала Саилун» связаны с событием «Гадир». Сообщает также о существовании многих хадисов «сахих» (касающихся данной темы), но присоединяет к этому сообщению слова о том, что Бухари и Муслим не упоминают их.

115. Сафвату-с Сафва (Абу-ль Фарадж Абдуррахман Ибн Джоузи, ум. в 597 г. хиджры). Цитируя Зазана привел хадис «Рахба».

116. Сиффин (Известный под именем «Ибн Дизиль» – Хафиз Абу Исхак Ибрахим Ибн Хусейн аль-Касаи, ум. в 281 г. хиджры). Писал о том, что хадис «Рукбан», а также ниспослание аята «Саала Саилун» связаны с событием «Гадир».

117. Сиффин (Наср Ибн Мазахим аль-Куфи). Упомянул о том, что в битве при Сиффине, Аммар Ибн Ясир привел как доказательство хадис «Гадир» против Амра Ибн Аса, и возвел его передачу к Хаббу Ибн Джувейн. См. «Усд-уль Габа», т. 1, стр. 367.

118. Ас-Салату-ль Фахира би-ль Ахадиси-ль Мутаватире (Хамид Ибн Али аль-Имади, ум. в 1171 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» несколькими путями и обратил внимание на то, что этот хадис обладает степенью «мутаватир». См. «Ас-Салату-ль Фахира», стр. 49.

119. Ас-Саваик-уль Мухрика (Хафиз Шахабуддин Ахмад Ибн Мухаммад Ибн Али Ибн Хаджар аль-Хайтами, ум. в 974 г. хиджры). Передал хадис «Гадир», указал на то, что этот хадис обладает степенью «сахих», и приводится во многих документах. См. «Ас-Саваик», стр. 25-26.

120. Табакат-уль Хуффаз (Хафиз Шамсуддин Мухаммад Ибн Ахмад Ибн Осман аз-Захаби, ум. в 748 г. хиджры). В главе описывающей жизнь Мухаммада Ибн Джарира ат-Табари, пишет следующее: «Ибн Дауд рассказывал о хадисе «Гадир» и о его степени «сахих», и потом сказал следующее: «Я видел, как Ибн Джарир писал книгу о подтверждающих документах этого хадиса, и даже пришел в изумление от множества документов, где он упоминался». См. «Табакат-уль Хуффаз», т. 2, стр. 254.

121. Тавалиу-ль Анвар (Кади Насируддин Абдуллах Омар Абу-ль Хайр аль-Бейзави, ум. в 685 г. хиджры). Считал хадис «Гадир» обладающим степенью «сахих».

122. Аль-Урвату-ль Вусга (Алауддин Ахмад Ас-Симнани, ум. в 736 г. хиджры). После передачи хадиса «Гадир», говорит: «Этот хадис из разряда «Муттафикун алейх» (ученые едины во мнении о нем (его достоверности)).

123. Аль-Икд-уль-Фарид (Абу Омар Ахмад Ибн Абдираббих аль-Куртуби, ум. в 328 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» и сведения о том, что халиф Мамун, указывал его как доказательство перед 40 факихами (богословы-законоведы).

124. Агду-н Набави (Шейх Ибн Абдуллах аль-Идрис аль-Хусейни аль-Йемени, ум. в 1041 г. хиджры).

125. Умдат-уль Кари Шарху Сахих Бухари (Бадруддин аль-Ханафи аль-Айни, ум. в 855 г. хиджры). Особо указал на то, что хадис «Гадир», и аят «Таблиг» ниспосланы в местечке Гадир-Хум о Хазрате Али (ас). См. «Умдат-уль Кари», т. 8, стр. 584.

126. Фатху-ль Бари (Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани, ум. в 852 г. хиджры). Сообщает о том, что хадис «Кому я — повелитель, тому и Али — повелитель!» передается от многих передатчиков, а также то, что Тирмизи и Насаи тоже передают его, а Ибн Укда записал подтверждающие документы в отдельной книге, и многие документы обладают степенью «сахих» и «хасан». См. «Фатху-ль Бари», т. 7, стр. 61.

127. Фатху-ль Мубин (Рашидуддин Хан ад-Дехлеви). Приводит хадис «Гадир» путем Таберани через Ибн Омара и других.

128. Аль Футухат-уль Исламийа (Сейид Ахмад Зейни Дехлан аль-Макки, ум. в 1304 г. хиджры). Передал хадисы «Тахнийа» и «Вилайат». См. «Аль Футухат-уль Исламийа», т. 2, стр. 306.

129. Аль Футухат-уль Вахбийа (Бурхануддин Ибрахим Мер’и аш-Шабирхити, ум. в 1106 г. хиджры). Передал хадис «Гадир».

130. Фараиду-с Симтейн фи Фазаили-ль Муртаза ва-ль Бетуль ва-с Сибтейн (Шейху-ль Ислам Абу Исхак Ибрахим Ибн Са’адуддин аль-Химниви, ум. в 722 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» многими путями (от многих передатчиков), в связи с этой темой упомянул и другие хадисы. См. «Фараиду-с Симтейн», баб (глава): 9-10-13-40-58.

131. Фаслу-л Хитаб (Мухаммад аль-Хафизи аль-Бухари Хадже Парса, ум. в 822 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» от Омара Ибн Хаттаба, и хадис «Исабет-уд Да’ва» от Зазана.

132. Аль-Фусус-уль Мухимма (Нуруддин Али Ибн Мухаммад аль-Макки аль-Малики Ибн Саббагх, ум. в 855 г. хиджры). Упоминал о том, что наряду с хадисами «Гадир», «Тахнийа» и «Татвидж», и ниспосланием аята «Таблиг» в местечке Гадир-Хум о Хазрате Али (ас), аят «Саала Саилун» также был ниспослан в связи с этим событием. См. «Аль-Фусус-уль Мухимма», стр. 24, 27.

133. Фадаилу-с Сахаба (Хафиз Абу Са’д Абдулькарим ас-Сам’ани, ум. в 562 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» от Омара Ибн Хаттаба и Барры Ибн Азиба, также привел хадис «Тахнийа».

134. Фадаилу-с Сахаба (Хафиз Ахмад Ибн Абдуллах Абу Нуайм аль-Исфахани, ум. в 430 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» многими путями.

135. Аль-Фаваид (Хафиз Исмаил Ибн Абдуллах Ибн Мас’уд ас-Саммуйа, ум. в 267 г. хиджры). Передал хадис «Гадир». См. «Нузуль-уль Абрар», стр. 20.

136. Аль-Фаваид (Хафиз Мухаммад Ибн Абдуллах аш-Шафии аль-Баззаз, ум. в 354 г. хиджры). Передал несколько хадисов, связанных с событием «Гадир» от Зейда Ибн Аркама.

137. Фейзу-ль Кадир Шарху Джамиу-с Сагир (Зейнуддин Абдуррауф аль-Хаддади аль-Манави, ум. в 1031 г. хиджры). В своем произведении описал несколько хадисов и аятов в связи с данной темой; особо отметил, что хадис «Гадир» передается посредством документов, обладающих степенями «сахих» и «хасан», также передал, что этот хадис обладает степенью «мутаватир» основываясь на данных Суйути. См. «Фейзу-ль Кадир», т. 6, стр. 218.

138. Куррат-уль Айн (Абдульазиз Абу Валийуллах аль-Омари ад-Дехлеви, ум. в 1176 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» от Барры Ибн Азиба и Зейда Ибн Аркама.

139. Катф-уль Азхари-ль Мутанасира фи-ль Ахбари-ль Мутаватира (Хафиз Джелаладдин ас-Суйути, ум. в 911 г. хиджры). В этой книге он доказал передачу хадиса «Гадир» документами степени «мутаватир».

140. Аль-Гаулу-ль Фасл (Аль-Хидар’иль-Хаддад). Так пишет о хадисе «Гадир»: «Ибн Укда привел этот хадис от 105-и асхабов. Хафиз Абу Ала аль-Аттар (ум. в 569 г. хиджры) привел данный хадис 250-ю путями». См. «Аль-Гаулу-ль Фасл», т. 1, стр. 445.

141. Аль-Кашиф (Хасан Ибн Мухаммад, ум. в 743 г. хиджры). Передал хадисы «Гадир» и «Тахнийа», и в главе, объясняющей хадис «Гадир», сделал 100 пояснений.

142. Кифаяту-т Талиб (Хафиз Абу Абдуллах Мухаммад Ибн Йусуф аль-Гянджи аш-Шафии, ум. в 658 г. хиджры). После упоминания хадиса «Гадир» и связанных с ним нескольких других хадисов, сказал: «Хадис «Гадир» указывает на Вилайат, а Вилайат – это Халифат».

143. Кифаяту-т Талиб (Шейх Мухаммад Хабибуллах аш-Шанкати аль-Мадани аль-Малики). Привел хадис «Гадир» несколькими путями, а хадисы «Рахба» и «Рукбан» - двумя.

144. Аль-Куна ва-ль Асма (Дулаби Абу Бушр ар-Рази, ум. в 310 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» от Зейда Ибн Аркама, а хадис «Рахба» от Абу Гуддамы. См. «Аль-Куна ва-ль Асма», т. 2, стр. 61 – 88.

145. Канзу-ль Уммаль (Муттаки Али Ибн Хисамиддин Ибн Кади Абдульмалик аль-Куреши аль-Хинди, ум. в 975 г. хиджры). Наряду с передачей хадиса «Гадир» на основании многих подтверждающих документов, привел также хадис «Тахнийа» и доказательства Хазрата Али (ас) против Тальхи в битве «Джамал».

146. Канзу-ль Хакаик (Зейнуддин Ибн Тадж’ил Ариф аль-Хаддади аль-Менави, ум. в 1301 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» в различных вариациях.

147. Аль-Ламаат фи Шархи-ль-Мишкат (Абдульхакк Ибн Сейфуддин аль-Бехари, ум. в 1502 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» на основании различных источников, отметил, что многие подтверждающие доказательства (документы) обладают степенями «сахих» и «хасан».

148. Ма назала мин аль-Кур’ани фи Амир аль-Муминин (Хафиз Ахмад Ибн Абдуррахман Абубакр аш-Ширази, ум. в 411 г. хиджры). Передал от Ибн Аббаса, что аят «Таблиг» ниспослан в местечке Гадир-Хум о Хазрате Али (ас).

149. Ма назала мин аль-Кур’ани фи Алийин(Хафиз Абу Нуайм аль-Исфахани, ум. в 430 г. хиджры). Передал хадисы и аяты связанные с событием «Гадир», записал стихотворение Хасана Ибн Сабита (ра) о событии «Гадир».

150. Маджмау Бихар-иль Анвар (Хафиз Джемалуддин Мухаммад Тахир аль-Хинди – Малик-уль Мухаддисин, ум. в 986 г. хиджры). Принял смерть за веру (стал шахидом). Передал написанное Ибн Асиром в книге «Ан-Нихайа» о событии «Гадир».

151. Маджмау-ль Заваид (Хафиз Али Ибн Абу-ль Хасан аль Хайсами, ум. в 807 г. хиджры). Передал множество хадисов, связанных с событием «Гадир», отмечал, что подтверждающие документы обладают степенями «сахих».

152. Махасин-уль Азхар (Алламе Хамид аль-Махалли). Наряду с хутбой (речью) и хадисом «Гадир», также передал хадис «Сакалейн».

153. Аль-Мухтара (Хафиз Зияуддин Мухаммад Ибн Абдульвахид аль-Мукаддаси, ум. в 643 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» из множества книг.

154. Мир’ату-ль Джаннат (Абу Саадат Абдуллах Ибн Ас’ад Ибн Али аль-Йафии аш-Шафии, ум. в 768 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» как абсолютно достоверный хадис, и считал его одним из больших достоинств Хазрата Али (ас).

155. Мир’ату-ль Муминин (Мавлеви Валийуллах аль-Лакнави). Доказал степень «сахих» хадиса «Гадир», путем многих изысканий; также приводит хадисы «Рахба» и «Исабет-уд Да’ва».

156. Марафизу-ур Равафиз (Хисамуддин Ибн Мухаммад Байазид ас-Сехар Нупури). Передал хадис «Гадир» от Барры Ибн Азиба и Зейда Ибн Аркама (ра).

157. Мараджу-ль Бахрейн (Хафиз Абу Фарадж ас-Сакафи). Передал хадис «Гадир».

158. Аль-Миркат фи Шархи-ль Мишкат (Шейх Нуруддин Молла Али аль-Кари аль-Ханафи, ум. в 1014 г. хиджры). После передачи хадиса «Гадир», пишет следующее: «Без сомнения этот хадис – «сахих», некоторые хафизы сообщают, что он обладает степенью «мутаватир» (непрерывность передачи, полностью правильный, передаваемый многими передатчиками, полностью достоверный, отрицание коего выводит из религии). Cм. «Аль-Миркат фи Шархи-ль Мишкат», т. 5, стр. 568.

159. Мурудж-уз Захаб (Али Ибн Хусейн аль-Багдади –Мас’уди-, ум. в 346 г. хиджры). Передал хадисы связанные с событием «Гадир», особо указал на то, что хадис «Гадир», среди асхабов, повествует только о Хазрате Али (ас). См. «Мурудж-уз Захаб», т. 2, стр. 11-49.

160. Мустадрак-ус Сахихейн (Хафиз Мухаммад Ибн Абдуллах аль-Хаким аз-Захаби ан-Нишапури, ум. в 405 г. хиджры). Доказал степень «сахих» хадиса «Гадир». См. «Мустадрак-ус Сахихейн», т. 3, стр. 109, 110, 116, 132, 171, 371, 533.

161. Аль-Мусальсаль би-ль Асма (Хафиз Мухаммад Ибн Абубакр Омар аль-Мадани, ум. в 581 г. хиджры). Привел доказательство Святой Фатимы (ас).

162. Аль-Муснад (Хафиз Ибн Рахойа Исхак Ибн Ибрахим аль-Ханзали аль-Марузи, ум. в 237 г. хиджры). Передал хадис «Гадир». См. «Ташниф-уль Азан», стр. 77.

163. Аль-Муснад (Абу Абдуллах Ахмад Ибн Ханбаль аш-Шейбани, ум. в 241 г. хиджры). Передал хадисы «Гадир», «Тахнийа», «Рахба» подтвердив их многими документами степени «сахих». См. «Муснад», т. 1, стр. 84-88, 118-152, 311, т. 4, стр. 281.

164. Аль-Муснад (Хафиз Осман ибн Мухаммад Абу Шейба аль-Абcи, ум. в 239 г. хиджры). Привел хадис «Гадир».

165. Аль-Муснад аль-Кабир (Хафиз Ахмад Ибн Али аль-Мусули Абу Я’ла, ум. в 307 г. хиджры). С См. «Аль-Бидайя ва-ль Нихайя», т. 5, стр. 209, т. 7, стр. 337.

166. Муснад аль-Муаллаль (Хафиз Ахмад Ибн Амр Абубакр аль-Баззаз аль-Басир, ум. в 292 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» от нескольких передатчиков. См. «Ташниф-уль Азан», стр. 77.

167. Мишкат-уль Масабих (Мухаммад Ибн Абдуллах Хатиб ат-Тебризи). Упомянутый труд составлен в 737 году хиджры, передал хадисы «Гадир» и «Тахнийа» от Барры Ибн Азиба и Зейда Ибн Аркама (ра). См. «Мишкат-уль Масабих», стр. 557.

168. Мушкиль-уль Асар (Хафиз Абу Джафар аль-Азди ат-Тахави, ум. в 321 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» от Са’ада Абу Ваккаса (ра) и Али Ибн Абу Талиба (ас). См. «Мушкиль-уль Асар», стр. 307-309.

169. Масабиху-с Сунна (Хафиз Хусейн Ибн Масуд Абу Мухаммад аль-Фарра аль-Багави, ум. в 516 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» от Зейда Ибн Аркама (ра). См. «Масабиху-с Сунна», т. 2, стр. 199.

170. Маталибу-с Сууль (Абу Салим Мухаммад Ибн Тальха аль Куреши ан-Нусайби, ум. в 652 г. хиджры). Передал, что хадис «Гадир» и аят «Таблиг» повествуют о Хазрате Али (ас); также отметил, что день «Гадир» является праздником. См. «Маталибу-с Сууль», стр. 16-54.

171. Маариджу-ль Ула (Шейх Мухаммад Садруалам), передал несколько хадисов и аятов в связи с событием «Гадир»; писал о том, что хадисы, повествующие о событии «Гадир» обладают степенью «сахих» и «мутаватир».

172. Маариджу-ль Усуль (Джемалуддин Мухаммад аз-Заранди, ум. в 750 г. хиджры). Передал сведения о том, что аят «Саала саилун» был ниспослан в связи с событием «Гадир».

173. Аль-Маариф (Абу Мухаммад Абдуллах Ибн Муслим Ибн Кутейба ад-Динавари, ум. в 276 г. хиджры). Передал хадисы «Гадир» и «Исабет-уд Да’ва» (См. «Аль-Маариф», стр. 251-291; «Шарху Нахдж», Ибн Аби-ль Хадид, т. 4, стр. 338), а также сведения о приведении неким молодым человеком в качестве доказательства, хадиса «Гадир» Абу Хурейре, в главе посвященной биографии Абу Хурейры (см. Ибн Аби-ль Хадид, т. 1, стр. 360). Исказители удалили эту информацию из книги Мысыра Ибн Мераифа.

174. Аль-Му’тасар Мин аль-Мухтасар (Джемалуддин Абу Мехасин Йусуф Ибн Салхуддин аль-Ханефи). Записал некоторые хадисы, связанные с событием «Гадир» и отметил, что сам хадис «Гадир» обладает степенью «сахих». См. «Аль-Му’тасар Мин аль-Мухтасар», стр. 413.

175. Аль-Му’тамад фи-ль Му’такад(Фадлуллах Абу Саид аш-Шафии ат-Турбешти). Привел хадис «Гадир».

176. Аль-Му’джам (Хафиз Абдуллах Ибн Мухаммад аль-Багави, ум. в 317 г. хиджры). Привел хадис «Рукбан». См. «Рияду-н Надира», т. 2, стр. 169.

177. Аль-Муджам-уль Удаба (Абу Абдуллах Йакут аль-Химви ар-Руми, ум. в 626 г. хиджры). Приводит в подтверждение истинности хадисов о «Гадир Хум» мнение Мухаммада Ибн Джарира ат-Табари. В свою очередь Ибн Джарир ат-Табари передает хадис «Гадир» путем 70-и различных передатчиков. См. «Муджам-уль Удаба», т. 18, стр. 80.

178. Аль-Муджам-уль Аусат (Хафиз Сулейман Ибн Ахмад аль-Хумми Абу-ль Касим ат-Табарани, ум. в 360 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» и доказательство «Рахба». См. «Маджмау-з-Заваид», т. 9, стр. 108; «Канз-уль Уммаль», т. 6, стр. 403.

179. Муджам-уль Булдан (Абу Абдуллах Йакут аль-­Химви ар-Руми, ум. в 626 г. хиджры). Привел хутбу (речь) Пророка (сав) в Гадир Хуме.

180. Аль-Муджаму-с-Сагир (Хафиз Сулейман Ибн Ахмад Ибн Айюб аль-Лахми Абу-ль Касим ат-Табарани, ум. в 360 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» и доказательство «Рахба». См. «Маджмау-з-Заваид», т. 9, стр. 108.

181. Аль-Муджаму-ль-Кабир (Хафиз Сулейман Ибн Ахмад Ибн Айюб аль-Лахми Абу-ль Касим ат-Табарани, ум. в 360 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» от Хазрата Али, Абу Айюба Аль-Ансари, Билала Хабеши, Зейда ибн Аркама, Абдуллаха Ибн Омара, Амра Ибн Мурры, Джарира Ибн Абдуллаха, Хузейфы Ибн Усейда. См. «Канзу-ль Уммаль», т. 6, стр. 154; «Маджмау-з-Заваид», т. 95, стр. 106.

182. Ма’арифату-с Сахаба (Хафиз Абу Нуайм аль-Исфахани, ум. в 430 г. хиджры). Привел хадис «Татвидж» о дне «Гадир».

183. Мифтаху-н Наджа фи Манакиб-и Ал-и Аба (Мирза Муххамад Ибн Мутамадхан аль-Бидахши), после приведения нескольких хадисов, связанных с событием «Гадир», пишет следующее: «Хадис «Гадир» приводится от многих передатчиков – это известный хадис степени «сахих»».

184. Макталь-уль Имами-с Сибти-ш Шахиб(Муваффак Ибн Ахмад Абу Муаййад Хатиб аль-Хорезми, ум. в 568 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» от многих передатчиков.

185. Аль-Милаль ва-н Нихаль (Абу-ль Фатх Мухаммад Ибн Абу-ль Касым аш-Шахристани, ум. в 548 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» и «Тахнийа»; сообщил, что аят «Таблиг» был ниспослан в Гадир Хуме.

186. Ман Рава Хадис-эль Гадир(Абубакр Мухаммад Ибн Омар ат-Тамими аль-Багдади аль-Джуаби, ум. в 355 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» 125-ю различными путями.

187. Аль-Манакиб (Ахмад Ибн Ханбаль аш-Шейбани, ум. в 241 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» от Хазрата Бурейды, Зейда Ибн Аркама, Омара Ибн Хаттаба и Малика Ибн Хувейриса.

188. Аль-Манакиб (Абу-ль Хасан Али Ибн Мухаммад аль-Джелаби Ибн Махазили, ум. в 483 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» многими путями от нескольких групп сахабов (сподвижников).

189. Аль-Манакиб (Хафиз Абдуррахман Ибн Али аль-­Джоузи, ум. в 597 г. хиджры). Приведя хадис «Тахнийа», пишет следующее: «Ученые специализирующиеся на Жизнеописании Пророка (сав), сходятся во мнении о том, что Событие «Гадир» произошло 18-го числа месяца Зи-ль Хиджжа по возвращению из Прощального Хаджа».

190. Аль-Манакиб (Хатиб аль-Хорезми, ум. в 568 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» и многие аяты и хадисы, связанные с Событием «Гадир». См. «Манакиб-и Хорезми», стр. 93-94, 112-124-130-217.

191. Манакиб-и Али Ибн Абу Талиб (Ахмад Ибн Мухаммад ат-Табари аль-Халили). Упомянутый труд составлен в 411 году хиджры. Привел хадис «Тахнийа» произнесенный в день «Гадир».

192. Аль-Мунтака фи Сирет-иль Мустафа(Са’дуддин Мухаммад аль-Казируни, ум. в 758 г. хиджры). Упоминал хадис «Гадир».

193. Мунтаха-ль Келам (Маулеви Хайдар Али Фейзабади). Привел хадис «Гадир» от Ахмада Ибн Ханбаля и Тирмизи.

194. Мунтаха-ль Мадарик (Са’дуддин Мухаммад Ибн Ахмад аль-Фарагани, ум. в 700 г. хиджры). Упомянул хадис «Гадир» и два бейта стихотворения Хазрата Али (ас).

195. Минхаджу-с Сунна (Ибн Теймиййа). Пишет следующее: «Событие «Гадир» произошло по возвращении Пророка (сав) из Прощального Хаджа, и все сообщают об этом. См. «Минхаджу-с Сунна», т. 4, стр. 13.

196. Аль-Мавакиф (Кади Абдуррахман Ибн Ахмад аль-Иджли, ум. в 756 г. хиджры). Сообщил о том, что хадис «Гадир» обладает степенью «сахих».

197. Мавахиб-уль Ладунийа (Хафиз Ахмад Ибн Абубакр аль-Касталани, ум. в 926 г. хиджры). Так пишет в своем произведении: «У Хадиса «Гадир» есть много подтверждающих документов, большинство из которых обладают степенями «сахих» и «хасан»». См. «Мавахиб-уль Ладунийа», т. 2, стр. 13, т. 7, стр. 13.

198. Аль-Муджаз (Ас’ад Ибн Абу-ль Фазл аль-Иджли, ум. в 600 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» от Хузейфы Ибн Усейда и Амра Ибн Лейлы.

199. Маваддат-уль Гурба (Сейид Али Шахаб аль-Хамадани, ум. в 786 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» многими путями.

200. Мизан-уль И’тидал (Хафиз Шамсуддин Мухаммад Ибн Ахмад Ибн Осман аз-Захаби, ум. в 748 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» от Хазрата Али (ас) и Зейда Ибн Аркама, а хадис «Рахба» от Амра аз-Зиннура. См. «Мизан-уль И’тидал», т. 2, стр. 224-303.

201. Насру-ль Лаали (Сейид Абдульхамид Ибн Сейид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, ум. в 1324 г. хиджры). Передал, что хадис «Гадир» был, абсолютно точно, сказан Пророком (сав), установил географическое положение Гадир Хума. См. «Насру-ль Лаали», стр. 166-170-172.

202. Нухаб-уль Манакиб (Абубакр Мухаммад Ибн Омар ат-Тамими аль-Багдади Ибн Джуаби, ум. в 335 г. хиджры). Привел хадис «Гадир» 125-ю различными путями.

203. Надыму-ль Фарид (Маскуйе, Абу Али Ахмад Ибн Мухаммад, ум. в 421 г. хиджры). Он так пишет о Хазрате Али (ас): «Хазрат Али (ас), в соответствии с хадисом «Гадир» является Обладателем Вилайата (руководство Ахль аль-Бейт над людьми)».

204. Нузуль-уль Абрар (Мирза Мухаммад Ибн Му’­темд­хан аль-Бидахши). Привел хадис «Гадир» многими путями, записывая хадисы «Рахба» и «Тахнийа», так сказал о хадисе «Гадир»: «Этот хадис – степени «сахих», его передали многие асхабы». См. «Нузуль-уль Абрар», стр. 18-21.

205. Нузхат-уль Маджалис (Шейх Абдуррахман Ибн Абдуссалам ас-Сафури аш-Шафии). Передает, что аят «Саала Саилун» был ниспослан в связи событием «Гадир». См. «Нузхат-уль Маджалис», т. 2, стр. 242.

206. Насим-ур Риза фи Шархи-ш Шифа (Шейх Ахмад Ибн Мухаммад Ибн Омар-Хаффаджи, ум. в 1069 г. хиджры). Передал хадис «Гадир».

207. Назму-д Дурару-с Симтайн (Джемалуддин Мухаммад аз-Зередни, ум. в 750 г. хиджры). Передал хадисы «Гадир», «Тахнийа» и «Татвидж», и сообщил о том, что Омар Ибн Абдульазиз использовал как доказательство хадис «Гадир».

208. Ан-Нихайа (Абу-с Саадат Мубарак Ибн Мухаммад Ибн Абдулькарим Ибн Асир аль-Джизери, ум. в 606 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» от Имама Шафии, привел слова Хазр. Омара сказанные им в Гадир Хуме Хазрату Али (ас): «О Али! Ты сегодня стал Повелителем всех му’минов (верующих)». См. «Ан-Нихайа», т. 4, стр. 246.

209. Навадир-уль Усуль (Хафиз Мухаммад Ибн Али ат-Тирмизи, ум. в 286 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» в развернутом виде от Абу Туфейля.

210. Ан-Навакиз ли-р Равафиз (Сейид Мухаммад Ибн Абдуррасуль аль-Барзанджи аш-Шафии, ум. в 1103 г. хиджры). Хадис Пророка Аллаха (сав): «Кому я — повелитель, тому и Али — повелитель!», декларировал как обладающий степенью «сахих», писал о том, что он передавался множеством путей.

211. Ан-Нафакизу-р Равафиз(Мирза Махдум Ибн Абдульбаки, ум. в 991 г. хиджры). Сообщил о том, что хадис «Гадир» обладает степенью «мутаватир».

212. Нур-уль Абсар (Сейид Му’мин Ибн Хасан аш-Шабланджи, ум. в 1250 г. хиджры). Писал, что аят «Саала Саилун» был ниспослан в связи событием «Гадир». См. «Нур-уль Абсар», стр. 78.

213. Хидайату-с-Суада (Кади Шехабуддин Ахмад Ибн Омар ад-Даулетебади, ум. в 849 г. хиджры). Писал, что хадис «Гадир» и аят «Саала Саилун» был ниспослан в связи событием «Гадир».

214. Хидайату-ль-Укуль (Хусейн Ибн Имам аль-Мансури биллах аль-Касыми аль-Йемени, ум. в 1050 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» многими путями, также сообщил, что хадис: «Кому я — повелитель, тому и Али — повелитель!», был приведен 150 путями. См. «Хидайату-ль-Укуль», стр. 30.

215. Хидайату-ль-Муртаб фи Фазаили-ль Асхаб (Сейид Ахмад Ибн Мустафа аль-Кадинхани). Есть его стихи, посвященные событию «Гадир».

216. Василат-уль Меал (Шейх Ахмад Ибн Фадл Ибн Мухаммад аль-Баксир аль-Макки, ум. в 1047 г. хиджры). Передал хадис «Гадир» многими путями; также записал другие аяты и хадисы, связанные с событием «Гадир».

217. Василат-уль Мутааббидин (Известный под прозванием – Молла, Омар Ибн Мухаммад Хызр аль-Ардабили). Передал хадис «Тахнийа» от Барры Ибн Азиба.

218. Василат-ун Ниджат (Маулеви Мухаммад МуИбн аль-Лекхенви). Передал хадис «Гадир» несколькими путями.

219. Вафа-уль Вафа (Нуруддин Али Ибн Абдуллах аль-Хасани ас-Самхуди аш-Шафии, ум. в 911 г. хиджры). Передал хадис «Тахнийа» 2-мя путями. См. «Вафа-уль Вафа», т. 2, стр. 173.

220. Аль-Вилайату фи Туруки-ль-Хадиси-ль-Гадир (Абу Джафар Мухаммад Ибн Джарир Ибн Йазид ат-Табарани аль-Амули, ум. в 310 г. хиджры). В связи с этой книгой, есть ряд сведений в «Муджам-уль Булдан» Химви, «Табакат» Захаби, и в «Истории» Ибн Касира. Табарани в упомянутом труде привел хадис «Гадир» более чем 70-ю путями.

221. Йанаби-уль Мавадда (Шейх Сулейман Ибн Ибрахим аль-Хусейни аль-Балхи аль-Кундузи аль-Ханафи, ум. в 1293 г. хиджры). В своем труде привел хадис «Гадир» многими путями, сообщил о том, что аят «Таблиг» был ниспослан в Гадир Хуме о Хазрате Али (ас), привел несколько аятов, хадисов, доказательств в связи с событием «Гадир». См. «Йанаби-уль Мавадда», стр. 34, 38-40, 120, 249, 482, 484.

Источник: Хайдар Баш. "Центр Единобожия - Ахли Бейт"