1. Первый обнаруженный мной способ "экранный эффект мелководья." Еще в советское время отправляясь втроем +собака на охоту в "Казанке 5м3" с "Нептуном 23", не всегда удавалось сразу выскочить на глиссирование на "полном газу". В таком случае я пересекал 2-х километровое пространство Амура в 3/4 газа и двигаясь вдоль левого берега осторожно приближался к пологим отмелям , когда под транцем оставалось сантиметров около 50-60, то корма лодки идущей в переходном режиме начинала подвсплывать, звук и тахометр начинали сообщать о растущих оборотах, то энергичное добавление газа позволяло выдернуть лодку на глиссирование! Дальше , иногда постоянная толчея волн или маневр рулем прерывали это удовольствие, но появлялось понимание, что если не сию минуту, то через пол-часа, когда вес бензина в баке снизится на несколько кГ, можно повторить такой маневр на следующей отмели. Причина этого "экранный эффект мелководья." Закон аэро- и гидродинамики:-Уменьшение относительной скорости обтекания тела жидкостью или газом вызывает увеличение давления в этой области. Т.е. поток воды между плоским днищем и дном отмели тормозился и создавал давление уменьшающее дифференнт на корму до оптимальных значений угла атаки 2-4 градуса. Стабильность этого эффекта позволяет рекомендовать здесь этот способ!
В весной этого года я снова применял этот эффект , но уже на надувном Флагмане 350 L c Ямахой 9,9 двигаясь по обмелевшей Тунгусске , втроем и с близкой к предельной нагрузкой.
2. Второй способ это активное управление ходовым дифферентом перемещением водителя , пассажиров или багажа. Обычно нос в лодке загружен принайтовленным для дальнего перехода багажом, поэтому проинструктируйте пассажиров, чтобы они при разгоне лодки следили за вами и наклонялись вперед, синхронно движению водителя. Помните о оптимальном угле атаки 1-4градуса. При установке импортного мотора (проверено на Я 9,9 и Т9,8) на надувную лодку отечественного производства, вы можете смело укладывать на транец сверху, брусок или палочку толщиной 20мм! Это сразу уменьшает лобовое сопротивление подводной части подвесного мотора и сопровождается увеличением оборотов минимум на 100об/мин. Угол откидывания для начала сделайте нулевым, когда днище у транца паралельно плоскости антикавитационной плиты. Если запаса мощности хватает, то и тогда не следует заглублять плиту глубже 20мм ! Мне удавалось обеспечивать устойчивое движение на килеватом Флагмане 350, когда верхняя кромка антикавитационной плиты совпадала с линейкой приложенной на штатные пластины днища у транца, Для плоского днища Краба310 такой фокус вызывал прорыв воздуха к винту на повороте, НО, только при грузе 1-2 , с третьим пассажиром осадка лодки была сама по себе достаточной+ при дифференте на корму в 4 градуса вход антикавитационной плиты заглублялся ещё сильнее и прорыва воздуха не было. Здесь тоже Ваш советчик Тахометр. Если он показывает от 5000 до 5500 об/мин , то значит винт примерно соответствует необходимому для данной ситуации упору упору. Повторю, что и первый и второй способ, нацеленные на снижение сопротивления уменьшением дифферента на корму, могут быть усилены отрицательным углом откидывания мотора на 1-2 отверстия на подвеске!
3. Третий способ разогнать лодку используя ветер: Особенно это касается надувнушек. Если выше описанные приёмы не увенчались успехом, то попробуйте по ветру , вытянуть лодку на глиссирование Вам, возможно, удастся сохранить этот режим и, совершив плавный разворот, лечь на нужный курс. Помните, что существует понятие "глиссерная рябь"
4. Четвертый способ используя водовороты в заводи. Если на вашей реке скорость течения 3-3,5 км/час , как на Амуре, то наверное, вы обращали внимание на резкое завывание мотора при пересечении границы из суводи и на стремительную струю плёса. Тахометр в таких случаях показывает кратковременное увеличение оборотв на 250-300об/мин. Помните , что в этом мире всё относительно: т.е разогнавшись в суводи
и выходя на струю плёса с большей скоростью, лодка получит дополнительный импульс выталкивающей силы. Рекомендую попробовать и прямой и обратный переходы.
5. Пятый способ "катание на волне"-при движении более крупных судов их сопровождает волна, скатывание с которой под острым углом тоже, при некотором опыте, можно применить для ускорения и разгона .
Если вам нравятся изложенные здесь мысли ставьте "лайк" и подписывайтесь на мой канал "Гениатор"!