Найти тему
ComDig | Urban Exploration

Забытый фуникулер санатория им. Оржоникидзе. Удалось прогуляться по тоннелям и увидеть вагоны

На территории cанатория им. Оржоникидзе присутствует множество уникальных архитектурных решений и, пожалуй, на каждом из них можно было бы заострить внимание. Но сегодня я буду говорить про то, что есть, например, у Центрального военного санатория, а именно - длиннющий фуникулер на три станции с подземным 126 метровым тоннелем. Обо всем по порядку - поехали!

Памятник Ленину на территории санатория.
Памятник Ленину на территории санатория.

Линию построили в 1952 году. Длина фуникулера - 340 метров, ширина колеи - 1250 мм. Перепад высот - 84 метра. По аналогии с распложённым неподалеку фуникулером санатория "Сочинский" использовались такие же вагоны. Однако для санатория Министерства угольной промышленности решили частично заглубить линию между первой и второй станцией, которая, кстати, расположена на территории соседнего санатория "Правда". Подземный вариант решает сразу две проблемы:

На начальном участке склона горы Быхта был слишком пологий спуск, а изначально предполагаемое место в 50-е годы уже было занято фонтаном и ступеньками главного входа.

Вначале 50-х чуть ниже уже была построена единственная асфальтовая дорога, соединяющая Хосту и Сочи, перекрывать которую на время строительства путепровода было бы преступлением.

В середине 80-х фуникулер ждала масштабная модернизация. Рельсовый путь заменили в ходе реконструкции в середине 1985г. Рельсы закрепили непосредственно к бетонному основанию. Также с 1985 года на линию вышли новые вагоны типа ВГД-1 производства Малаховского завода Министерства угольной промышленности СССР.

В 2010 году фуникулер был закрыт и законсервирован вместе с остальными рабочими на тот момент корпусами. Что его ждет в будущем - вопрос интересный, я думаю, что, возможно, когда-то санаторий будет приватизирован, а этот фуникулер можно будет модернизировать и использовать по назначению.

Конечная стация проходит прямо под железной дорогой. Под ней был построен просторный вестибюль, там и остаются на подзарядке вагоны, которые закрывают на ворота с обеих сторон.

Я стоял и внимательно смотрел на мужчину и ребенком, которые находились прямо надо мной и не подозревали о моем присутствии. Их внимание всецело поглотил портал тоннеля. Пару минут и я без лишнего внимания еле-еле просочился между воротиной и рельсами внутрь и скрылся под звуки шагов, которые разбавлял гул эха.

Тоннель.
Тоннель.

Внутри сквозняк и, на удивление, горел свет.

Диаметр тоннеля и сами тюбинги были заметно меньше, чем в метрополитене.

Один из вагонов стоял внизу. Он стал жертвой древнейшей на Руси наскальной живописи образца "Здесь был Вася" и, к тому же, закрыт.

Сразу после тоннеля была развилка на пути и станция санатория "Правда", на которой стояли еще вагоны.

Находиться по долгу мне тут особо не представляло интереса и, оставив тщетные попытки зайти на территорию "Правды", я пошел обратно наверх. Пока вылезал - разбил колено и испачкал футболку, чем сильно смутил пассажиров автобуса. Но зато оказался очень удовлетворен увиденным.

Выход на станцию.
Выход на станцию.

Спасибо за внимание!