В суннитском мире в отношении Халифата существуют два критических мнения.
Первый – это вопрос халифата между Хазратом Али (ас) и Муавией.
В этом вопросе, считается, что конфликт между Хазратом Али (ас) и Муавией, возник из-за разногласий в иджтихаде (вынесении правовых решений) и Муавия также считается правым и является ученым-муджтахидом.
Здесь же следует упомянуть, что согласно Ахли Сунна религиозными источниками являются Книга (Коран), Сунна, Иджма (полное согласие ученых), и Кыяс-ы Фукаха (сравнительное мнение ученых факихов).
Избрание Имама Али (ас) после Хазрата Османа халифом, произошло при полном согласии асхабов, то есть иджме. В данном случае проводить иджтихад (выносить решение) в одиночку, у Муавии нет никакого права.
После кончины Пророка (сав) Абу Суфьян (отец Муавии) пришел к Имаму Али (ас) и предложил принести присягу. Взгляд на проблему со стороны Муавии не соответствует правилам фикха и акыды. Если бы это было так, Абу Суфьян не предложил бы принести присягу Имаму Али (ас).
После Хазрати Османа, халифат мнением Иджмы стал правом Имама Али (ас).
Здесь нет запутанного, неясного вопроса, чтобы проводить иджтихад. Это значит, что Хазрат Али - халиф, избранный иджмой (единым мнением). При наличии иджмы, нельзя рассуждать о правах кого-либо еще на халифат.