Найти тему
Загадочный Север

Вторжение Модлона на Север

Довольно интересно узнать, как на протяжении веков проходила смена народов в пределах одной территории. По археологическим памятникам нам открывается история смены культур, но вот кто является носителем этой исторической общности, зачастую остается под большим вопросом. То ли местное население эволюционировало до нового уровня само или под влиянием соседей? То ли на это место пришел новый народ и смешался с местным, передав ему свои традиции, а может вообще изгнал автохтонов и сам стал возделывать захваченную землю? Таких вопросов довольно много, а для севера тем более. Правда, иногда обобщенные находки могут дать некое представление о прошлом и картина мира малость проясняется. К такому случаю можно отнести обнаружение памятников волосовской археологической культуры на Русском Севере, а точнее локального варианта этой культуры известного как памятники типа Модлона.

Эпоха энеолита. На территории современных юго-запада Архангельской и севера Вологодской области господствует Каргопольская археологическая культура. Носители этой культуры проживают здесь на протяжении не менее 2 тысяч лет, а возможно, они являлись потомками людей мезолита и ведут свое начало с 10-9 тысячелетия до н.э. Но 5 тысяч лет назад этому благополучному процветанию приходит конец. С юга вторгается новый народ, с новой культурной традицией и образом жизни. Волосовцы занимают землю народа каргопольской культуры. Их стоянки находят вблизи каргопольских поселений, а порой и на месте самих поселений.  Все находки свидетельствуют, что носители культуры памятников типа Модлона пришли на север уже сформированной общностью.

-2

Свое название новая культура получила от реки Модлон, а точнее от неолитического поселения древнего человека первой половины III тысячелетия до н. э. на территории Чарозерского сельского поселения Кирилловского района Вологодской области, которое было обнаружено на узком и длинном мысу у слияния рек Модлоны и Перешной.  Памятник открыл в 1919 году К. В. Марков. В 1938 - 1940 годах и в 1945 - 1957 годах поселение исследовал археолог А. Я. Брюсов. Для уточнения стратиграфии и хронологии в 1970 - 1975 годах поселение исследовалось С. В. Ошибкиной. Стоянка получила название Модлонское свайное поселение, а вот от него и все похожие памятники стали называть – памятники типа Модлона.

Дом свайного поселения Модлона. Реконструкция
Дом свайного поселения Модлона. Реконструкция

Благодаря заболоченности здесь сохранились остатки деревянных построек, стоявших на сваях. Это оказалось первое раскопанное свайное поселение в России. На забитых глубоко в почву толстых сваях были построены домики четырехугольной формы. Они имели пол, обмазанный глиной, стены из тонких слег, поставленных вертикально и переплетенных тонкими прутьями; крыши были двускатные, покрытые слоями бересты, придавленной сверху камнями. Между домами были проложены узкие бревенчатые мостки. Рядом с домами обнаружены большие кучи рыбьих костей и чешуи, кости животных.  Внутри домов и вокруг них было найдено огромное количество керамики, орудий труда, оружия, украшений, которые имели хорошую обработку.

-4

Украшения представлены подвесками из галек, из зубов животных с просверленными отверстиями, а также изделиями из янтаря: обломками пуговиц, привесок, пронизок. Наличие янтаря свидетельствует о связях населения края с Восточной Прибалтикой. При раскопках также были обнаружены семена льна культурного (лён-долгунец), который даже удалось прорастить. Возле одного из домов в торфе был найден человеческий череп, внутри которого оказался конец толстого кола. По мнению А. Брюсова, череп на кол был надет намеренно: "Факты насаживания голов убитых врагов на кол перед домом довольно часты".  Антрополог М. М. Герасимов восстановил по черепу внешний вид человека. Это оказалась женщина 23-24 лет с палеомонголоидными чертами. 

Реконструкция М.М. Герасимова по черепу со стоянки Модлона
Реконструкция М.М. Герасимова по черепу со стоянки Модлона

По облику поселения и черепу, Брюсов предположил, что отношения между населением двух культур были враждебными.
Представители Модлона вообще были «странными людьми» по нашим меркам. Не факт, что череп женщины на колу был вражеский. Модлонцы часто перебивали голени своим умершим, придавливали могилы валунами, а порой лишали покойного головы, заменяя её камнем. Возможно, боялись восстания усопших? Всё может быть. Своих усопших они хоронили с орудиями труда и охоты, украшениями и щедро присыпали красной охрой.  Такую могилу богатого юноши обнаружила археолог Козырева Р.В. на Ильинском острове, что на Мошинском озере Няндомского района. Кстати, это самая северная стоянка с памятником типа Модлона.
В начале 2 тысячелетия д.э. модлонские памятники исчезают. Дальнейшая судьба волосовских племен не совсем ясна. Возможно они просто ушли, как некогда пришли в эту негостеприимную для них землю, а может и нет. Превалирует утверждение, что носители волосовской культуры были предками прибалтийских финнов, а модлонцы положили начало племени — весь.

Если вам понравилась статья – поддержите канал об истории Русского Севера поставив лайк и подписавшись на него, что бы не пропустить новые публикации