Автором "Архивариуса" обозначен Ингви Акисон. За этим именем, как принято считать, скрывается Игорь Мирецкий. Но знание это нам нисколько не помогает, потому что известно об Игоре Мирецком столько же, сколько об Ингви Акисоне - ничего. Это первая книга автора. И поскольку она оказалась достаточно благожелательно принята читателем, хотелось бы о ней поговорить подробнее. Занимательная получилась книжка, в которой довольно сложные философские и этические проблемы прогресса упакованы в стремительный детективный сюжет.
Вообще автор оказывается перед непростой задачей - с одной стороны ему надо описать довольно сложно и богато придуманный мир, с другой он хочет сразу запустить остросюжетную историю. Перегружать экспозицию долгими объяснениями ему не хочется, но при этом деталей, нуждающихся в пояснениями достаточно много, поэтому сюжет будет время от времени останавливаться для того, чтобы писатель словами своего героя мог описать - что это за штуки и зачем они нужны. От подобных объяснений слегка веет пятидесятыми годами с их научным популяризаторством, но мы-то можем позволить себе сначала рассказать предысторию, мы не связаны рамками художественного произведения!
Итак, люди в будущем развились настолько, что, как и предсказывал Николай Федоров, смогли воскрешать людей. Естественно, и Федоров это тоже предсказывал, все воскрешенные люди на Земле поместиться не могут, а значит их надо куда-то расселять. Если вы помните историю русского космизма (а вы, скорее всего, в отличии от автора "Архивариуса" и не знали никогда), то тут же вспомните Циолковского, который создавал ракету не просто для изучения космического пространства, а именно для расселения возрожденного человечества по космосу, но это уже другая история. Для того, чтобы куда-то поместить воскрешенных предков, люди обустраивают у одной из звезд планету с названием Ремотус, что означает "отдаленный, далекий".
Для того, чтобы воскресить человечество люди используют Архивариус - корабль, путешествующий в пространстве и времени и снимающий показания с мозга людей для их дальнейшего восстановления в жизни вечной. Буквально вот так - в "жизни вечной", потому что смертность, подверженность болезням и даже физическое уродство на Ремотусе полностью искоренены и у каждого, кто возрожден впереди вечность. Впрочем, память о прошлой жизни у людей сохраняется в полной мере, что приводит к некоторым коллизиям:
– Давай-ка глянем, кем Радислав был в той жизни, – предлагает вдруг Денис.
– Зачем?
– Может быть, всё сразу прояснится. Ты, например, в курсе, сколько раз у нас тут Гитлера убивали?
– Нет. А кто это?
– Скажем так, крупнейший говнюк из моего времени. Ну, почти из моего. А ты что, совсем что ли историей не интересовался, когда тебя воскресили?
Я чувствую себя пристыженным.
– Впрочем, не суть, – говорит Денис. – Говнюк он и есть говнюк. Тиран, короче. Так его аж четыре раза Архив-Службе воскрешать приходилось! Представляешь, сколько человек на него зуб имели? Все убивавшие его были, конечно же, новичками на Ремотусе. Воскрес какой-нибудь немецкий еврей, семью которого этот говнюк сгноил в концлагере, пожил денек-другой в Германском Штате, еще толком не адаптировался, не изжил все свои психологические травмы – и тут, бац, встречает на улице жизнерадостного такого и улыбающегося Гитлера, идущего по своим делам… И как только его не убивали! Последний раз, помнится, человек отодрал железный прут из ограждения, повалил этого говнюка на землю и бил по голове, пока все мозги не разлетелись по сторонам. После этого инцидента Гитлер сам попросил о смене внешности и имени.
– Ты что, полагаешь, Радислав тоже был каким-нибудь царем-засранцем?
– Вот сейчас и проверю. Одну секунду.
Материальные проблемы тут тоже перестали волновать людей. Нет, это не коммунизм, в котором "каждому полной ложкой и пусть никто не уйдет обиженным", тут есть деньги, но скорее как ограничитель потребления: каждый человек получает сто ремо в день и этого вполне достаточно, чтобы безбедно существовать ни в чем себе не отказывая, но на кутежи и безумства уже не пустишься. Получить больше почти невозможно - из-за огромного количества людей и из-за того, что большая часть производств выполняется атомными синтезаторами или андроидами для получения работы еще надо постараться. И даже после этого можно ее не получить.
Наш герой постарался и теперь работает полицейским. В его день рождения, который оказывается днем расследования преступления, угрожающего существованию Ремотуса мы и знакомимся с этим миром и его обитателями. Собственно, все действие повести и укладывается в один день, начавшийся с поздравления его жены, которая, впрочем, находилась вдали от мужа, а продолжившийся расследованием убийства.
За этот день Ингви несколько раз будет уверен, что он успешно раскрыл дело и ему все стало понятно, но каждый раз какая-то деталь не уложится в созданную схему и попытка найти ей место приведет к продолжению расследования. Несколько раз героя попытаются убить и он даже потеряет руку в автомобильной аварии, что не помешает ему продолжить работу, хотя и создаст некоторые неудобства. Ему придется заподозрить в терроризме свою супругу, вступить в противоборство с местной службой безопасности, по ходу дела выяснить, кто и как убил его самого на береге реки Иордан в далеком 1017 году и, кстати, именно это обстоятельство - то, что убийца знал некоторые детали случившегося с Ингви в его прежней жизни - даст окончательный ключ к раскрытию череды преступлений.
Ну, как "окончательный". В последних строках нас все-таки ожидает финальный твист, который все изменит. И это станет главным, так и не раскрытым вопросом повести: зачем всё-таки сэр Исаак Ньютон вместе с главным героем... Впрочем нет, если я задам этот вопрос, это будет нечестно. Всё-таки главное достоинство книги - это детективный сюжет и лишить вас возможности волноваться вместе с героем, следуя за ним по Ремотусу было бы бесчестно. Поэтому - давайте-ка сами доберитесь до этого места в повествовании и решите для себя - не обманул ли автор ваших ожиданий, закончив свою повесть именно таким образом.
Автор краешками своей повести зацепил несколько тем, важных и для современного человечества, например - чем занять себя, если у тебя практически неограниченный запас времени? И при этом ты еще и не должен работать ради выживания? В книге эта тема скорее называется, но не очень-то подробно рассматривается, тем не менее, если автор решит продолжить свой рассказ о мире Ремотуса, было бы интересно понаблюдать за тем, как он предложит эту проблему решать. Нет, и в "Архивариусе" идей на этот счет - спорт, например, в частности олимпиады, которые стали включать в себя рыцарские турниры. Или всякие экстремальные виды спорта. Ну и всякая другая креативная активность. Но понятно же, что это не снимает вопроса полностью. Праздное человечество, обеспечившее себя всем необходимым - каким оно может быть? Что станет главной его целью? Мне кажется, это большой и очень сложный вопрос.
Для того, чтобы не пропускать наши публикации, подписывайтесь на канал и не забывайте заглянуть в наше сообществ в ВК, где мы обсуждаем последние события в мире фантастики, публикуем новости и вообще живем активной жизнью.