Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 7
Памятник науки и техники (ПНТ) ‒ это материальный объект, прямо или косвенно связанный с основными этапами развития науки и техники, требующий в соответствии со своей социальной и научной значимостью сохранения и использования в общей системе культуры.
В Центральном музее ВВС в Монино по состоянию на 2020 г. представлено 90 ПНТ.
В 2006-2008 гг. к Памятникам науки и техники были причислены следующие экспонаты ЦМ ВВС:
70. Дальний разведчик Ту-16Р
Тяжёлый реактивный бомбардировщик Ту-16 разработан в 1949-53 гг. в ОКБ А.Н. Туполева. Первый полёт выполнен 27 апреля 1952 г. Серийно выпускался в 1953-63 гг., изготовлено более полутора тысяч машин в вариантах бомбардировщика, ракетоносца, разведчика, заправщика, самолёта РЭБ и др. Представленный в музее Ту-16 (зав. № 1880302) изготовлен в 1954 г. на заводе № 22 в Казани. В 1955 г. его передали в НИИ ВВС, где переоборудовали в прототип разведчика Ту-16Р-1. В 1960 г. перегнали в Монино, на учебную базу ВВИА им. Н.Е. Жуковского, а 16 ноября 1967 г. передали в Музей ВВС.
71. Бомбардировщик Ту-22Б
Первый советский серийный сверхзвуковой дальний бомбардировщик Ту-22 разработан в 1955-58 гг. в ОКБ. А.Н. Туполева. Первый полёт 21 июня 1958 г. Строился серийно на заводе № 22 в Казани в 1959-69 гг. Всего построено 313 экз. в разных модификациях. Музейный Ту-22Б изготовлен 19 февраля 1960 г. В 1962-65 гг. проходил службу в ВВС, после перелетел на учебную базу ВВИА им. Н.Е. Жуковского, откуда 18 февраля 1977 г. передан в Музей ВВС.
72. Двигатель Д-25В
Турбовальный двигатель Д-25В мощностью 5500 л.с. и редуктор для него сконструировали в 1957 г. в ОКБ П.А. Соловьёва в рамках работ по созданию тяжёлого транспортного вертолёта. В июне 1957 г. вертолёт Ми-6 с двигателем Д-25В совершил первый полёт. Позже такими двигателями также оснащались вертолёты Ми-10, Ка-22 и В-12. Серийный выпуск продолжался в 1959-81 гг., построено 4522 шт. Д-25В (зав. № С3041005) поступил в музей 1 июля 1962 г. с завода № 19 в Перми.
73. Солнечный указатель курса СУК-2
Астрокомпас СУК-2 разработан Л.П.Сергеевым в 1934 г. Прибор позволял по данным о положении Солнца непрерывно указывать заданный курс.
74. Истребитель-бомбардировщик Р-63 «Кингкобра»
P-63 Kingcobra был разработан американской самолётостроительной фирмой Bell в 1942 г. как развитие P-39 Airacobra. С июня 1944 г. выпускался серийно, в 1944-45 гг. 2640 самолётов было поставлено в СССР по ленд-лизу. Самолёт с зав. № 269775 в нач. 1990-х гг. обнаружен на курильском о. Шумшу и восстановлен на заводе «Авион» в Новосибирске с использованием частей других P-39 и P-63. 12 декабря 1992 г. самолёт передан в Музей ВВС.
75. Двигатель НК-12
Турбовинтовой двигатель НК-12 разработан в 1950-е гг. в ОКБ-276 под руководством Н.Д. Кузнецова. Является самым мощным серийным турбовинтовым двигателем в мире. В 1954-75 гг. было выпущено 3714 НК-12 разных модификаций. Применялся на самолётах Ту-95, Ан-22, Ту-114, Ту-142. Музейный экземпляр (зав. № Ф541017) изготовлен в 1955 г. на авиазаводе № 24 в Куйбышеве. Поступил в музей из ВВА 20 ноября 1961 г. в препарированном виде.
76. Аппарат телеграфный «Морзе»
Пишущий телеграфный аппарат М-44 является улучшенной советской версией аппарата С. Морзе образца 1837 г. М-44 мог передавать 400-500 слов/ч. на расстояние до 500 км.
77. Летающая лаборатория Ту-95ЛЛ
Турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95 разработан в 1950-е гг. в ОКБ А.Н. Туполева. Строился серийно в 1955-92 гг., построено около 500 машин различных модификаций. В музее представлен второй опытный экземпляр (самолёт «95-2»). Планер изготовлен в 1952 г., но первый полёт с опытными двигателями ТВ-12 состоялся лишь 16 февраля 1955 г. После окончания испытаний в 1958 г. самолёт был переоборудован в летающую лабораторию для испытаний турбореактивного двигателя НК-6. В дальнейшем на нём испытывались двигатели НК-144 и НК-22 разных модификаций. После выработки ресурса в 1972 г. самолёт перелетел в Музей ВВС.
78. Двигатель авиационный Рено-50
Восьмицилиндровый двигатель воздушного охлаждения Renault 50 мощностью 50 л.с. создан в 1907 г. конструкторским коллективом Луи Рено. До 1909 г. этот двигатель считался наиболее мощным и применялся на многих летательных аппаратах. Двигатель с зав. № 48102 получен 11 апреля 1983 г. в дар от племянницы лётчика Б.И. Россинского.
Часть текста взята из книги «Авиация в музеях России», 2017