Найти в Дзене
Hakuzh

Священные рощи черкесов

В традиционных религиозных верованиях адыгов культ деревьев, рощ и дубрав занимал почетное место. Француз А. де ла Мотрэ, наблюдавший в начале XVIII в. местный быт, свидетельствует, что «горные черкесы (по-видимому, речь идет о шапсугах.- А.Ш.), насколько я мог узнать из рассказов, являются чем-то вроде друидов, поклоняющихся старым дубам или другим деревьям, где, как им кажется, живут какие-то невидимые божества, способные исполнить их мирские просьбы, так как о желаниях духовного добра и вечной жизни, испрашиваемых у неба и обычных для тех, кто верит в бессмертие души, независимо от того, к какой религии они принадлежат, у них нет никакого представления. Собираясь в определенные месяцы и дни, они образуют процессии с зажженными факелами вокруг этих деревьев, посвященных их божеству, у подножия которых они приносят в жертву различных животных, как, например, быков, овец, ягнят и коз». 
Священные рощи и деревья посвящались отдельным божествам и покровителям. «Есть за Лабою рощи и леса, - пишет М.Ф. Сталь, - посвященные богам; рощи эти и в настоящее время остаются священными. Джемтлохский лес был посвящен богу изобилия (Тхаголег), и ежегодно приносилась в этом лесу абадзехами белая телица на жертву».

Во время покорения Кавказа в 1841 г. генерал Г.Х. Засс сделал набег между реками Белой и Пшехом, где находится Джемтлохский лес. Горцы с невероятной яростью защищали этот лес, так как здесь находилась священная роща и несколько священных деревьев. В жаркой схватке царские войска были разбиты, а генерал Засс ранен. Черкесы ликовали, утверждая, что сам Тхьэ наказал Засса за его безумное действие, т.е. нападение на священное место, помеченное самим Тхьэ.

Входить без культовых надобностей в священные рощи, прикасаться к растущим там деревьям острыми предметами, тем более – вырубать их считалось у адыгов величайшим грехом. «Топор никогда не прикасался к ним: эти деревья находятся в священных лесах, всеми охраняемых: в определенные дни устраиваются празднования вокруг них».
В традиционных религиозных верованиях адыгов культ деревьев, рощ и дубрав занимал почетное место. Француз А. де ла Мотрэ, наблюдавший в начале XVIII в. местный быт, свидетельствует, что «горные черкесы (по-видимому, речь идет о шапсугах.- А.Ш.), насколько я мог узнать из рассказов, являются чем-то вроде друидов, поклоняющихся старым дубам или другим деревьям, где, как им кажется, живут какие-то невидимые божества, способные исполнить их мирские просьбы, так как о желаниях духовного добра и вечной жизни, испрашиваемых у неба и обычных для тех, кто верит в бессмертие души, независимо от того, к какой религии они принадлежат, у них нет никакого представления. Собираясь в определенные месяцы и дни, они образуют процессии с зажженными факелами вокруг этих деревьев, посвященных их божеству, у подножия которых они приносят в жертву различных животных, как, например, быков, овец, ягнят и коз». Священные рощи и деревья посвящались отдельным божествам и покровителям. «Есть за Лабою рощи и леса, - пишет М.Ф. Сталь, - посвященные богам; рощи эти и в настоящее время остаются священными. Джемтлохский лес был посвящен богу изобилия (Тхаголег), и ежегодно приносилась в этом лесу абадзехами белая телица на жертву». Во время покорения Кавказа в 1841 г. генерал Г.Х. Засс сделал набег между реками Белой и Пшехом, где находится Джемтлохский лес. Горцы с невероятной яростью защищали этот лес, так как здесь находилась священная роща и несколько священных деревьев. В жаркой схватке царские войска были разбиты, а генерал Засс ранен. Черкесы ликовали, утверждая, что сам Тхьэ наказал Засса за его безумное действие, т.е. нападение на священное место, помеченное самим Тхьэ. Входить без культовых надобностей в священные рощи, прикасаться к растущим там деревьям острыми предметами, тем более – вырубать их считалось у адыгов величайшим грехом. «Топор никогда не прикасался к ним: эти деревья находятся в священных лесах, всеми охраняемых: в определенные дни устраиваются празднования вокруг них».