По какому недоразумению "Гулливер" проходит по разряду детской литературы? Более взрослую книгу, чем творение Джонатана Свифта, трудно себе и представить...
Вот уж с кем, казалось бы, мы все знакомы с самого детства! Само имя героя Джонатана Свифта стало нарицательным. "Гулливер" - это "великан"... Но интересно - обрадовала бы автора такая слава? Или наоборот?
Дело в том, что девять читателей из десяти знакомы с Гулливером по... мультфильмам! В лучшем случае - по детским изданиям, очень - очень вольным пересказам, из которых "соавторы" беспощадно выбрасывают всё "не детское". Получается очаровательная сказка про лилипутов и великанов. Но даже в сказке кажется странным: почему лилипуты считают потерянным для истории время, когда они не воевали (за идею разбивать яйцо с тупого конца, а ни в коем случае не с острого), а великаны держат армию лишь для того, чтобы воспитывать мужчин - мужчинами? Почему в Лилипутии Гулливера осудили за миролюбие, а король великанов сгоряча обозвал его злобным карликом за одно только намерение поделиться секретом пороха? В чём разница, если в обеих фантастических империях правят короли? Только в мере их разума и гуманизма!
Но снимем с полки полное издание, и прочтём о том, как Гулливер, исполненный патриотического пыла, расписывает королю прелести демократии! "В Парламенте заседают те, кто служит украшением и оплотом королевства. Это собрание перворазрядных джентльменов, свободно избранных своим народом, за их великие способности и любовь к родной стране!" Король уточняет, не было ли случаев, когда люди попадали в это высокое собрание по прихоти короля или за деньги? Все ли они настолько независимы, беспристрастны и чужды корысти, что могут устоять против подкупа, лести, узких партийных соображений? Не может ли кто-нибудь убедить избирателей голосовать за него с помощью тугого кошелька? Ответить Гулливеру нечего - он просто краснеет...
А летающий остров Лапута с его Академией, занятой, помимо всего прочего, получением солнечной энергии из огурцов и составлением гениальных романов "с помощью множества слов, написанных на табличках"? А струльбруги, владеющие тайной бессмертия? Услышав о таком племени, Гулливер размечтался о том, как он, имея впереди вечность, потратил бы первую жизнь на скучнейшее дело - зарабатывание денег, а уж потом... Купил бы лучший в мире корабль, собрал бы команду из лучших друзей, и открыл бы на нашей планете всё, что ещё не открыто! А оказалось, эти бессмертные к концу своего первого столетия утрачивают всякую любознательность, всякий интерес к жизни. Только сидят и поминают друг другу обиды трёхсотлетней давности...
А разумные лошади и люди, добровольно отказавшиеся от своего преимущества - разума? От людей здесь ничего не требовали и не ждали, и через пару поколений в них уже трудно признать людей. Хотя их представление о власти, определённо, человеческое: вождю они усердно вылизывают зад!
А процесс отстранения вождя от власти состоит в том, что его обмазывают дерьмом... честное слово, это написано не сегодня!
Йеху - тупые и злобные существа, живущие только сиюминутными прихотями, только инстинктами, самый мощный из которых - жадность. Причём жадность совершенно бессмысленная! "Если дать одному йеху еды для десяти йеху - будет есть, пока его не начнёт рвать. Остальное спрячет, и отдаст только за блестящий камень!" Единственная память о цивилизации - представление о ценности алмазов, которые на этом чудесном острове просто валяются на берегу. Но, чтобы не уподобиться мерзким тварям, Гулливер их подбирать не станет!
Итак, если от человека ничего не требовать, не подавлять его животное начало - он неизбежно вырастает животным. Всякое воспитание - это насилие с целью превратить особь в ЛИЧНОСТЬ. Почему Свифту в его восемнадцатом веке это было ясно, а сегодняшним детозащитникам - нет?!
Но увы...все рассуждения Свифта о природе общества, государства, человека - останутся неизвестными тем, кто прослушал "сказку про Гулливера" в дошкольном детстве - и решил этим ограничиться.
А экранизаций десятки. Есть и очень удачные.
Самой остроумной мне кажется наша - мультфильм 1935 года "Новый Гулливер" Александра Птушко. Очень "по мотивам" - но чудесно. Это - парламент лилипутов:
А ближе всех к духу и букве романа - англо - американский фильм 1996 года. Фильм получился нисколько не детским...