Приветствую тебя, читатель! Сегодня первый понедельник октября, а значит перед тобой новый выпуск дайджеста «Этот день в истории авиации». Сегодня в номере — испанские попытки создать замену Douglas DC-3, французская летающая лодка, перелёт через Тихий океан и многое другое! Итак — 7 дней и 7 событий. Полетели ✈️
28 сентября
28 сентября 1955 года — первый полёт транспортного самолёта CASA C-207 Azor. /Испания/
Одним из первых транспортных самолётов компании CASA стал C-202 Halcón. Он предназначался для внутренних рейсов и брал на борт 14 пассажиров. Несмотря на небольшой спрос на C-202, в 1954 году CASA начинает разработку его увеличенной версии, получившей обозначение C-207 Azor.
Самолёт был классическим низкопланом с убирающимся шасси. 2 × двигателя Bristol Hercules 730 позволяли развить скорость до 420 км/ч. Дальность полёта — 2350 км. На борт C-207 брал 40 пассажиров или 37 десантников в экипировке. Экипаж — 4 человека.
Несмотря на хорошие лётные характеристики, заказчиков на новый самолёт не нашлось. Помогло правительство Испании, заказавшее 20 самолётов для ВВС страны — 10 в пассажирской версии и 10 в десантной. Они эксплуатировались до 1982 года.
29 сентября
29 сентября 1964 года — первый полёт самолёта вертикального взлёта и посадки Ling-Temco-Vought (LTV) XC-142. /США/
В 1961 году Управление вооружения ВМС США начало разработку транспортного СВВП, способного заменить вертолёт Sikorsky HR2S. Свой совместный проект XC-142 представили компании Vought, Ryan и Hiller (позже сменятся на Ling-Temco-Vought).
XC-142 представлял собой высокоплан с поворотным крылом. Оснащался 4 × двигателями General Electric T64-GE-1, соединённых единым валом трансмиссии. Для управления по тангажу в хвостовой части установлен небольшой пропеллер. В грузовом отсеке помещалось 32 солдата или 24 пациента на носилках, или 3,6 тонны груза. Максимальная скорость — 694 км/ч, боевой радиус — 370–760 км.
Испытания выявили проблемы XC-142 — сложность трансмиссии, большая вибрация, неустойчивость и т.д. Проект закрыли в 1965 году, ограничившись 5 построенными LTV XC-142. Один самолёт сегодня сохранился в Национальном музее ВВС США, авиабаза Райт-Паттерсон.
30 сентября
30 сентября 1937 года — первый полёт летающей лодки Lioré et Olivier LeO H-246. /Франция/
В 1935 году Air France опубликовала техническое задание на транспортную летающую лодку для своих средиземноморских маршрутов. По нему компания Lioré et Olivier (позднее — в составе объединения Sud-Est) начала разработку лодки LeO H-246.
Конструктивно LeO H-246 представляла собой моноплан-парасоль с крыльевыми поплавками. 2 × двигателя Hispano-Suiza 12Xirs + 2 × двигателя Hispano-Suiza 12Xjrs были установлены в тянущей конфигурации. На борту могло разместиться 26 пассажиров + 4 члена экипажа. Максимальная скорость — 330 км/ч, дальность полёта — 2000 км.
Air France заказало постройку 6 лодок LeO H-246. Но спокойной карьеры у них не получилось — началась Вторая мировая война. LeO H-246 успели полетать на линии Марсель–Алжир, использовались ВМС Франции и, позже, немецкими Люфтваффе. Последние лодки вывели из эксплуатации в сентябре 1946 года.
1 октября
1 октября 1947 года — первый полёт пассажирского самолёта Beechcraft Model 34 "Twin-Quad". /США/
В 1944 году, ожидая роста пассажирских авиаперевозок после войны, компания Beechcraft приступила к разработке собственного авиалайнера. Самолёт, на котором применили ряд нестандартных технических решений, получил обозначение Model 34 "Twin-Quad".
Model 34 был высокопланом с V-образным хвостовым оперением и убирающимся шасси. Особенностью самолёта была силовая установка — 4 × двигателя Lycoming GSO-580 были установлены попарно и вращали 2 винта. Отсюда и название "Twin-Quad". Авиалайнер брал на борт до 20 пассажиров. Максимальная скорость — 370 км/ч, дальность полёта — 2335 км.
После первых полётов самолёт получил положительные отзывы лётчиков-испытателей. Но, к сожалению, после 200 часов налёта Model 34 "Twin-Quad" разбился во время взлёта. Beechcraft собиралась построить ещё один прототип, но отсутствие интереса к самолёту со стороны авиакомпаний вынудило прекратить проект.
2 октября
2 октября 1930 года — первый полёт санитарного самолёта Guillemin JG.40. /Франция/
В конце 1920-х годов Франция нуждалась в небольшом санитарном самолёте для использования в своих многочисленных колониях. Необходимым условием была возможность эксплуатации на неподготовленных аэродромах. Одним из предложенных самолётов стал Guillemin JG.40 от инженера Жана Гийемена.
JG.40 представлял собой высокоплан с неубирающимся шасси. Кабина лётчика была смещена к хвосту, а центральную часть фюзеляжа занимал отсек для носилок на 1 пациента. На самолёте был установлен двигатель Salmson 9Nc, позволявший развить скорость до 150 км/ч. Дальность полёта — 500 км.
Несмотря на хорошие результаты испытаний, в серийное производство Guillemin JG.40 не запустили. Выбрали более совершенный самолёт Bloch MB.81. Всего на заводе Blériot Aéronautique построили 2 экземпляра JG.40, отличавшихся установленными двигателями. Попытка переделать их в почтовые самолёты тоже не принесла успеха.
3 октября
3 октября 1931 года — стартовал первый беспосадочный перелёт через Тихий океан. /США, Япония/
В 1931 году японская газета Asahi Shimbun назначила приз в 25 000 долларов за пересечение Тихого океана на самолёте без промежуточных посадок. Попытать счастья решили авиаторы из США — Клайд Пэнгборн и Хью Херндон-младший. За их плечами была неудачная попытка совершить кругосветный перелёт летом того же года.
Рекордный перелёт Пэнгборн и Херндон выполнили на моноплане Bellanca CH-400 Skyrocket с именем собственным Miss Veedol. Самолёт максимально облегчили. Для увеличения скорости шасси сбрасывали сразу после взлёта. На борт Miss Veedol погрузили 3464 литров топлива и 170 литров моторного масла.
Взлетев с пляжа Сабаширо, на северном побережье острова Хонсю, авиаторы за 41 час 13 минут пересекли Тихий океан. Полёт окончился приземлением «на брюхо» возле городка Ист-Уэнатчи, штат Вашингтон. Клайд Пэнгборн и Хью Херндон получили свой приз, а также награды от правительств Японии и США.
4 октября
4 октября 1954 года — первый полёт учебно-тренировочного самолёта SIPA S.300. /Франция/
В 1952 году инженеры компании Societe Industrielle Pour l'Aeronautique (SIPA) спроектировали реактивный учебный самолёт S.200 Minijet. Проект успеха не имел и конструкторы посчитали, что виной тому необычная двухбалочная схема Minijet. Было принято решение разработать аналогичный самолёт, но по классической схеме. Так появился S.300.
S.300 спроектировали как двухместный низкоплан с убирающимся шасси. Кресла инструктора и ученика были установлены тандемом. На самолёт устанавливали турбореактивный двигатель Turbomeca Palas. Максимальная скорость — 360 км/ч, дальность полёта — 405 км.
Ни успешные испытания, ни демонстрация на авиасалоне Ле-Бурже не помогли найти желающих приобрести S.300. Самолёт не был запущен в серийное производство. Единственный построенный прототип SIPA S.300 потерпел катастрофу осенью 1955 года. После этого все работы над проектом свернули.
Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!
Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.
Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории