Скоро будет уже 10 лет, как я работаю журналистом. Я была и корреспондентом на ТВ, и в деловой газете, а сейчас - в информагентстве. Мне нравится моя работа и в целом я даже горжусь своей карьерой. Я никогда не скрываю ни своей должности, ни места работы при знакомстве с новыми людьми. При этом недавно в разговоре с коллегой я поделилась своими ощущениями, что люди иногда странно реагируют, когда узнают, кем я работаю. Она подтвердила мои догадки и посоветовала при первом знакомстве не афишировать место работы, особенно, если я пришла на какое-то деловое мероприятие.
Дело в том, что часть людей, узнав, что я журналист, резко становятся очень немногословными. Если в начале разговора они могут воодушевленно делиться соображениями о своей работе, положении дел в компании, рассказывать какие-то слухи, то после того, как мы выяснили, кто и где трудится, разговор сходит на нет. Не знаю, возможно, они боятся, что через полчаса я начну выпытывать паяльником компромат на их гендиректора и поэтому лучше вовремя завершить диалог...
Вторая категория людей, наоборот, начинает оживлённо сливать мне какой-то "эксклюзив" и, как правило, рассказывать про коррупцию либо на своём предприятии, либо в целом по стране.
Расскажу случай
Как-то на отдыхе в Испании я познакомилась на экскурсии с типично русской семьёй: упитанный отец семейства и основной добытчик, супруга и их двое детей-подростков. Они были очень милы и, катаясь на лодке, мы разговорились. В какой-то момент беседы я сообщила, что работаю журналистом и пишу про финансовые рынки. В ответ на это мужчина начал мне рассказывать про откаты, на которых сидит всё руководство их компании, какие-то схемы распила бюджета и прочее. Наверное, он ожидал, что я достану из купальника диктофон, ну или карандаш с ручкой на крайний случай, и начну усердно всё записывать, чтобы уже в редакции провести журналистское расследование и вывести всех на чистую воду. Не знаю. Я себя чувствовала героем, на которого возлагают надежды, но он их явно не оправдает. Ну и мне было паршиво выслушивать про воровство в своей стране.
Я жалею, что не задала ему вопрос, почему он, возмущаясь тотальным распилом бюджетных денег а) продолжает работать в своей компании и закрывать на это глаза б) не пытается сам что-то изменить, например, написав заявление в прокуратуру в) думает, что все журналисты 24/7 живут тем, что ищут какие-то махинации.
Что касается журналистов, то, к сожалению, в нашей стране практически не осталось расследователей. Это очень тяжёлый, опасный и неблагодарный труд. Большинство россиян, на мой взгляд, вообще не понимает, чем задержание журналиста-расследователя по подозрению в шпионаже отличается от задержания какого-нибудь менеджера, бухгалтера или врача? Ну правда, всякое ведь бывает, там просто так арестовывать не будут.
Заниматься политической расследовательской журналистикой себе могут позволить только крупные издания, которые в России методично и филигранно уничтожают, например, вынуждая уволиться основной костяк редакции. Спонсируемые из-за рубежа мелкие медиа-проекты постоянно называют иностранными агентами, что для некоторых автоматически означает "враг Отечества". Хотя и без этого у таких СМИ очень маленькая аудитория, и какой-то реальный эффект на действительность они мало могут оказать.
Возможно, если бы я работала в СМИ вроде "Новой газеты", я бы постаралась что-то запомнить из разговора моего случайного попутчика в качестве идеи для будущего расследования, но я там по описанным выше причинам не работаю.
Поделитесь, кем вы работаете и как люди реагируют на вашу профессию?