«Скажите, пожалуйста, считается ли грехом, когда муж и жена предохраняются? Нарушают ли они волю Господа? Может, Господь хочет, чтобы у них было трое или пятеро детей, а они остановились на двух. Ведь только Господь может решать — давать детей супругам или не давать. Получается, что сам человек решает, как ему лучше. А может, Господь, действительно, дает право принимать решение в этом вопросе лично мужу и жене? Спасибо за ответ».
В общем, да, Господь дает право принимать решение в этом вопросе мужу и жене. Это действительно так. Почему? Потому что рождение и воспитание ребенка — это крест, который будешь нести всю жизнь. Это очень серьезное мероприятие. На крест человек входит сам. Происходит не так: «На тебе пять детей. Ты отказываешься? Ах, я тебе!» А так: «Пожалуйста, решай сам, чтобы потом не роптал и не говорил: "Господи, зачем ты мне так много дал детишек? Почему мне пять, а моему соседу три? Лучше бы у него было пять, а у меня три!"». Чтобы нытья не было, каждый решает сам. Господь никого на крест, на Голгофу не ведет, никого не вешает на крест. Мы сами должны для себя решать, принимаем мы это или не принимаем. Если мы это решение принимаем, то мы и несем ответственность и последствия за это наше решение.
Что касается контрацепции. Есть официальный документ в открытом доступе, называется «Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви». Этому документу уже больше 15 лет, в нем все сложные вопросы разложены по полочкам, в том числе и о контрацепции. Глава 12 «О биоэтике», параграф 3: «Религиозно–нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона. Посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту». Понятно, что это абсолютно неприемлемо, такие средства контрацепции использовать нельзя. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Далее: «Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом. Вместе с тем, супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1 Кор. 7:5). Здесь говорится о воздержании как одном из средств предохранения. Очевидно, что решение в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника».
Вот это, мне кажется, ключевая фраза и ответ на Ваш вопрос. То есть решение в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Если, конечно, речь не идет об абортивных средствах контрацепции.
Дальше сказано про духовника: «Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может вместить высокие требования воздержания, от тех, кому это не дано, и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи». Прекрасно, всё очень взвешенно, грамотно и замечательно.
Тут еще есть ремарка: «Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к... отказу от супружеской жизни в браке, а также напомнил пастырям о необходимости соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни».
Таким образом, совершенно очевидно, что предохраняться, в принципе, христианам можно, но не абортивными средствами. И помнить о том, что интимная близость изначально предназначалась для рождения детей, поэтому одним из самых эффективных средств контрацепции является просто воздержание на какое-то время. Однако определяют степень и меру этого сами супруги по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника.
Проблема возникает, когда жена, например, воцерковленная, а муж нет. Какой тут может быть совет духовника? Такой совет, что главное — сохранить и укрепить семью. Если необходимо предохраняться — предохраняйтесь, лишь бы это служило на благо, укрепление и сохранение семьи, но чтобы это не было мини–абортом.
«Нам с женой врачи сказали, что год нужно воздерживаться после родов. Мы православные, воцерковленные, никогда не предохранялись. После свадьбы через три месяца забеременели, родили здоровую дочь. Предохраняться как-то душа болит, верим, что лишь Бог решает, когда и кому зачаться. А так, получается, что мы Ему не доверяем. Где здесь грань веры в Бога и Богу, и греха?»
Это внутренний вопрос вашей семьи. Вы сами определяете меру. Это ваше личное дело. Я, например, не вмешиваюсь. И думаю, что те, кто вмешивается, не очень правильно поступают. Если вы с супругой решили так — что же, значит, решили так. Это ваше обоюдное решение по согласию. Это ваш путь. Вы решили нести на себе этот крест, этот подвиг: мол, мы не будем предохраняться, родится так родится, как Бог даст. Только уважать можно. Если вы это выдержите, пойдете по этому пути до конца — это очень большой труд, на самом деле. Огромный подвиг, я бы сказал. Так что, решать только вам.
«Расскажите, благословляет ли батюшка на ЭКО? Это единственная возможность иметь детей. Каково ваше мнение?»
Нет. Это дело нехорошее и недоброе. На это Церковь благословление не дает, и мое мнение здесь абсолютно идентичное. Об этом можете почитать в том же документе «Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви», та же глава 12 «Биоэтика», там есть про ЭКО. Там позиция Церкви четко и грамотно сформулирована.