Найти в Дзене

1720, 1870, 2020. Это не Юстас Алексу. Это Усть-Каменогорск!

Оглавление

1720

У любого исторического события всегда есть предыстория. В нашем случае у её истоков стоял сибирский губернатор, князь М. Гагарин. В 1714 году он верноподданно сообщает государю Петру I о значительном количестве "песошного" золота в Азии, неподалеку от Сибири!

Первый Сибирский губернатор Матвей Гагарин
Первый Сибирский губернатор Матвей Гагарин

И было того золота, по уверению губернатора, столько, что добывалось оно "во время полноводья с помощью попон, ковров и сукон". Дела государственной важности вершатся незамедлительно! И в июле 1715 года экспедиция подполковника Ивана Бухгольца отплывает из Тобольска. Многочисленный джунгарский отряд остановил движение вверх по Иртышу. Бухгольц был вынужден срыть укрепление Ямышевское и отступить. При впадении реки Оми в Иртыш в 1716 году он заложил крепость Омскую. Впоследствии князю, сему "птенцу" гнезда Петрова предъявили обвинение в плохой организации экспедиции.

Закат карьеры мздоимцам страшен

Матвей Петрович Гагарин был умён и энергичен.При нём в Сибири начались раскопки старинных курганов, и царю с царицей перепало немало бесценных даров с этих раскопок — вес золотых украшений шёл на десятки килограммов. В 1712 году Гагарин построил в Тобольске каменный кремль, через два года были заложены Дмитровские ворота Тобольского кремля. Появились в городе и первые мощённые камнем дороги. На всех стройках работали пленные шведы.

11 (22) января 1719 года первого сибирского губернатора Гагарина уволили от должности и закрыли под караул. В Сибирь был отправлен другой птенец, – майор Лихарев с поручением собрать негатив на Гагарина. Лихарев постарался на славу и составил реестр нарушений, в котором были: занижение доходов губернии, взятки за винный и пивной откуп, вымогательства, угрозы купцам, присвоение казённых средств и т. д. Кроме экономических преступлений Гагарин обвинялся в задержке дипломатической почты, направляемой Китаю. Но китайское правительство отказалось от обвинений. Князь пытался просить заступничества у Меншикова и императрицы Екатерины I. Но государственную машину может притормозить только государь. Следующим этапом стали пытки и допросы людей Гагарина и конфискация всех, ранее жалованных ему, деревень.

А 11 (22) марта 1721 года было велено допросить самого Гагарина и пытать его. Через три дня сенаторы князь А. Меншиков, граф Ф. Апраксин, граф Г. Головкин, граф И. Мусин-Пушкин, П. Толстой, граф А. Матвеев, князь Д. Голицын, князь Д. Кантемир, барон П. Шафиров приговорили Гагарина к смертной казни. На следующий день было велено изъять в казну всё его движимое и недвижимое имущество. Сутки спустя Гагарин был повешен под окнами Юстиц-коллегии в Санкт-Петербурге в присутствии царя, придворных и своих родственников. После казни Пётр I заставил всех, включая родственников казнённого, прийти на поминальный обед. Играл оркестр, на Царицыном лугу устроили пушечный салют. Через некоторое время виселицу перевезли на площадь рядом с новой Биржей для устрашения коррупционеров. Труп Гагарина провисел на площади более 7 месяцев. По другим данным, труп Гагарина после его казни несколько раз возили с места на место в назидание чиновникам. Истлевший и исклёванный птицами, он, по слухам, не предавался земле чуть ли не три года.

Золото - дело архиважное

Мы ненароком забежали вперед.Золото, дело, конечно, царское, дело архиважное. Петр I направил на поиски оного новый отряд. Задача прежняя, старая. Отыскать мифическое золото Яркенда. Во главе экспедиции поставлен гвардии майор Иван Михайлович Лихарев. С одним из нюансов новой экспедиции - нарыть компромат на коррупционера - мы уже знакомы.

В 1703 году Иван Михайлович участвовал во взятии небольшой крепости Ниеншанц, стоящей на правом берегу Невы, в трех верстах от ее устья, и захвате двух шведских кораблей. После однодневной бомбардировки 1 мая 1703 года крепость пала, а на завтра лейтенант И.М. Лихарев вместе с боевыми соратниками из лейб-гвардии Семеновского полка салютовал в честь победы русского оружия. Россия прочно встала на берегах Невы. За участие в этой кампании Лихарев был награжден золотой медалью. Спустя десять дней он принимал участие в закладке новой крепости «Св.Петра», будущего Петербурга.

В мае 1720 года экспедиция гвардии майора направилась вверх по Иртышу к озеру Зайсан. До озера дошли благополучно. Движению вверх по Черному Иртышу стал помехой большой джунгарский отряд. Его нападения были легко отбиты, но продвижение вперёд стало невозможным - обмелел Иртыш. Хоть дощаники бросай! Начались переговоры с джунгарами. В итоге отряд И. М. Лихарева повернул обратно. И там, где Ульба впадает в Иртыш, была заложена новая крепость.

Мост через Ульбу. Из фотоархива В. Дикарева.
Мост через Ульбу. Из фотоархива В. Дикарева.

Не нашел Иван Лихарев сказочного Яркенда. Зато на карте Российского государства появилась крепость Устькаменногорская, замкнувшая южную оконечность Иртышской линии.

1720 +150= 1870. Элита продолжает красть

Горный пристав - фигура, конечно, мелкая. Местечкового калибра и размаха. Зато в нашем распоряжении два инструмента. Первый – добросовестно, надеюсь, написанный племянником отчёт о золото поисковой экспедиции. Он был издан в 1883 году и речь в нём идёт о давнопрошедших событиях. Когда же они имели место быть? Ряд косвенных свидетельств определяет временной промежуток с 1866 по, скажем,1875 год. Остановимся на золотой середине и попадём в 1870 год.

Крепостной переулок в провинциальном Усть-Каменогорске.  Из фотоархива В. Дикарева.
Крепостной переулок в провинциальном Усть-Каменогорске. Из фотоархива В. Дикарева.

Горные пристава в те времена жили, не тужили. Занятые собственными проблемами и хотелками, они особо не заворачивались производством.

Архивы горнозаводских ведомств Алтая позволяют сделать пару-тройку, на мой взгляд, вполне достоверных умозаключений.

Алтайская горная промышленность так и осталась на мануфактурной стадии развития производства. Двигателем здесь служило наливное колесо, а оно требовало плотины, а значит, полноводных рек с крепкими, глинистыми берегами. Производство требовало много топлива, много хвойного леса. Но такое сочетание встречается лишь в равнинной лесостепной местности; этим объясняются огромные расстояния от рудников до заводов. От Зыряновского рудника до Барнаульского завода было 880 верст.

Из расходов на гужевой транспорт, убыточных для казны, сколачивались чьи-то баснословные прибыли. А Усть-Каменогорск, кстати, был крупной рудной, перевалочной базой. Середина цепочки, так сказать. Зноев пробыл в городе, получившем сей статус в 1868 году, три дня.

В этот год Усть-Каменогорск стал городом.
В этот год Усть-Каменогорск стал городом.

Географическая обособленность, помноженная на ведомственную проявились в том, что развитие горного дела на Алтае шло по собственной стезе. Сибирский корреспондент изумлялся: «Наука идет вперед, но проходит мимо Алтая». Горная элита была заинтересована в сохранении сложившейся системы производства. Она неплохо кормила верхушку: с Алтая в течение долгого времени шли упорные слухи о помпезной роскоши горных инженеров.

Дом купца Носова.  Из фотоархива В. Дикарева.
Дом купца Носова. Из фотоархива В. Дикарева.

Несмотря на казнокрадство горной элиты, две трети горных инженеров перебивалось с рубля на рубль. Современник писал:

«Вообще, про доходы на Алтае только много говорят. Я знаю всех, служивших там, более чем за 20 лет. Насчитываю всего человек 9–10, которые после 25–30 летней службы сколотили себе капитал размером от 20 до 100 тысяч. Только один, нажил за 35 лет на Нерчинских и Алтайских заводах более 700 тыс. руб. За этот же, почти 25-летний период времени прослужило на Алтае человек 70–80, и никто из них не нажил ничего явного. Мне может быть скажут, что не нажили ничего, потому что жили широко и прожились».

Как знать? Времени и воды утекло немало, и, что казалось важным, потеряло своё значение. Не подвержена коррозии только коррупция. Она крепче эпох и формаций!

Знаменитый А. Брем, знаток живого мира, но не горного дела и посетивший Алтай, так отозвался о местной горной элите: «Они противятся веяниям нового времени».

1870 +150=2020. Усть-Каменогорск открыт новым веяниям

Город нынче растёт и развивается. О темпах роста и целесообразности развития пусть головы ломают чиновники и приближённые к процессу структуры. С коррупцией борьба не прекращается.

Типичное, среднеосеннее, алтайское. Фото моё.
Типичное, среднеосеннее, алтайское. Фото моё.

Мы продолжим экскурс в историю, не забывая о природе, иногда будем забегать в день сегодняшний. Особое внимание уделим поэтам и писателям...