Самоосуществление
В зарубежной и отечественной литературе «самоосуществление» (self-fulfillment) - это абсолютное выявление и реализация своих возможностей и способностей, истинное самовыражение, подразумевающее наличие собственной активности индивидуума. При этом что осуществить себя может только сам человек, используя свои интеллектуальные, личностные, волевые и иные ресурсы. Он может достичь своих целей или упустить возможности их реализации.
Термин «самоосуществление» служит для объединения всех понятий проявления «само-»: самоактуализации, самореализации, самоопределения, - и означает перевод человеческого потенциала возможностей и способностей в действительность как наивысшее проявление миссии человека.
До сих пор нет однозначного суждения о факторах и условиях, обеспечивающих эффективность жизненного самоосуществления личности.
В этой статье я предлагаю рассмотреть soft skills как фактор самоосуществления, проявленность и освоение которых позволяет говорить о наличии позитивных прогнозов относительно саморазвития личности и достижения значимых для него результатов.
Soft skills как фактор самоосуществления
Современные практические исследования доказывают, что профессиональный успех личности только на 15% зависит от «жестких», профессиональных навыков и на 85% определяется «мягкими», связанными с эффективной ориентацией в различных видах деятельности.
Выясним какие именно «мягкие» навыки следует формировать в процессе профессиональной подготовки студентов, чтобы они в будущем смогли стать конкурентоспособными на рынке труда и выстраивать эффективные стратегии самоосуществления во всех сферах жизни.
За hard skills берут на работу, а за недостаток soft skills увольняют
- вывод уставшего эйчара.
Выводы, полученные в ходе теоретического анализа, позволили выделить следующие три основные группы soft skills студентов:
- Базовые коммуникативные навыки;
- Навыки self-менеджмента;
- Навыки эффективного мышления
Исследование soft skills студентов
Эмпирическое исследование основных групп soft skills студентов проводилось в Новосибирском государственном педагогическом университете с помощью комплекса психодиагностических методик. Респондентами выступили 80 студентов 1–2-х курсов факультета психологии в возрасте от 18 до 22 лет.
Базовые коммуникативные навыки
В ходе исследования уровня развития базовых коммуникативных навыков удалось выяснить, что что у опрошенных студентов наименее развиты умение самопрезентации и уверенность в себе. Они испытывают сложности в ситуациях, когда необходимо грамотно и выигрышно представить свои достоинства, произвести благоприятное первое впечатление. Им не удается выработать индивидуальный стиль общения и поведения, раскрывающие их личностные качества и привлекательные окружающих. Возможно, это связано с отсутствием целенаправленного развития обозначенного навыка как в общеобразовательной школе, так и на начальных этапах обучения в ВУЗе.
Недостаток уверенности в себе у испытуемых свидетельствует об отсутствии адекватной, позитивной оценки ими собственных действий и способностей как достаточных для достижения значимых целей и удовлетворения потребностей. Однако именно вера в собственные силы – залог компетентности и конкурентоспобности. Следовательно, одним из необходимых направлений вырабатывания у студентов «мягких» навыков является глубинная, целенаправленная работа, нацеленная на самопознание, принятие себя и активизацию внутреннего индивидуального потенциала личности.
Полученные данные говорят о затруднениях респондентов при анализе проблемных ситуаций, устранении препятствий своими силами, обращении за помощью к другим, более компетентным людям (педагогам, родителям, сверстникам), поиске необходимой информации для преодоления кризиса. Для того чтобы обучающиеся могли осуществлять эффективную и успешную деятельность в современном динамичном мире, на этапе профессиональной подготовки необходимо развивать способности к решению сложных.
Подобная работа подразумевает использование методов активного практико-ориентированного обучения: тренингов, деловых и ролевых игр, кейс-методов.
Навыки self-менеджмента
Диагностика навыков self-менеджмента бакалавров показала низкий уровень развития таких показателей, как «взгляд на природу человека», «спонтанность», «мотивация овладения профессией».
Как ни удивительно, студенты-психологи негативно относятся к природе человека, не испытывают симпатии и доверия к людям, не верят в человеческие возможности и способность к самоактуализации. У них слабо выражена спонтанность – качество, которое формируется в случае уверенности в себе и доверия к окружающему миру и проявляется в способности действовать под влиянием собственной инициативы, а не в рамках установленных шаблонов. То есть обучающиеся нуждаются в устранении психологических барьеров для создания прочных и доброжелательных отношений с окружающими, в повышении базового доверия к миру.
Навыки эффективного мышления
Диагностирование навыков эффективного мышления по методике «Способность к прогнозированию» обнаружило дефициты развития показателей аналитичности и доказательности мышления.
Респонденты испытывали сложности в ходе осуществления логического анализа и синтеза информации, а также подбора фактов и аргументов для обоснования собственных суждений и выводов. Чтобы низкий уровень сформированности речемыслительных навыков не стал препятствием для решения жизненных и профессиональных задач, необходимо целенаправленное развитие у студентов мыслительных операций анализа, абстрагирования, обобщения, синтеза, сравнения, а также совершенствование у них навыков последовательного обоснования и аргументации собственного мнения и решения задач.
Заключение
Таким образом, у значительной части испытуемых выявлен низкий уровень развития определённых soft skills: уверенности в себе и умения самопрезентации, спонтанности поведения и мотивации овладения профессией, позитивного взгляда на природу человека, аналитических навыков и доказательности мышления.
Это говорит о том, что soft skills или «мягкие» навыки жизненно необходимо развивать у молодых людей, так как они могут выступать существенным фактором самоосуществления личности. Базовые коммуникативные компетенции (реализация коммуникативно-личностного потенциала), навыки self-менеджмента (мотивация приобретения знаний, рефлексивные качества) и эффективного мышления (способность к прогнозированию, креативность мышления) повышают психологическую устойчивость личности, ее готовность противостоять трудностям, решать сложные жизненные задачи, сохранять стабильность и свободу поведения.
Подписывайтесь на наш канал и следите за анонсами и новостями в мире soft skills.
Автор: Лилия Бакирова
#лилия бакирова #life management #soft skills #мягкие навыки