Врубель любил связывать свои образы с литературой, поэзией, мифологией. И "Царевна-Лебедь" (1900) не исключение - аналогии со "Сказкой о Царе Салтане" Пушкина и, в особенности, с ее интерпретацией в опере Римского-Корсакова становятся еще очевиднее, ведь партию Царевны-Лебеди пела жена Врубеля Надежда Забела-Врубель.
Но здесь же и обрывается связь. В картине нет даже отдаленного сходства с женой, нет общих черт и с "земным" персонажем из сказки (ровно как и из оперы).
❗ВРУБЕЛЯ вообще НЕ ИНТЕРЕСУЕТ СКАЗКА, МИФ, ЛИТЕРАТУРА, ПОЭЗИЯ - ЭТО ТОЛЬКО ПОВОД.
Его Царевна-Лебедь ДРУГАЯ - молчаливая, таинственная и отрешенная. ЕЕ ГЛАЗА ПОЛНЫ ЗНАНИЙ - неведомых человеку тайн бытия. Вряд ли девушка когда-либо станет женой - ее удел ИНЫЕ ПРОСТОРЫ, ИНАЯ ЛЮБОВЬ.
К слову о человеке. Человеческого в девушке в общем-то только лицо, руки и длинная, типично русская коса. И на этом человеческом лице сильно выделяется ТЕМНЫЙ ОМУТ ГЛАЗ, обладающих гипнотическим, завораживающим эффектом. ОНИ ПЕЧАЛЬНЫ И ТРЕВОЖНЫ, В НИХ НЕТ ПОКОЯ.
Про эту тревожность и фон картины. Сумрачное море, наступающий закат и загадочный остров, осенние деревья которого выглядят как большое пожарище.
Быть может это та самая Дева-Обида из "Слова о полку Игореве", которая "плещет лебедиными крылами на синем море" там, от куда идет враг. И тогда пылающее осеннее зарево воспринимается как Страшный суд - предощущение грядущих бедствий.
❗И тогда немного понятнее ГЛАЗА девушки - Царевна-Лебедь ГРУСТИТ О НАС. Как грустит о нас и знаменитый "Демон сидящий" Врубеля.
Но и этого для художника мало. В эстетике символизма женщина обладает двойственной природой. И здесь в общем-то тоже про это.
❗Врубель создает МИФ О ВЫСШЕЙ КРАСОТЕ, наделяя Царевну-Лебедь демоническими чертами. Но ЕЕ ДЕМОНИЗМ никак не связан с "земным" Фрейдом. Он СВЯЗАН С ДЕМОНОМ - возвышение души и, одновременно, познание темных сторон жизни.
Врубель пытается уловить МОМЕНТ ПРЕВРАЩЕНИЯ ДЕВЫ В ПТИЦУ, ту чудесную метаморфозу форм, тающих в последних лучах заката.
Нельзя не сказать о том КАК написана "Царевна-Лебедь". Врубель УДИВИТЕЛЬНОГО МАСШТАБА ХУДОЖНИК И НЕПРЕВЗОЙДЕННЫЙ ЖИВОПИСЕЦ. Симфония мрачной палитры, даже белый цвет крыльев девы не хрустяще белый, как, например, у Вермеера, а серебристо белый, приглушенный, в кубе с размашистым, динамичным, даже мозаичным, мазком поразительно ловко передают ускользающее движение уходящей царевны - еще мгновение и случится метаморфоза (превращение).
Серебристый, несколько мрачноватый, "грязноватый" (в плане отсутствия белизны) цвет самой героини - это тоже про двойственную природу Царевны-Лебедь, про ее демоническую сторону. И в тоже время этот эффект позволяет художнику добиться бархатистого эффекта, текстуры, которая умозрительно работает таким образом, будто мы трогаем эти перья, эту фату, эти камни, тактильно ощущая теплую мягкость крыльев, тончайшее кружево фаты, холод драгоценных камней.