Найти тему
Наталия Будур

Французская слоновая кость из Америки. Антикварные байки

Французская слоновая кость, она же айворин, она же паркезин, она же пластик, она же ксилонит. А на самом деле все мы знаем ее под именем «целлулоид».

Удивлены? Вот и я тоже страшно удивилась, когда в моей коллекции винтажных и антикварных украшений появилась первая брошь с маркировкой Depose France и я стала разыскивать, что же это за зверь такой и где он произведен.

-2

-3

Вернее, где произведен, было понятно сразу – во Франции, а вот из чего – тут пришлось поломать голову.

Все дело в том, что часто в антикварных магазинах и на блошиных рынках удивительно красивые украшения эпохи модерна и арт-деко из целлулоида продают как настоящую кость. Кость она, конечно, не настоящая, а «французская», но даже если вы ошиблись и купили целлулоидную брошь первой трети 20 века как «натуральную», расстраиваться не нужно – брошь стоит потраченных денег в прямом и переносном значении этого слова.

-4
-5

Впрочем, обо всем по порядку.

Целлулоид был изобретен еще в 1862 году, вначале он именовался "паркезин", в 1869 году его переименовали в "ксилонит", а в 1870-ом году получил своё современное название, получив регистрационное удостоверение.

Целлулоид является одним из видов пластмасс, но на привычные пластмассовые изделия совершенно не похож. Изобрел его Джон Уэсли Хайатт в качестве материла, который должен был заменить собой слоновую кость при изготовлении бильярдных шаров.

-6
-7
-8
-9

Однако ювелиры быстро обратили внимание на новый, экстравагантный по тем временам и дешевый материал, который был точь-в-точь как настоящая слоновая кость – и запустили производство целлулоидных украшений. Причем его как заливали в готовые формы, так и резали вручную.

Часто мы даже и представить себене можем, что пластик, который держим в руках старше нас в несколько раз! Вот, например, викторианская брошь из целлулоида, про которую многие скажут "дешевка", а она- музейный экспонат!

-10

Производили целлулоид по всей Европе, но самыми известными целлулоидными брошами стали, пожалуй, те самые - с клеймом Depose. Делали их в Париже (Les Creations Malupa Paris) в 1940 – 30-х годах, и были они резными и ажурными в латунных рамочках.

Как правило, в таких брошах соединены два слоя тончайших резных пластин. Особую ценность имеют раскрашенные (или подкрашенные) вручную экземпляры. Причем часто один и тот же вид броши выпускался в двух вариантах – цветном и бело-кремовом.

-11
-12
-13
-14

Сейчас эти броши являются предметом страстного коллекционирования, а цены на них традиционно высоки – в среднем от 100 до 200 долларов.

Надо сказать, что целлулоид был так моден и популярен на рубеже XIX-ХХ веков, что ювелиры часто сочетали его с дорогими материалами – серебром и даже золотом, украшали эмалями и художественным стеклом.

Самым известным ювелиром, работавшим с целлулоидом и создавшим невероятные по красоте украшения был Рене Лалик. Например, по эскизу Альфонса Мухи им был сделан для Сары Бернар браслет в виде змеи. В браслете сочетаются драгоценные камни, золото и элементы целлулоида. Великая актриса вышла в нем на премьере «Клеопатры» в 1880-м году.

-15
-16

Но у целлулоида был один большой недостаток – он легко воспламеняется. Не знаю, так ли это, но я встречала упоминания о том, что украшения из целлулоида не раз вспыхивали на разгоряченных барышнях, вот только не могу понять – от страсти или от пламени свечей?

-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24
-25

В 50-х годах прошлого века целлулоид стали окрашивать в разные цвета, но постепенно производство таких украшений прекратилось – и сейчас они стали настоящей редкостью.

Авторский текст – Наталии Будур.

Винтажные и антикварные украшения, в том числе и из колдлекционных пластиков, можно посмотреть здесь: www.livemaster.ru/solje

-26
-27
-28
-29
-30
-31
-32