Писал об этом фильме, как об одной из лучших шпионских эпопей советского экрана.
Но фильм уникален не только своими художественными достоинствами, но и еще несколькими качествами.
Он поставлен по повести Георгий Брянцева. Как и все, что написал этот мастер детектива, это фактически документальная повесть. И фильм поставлен на строго документальном материале.
И с тем, что Брянцев никогда не врал в своих книгах, связана главная особенность этого фильма.
В этом фильме впервые на советском экране показана плохие чекисты. Не те, кто выполняет заветы Дзержинского, а те, кто приспосабливается и лжет. Плохие чекисты в советском кино – уникальные фигуры вплоть до времен перестройки, когда их появилась много. От этих чекистов страдает главный герой, и вся его оперативная комбинация по поимке шпиона. Фильм подчеркивает сложность оперативной работы по поимке шпионов. Это не лес валить, это очень ювелирная работа. Но этого не понимают в Москве, где требуют результаты.
И опять же, Брянцев, как автор повести, и Юлиан Семенов как автор сценария основывается на документальном материале.
Сам Брянцев пострадал от событий 1937 года и оказался не у оперативных дел.
Фильм вышел в 1966 году, и это помогло выходу фильма на экран. Он был, вроде бы, как осколком оттепели.
Но фильм и пострадал за это.
Имея отличный прокат, он затем ни показывался в кинотеатрах повторного фильма и на домашних телеэкранах. Его будто бы не существовало.
Наконец, третья особенность, связана с чисто драматургическими обстоятельствами.
Обратим внимание, они зеркальные.
Сначала главные герои выполняют функции контрразведчиков, они ловят шпиона. А затем уже шпион Дункель становиться контрразведчиком, и ловит наших героев, которые ведут нелегальную работу.
Но наши все равно побеждают.
Всем этим уникален этот фильм, который является одним из интересных и достоверных фильмов про работу наших сотрудников специальных служб.
Смотрите всегда хорошее кино.
БЕРЕГИТЕ СЕБЯ!
МИРА ВСЕМ И ЛЮБВИ.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
Фотографии взяты из свободного источника.