Октябрь уж наступил. Тоскливый октябрь, если вы понимаете, что я имею в виду. В определенных кругах это словосочетание - знаковое. Своеобразный пароль: по нему можно узнать своих...)
Тоскливый октябрь - время фонарей из оранжевых тыкв, красного вина, запретной магии и тайных переговоров. Тоскливый октябрь проходит под знаком "никому не верь" куда больше, чем апрель с его Днем Дурака...)
Считайте, что меня сегодня пробило на философию. Да и блог должен соответствовать названию. Поэтому сегодня мы поговорим об особом пласте ролевых игр - игр во Тьму. Даже можно сказать - во Зло, иногда концентрированное.
Есть такой феномен: еще ни разу ни один ролевой проект не испытывал, кажется, проблем с набором Темного блока. Орков, гоблинов, вампиров, назгулов. Эльфы вон тоже бывают темные.
На полигоне может быть недозаезд как раз-таки "светлых" или нейтралов. Гномов там каких-нибудь (в общем смысле, для примера), людей, даже обычных эльфов. Или их "заменителей" в этом сеттинге. Одним словом, персонажей хороших, положительных, добрых. Зато чтоб не хватало злых - ну, может, у кого-то где-то и бывало, но лично я про такое даже не слышал.
Вон, на августовской "конановке", по словам мастеров, большая часть игроков сразу записалась в Гиперборею. И "лишних" пришлось почти насильно распихивать по двум другим локациям, чтоб соблюсти приблизительный баланс численности - примерно по 30 игроков в каждом форте.
Может не сыскаться игрок на роль какого-нибудь эльфийского князя - зато на Саурона, назгулов, балрогов каких-нибудь желающие всегда найдутся. Еще и кастинг проводить придется. И проводят иногда ))
Феномен: люди в массе своей с большим интересом играют во Зло. Не мною одним отмечено: в определенном смысле Зло очень притягательно. На роль палача, кстати, тоже всегда хватает желающих. И не просто так: народ еще и эшафот дома сделает, складной или разборный, как конструктор, и дыбу, и украсит все это поантуражнее, и заморочится с доставкой этих совершенно необходимых предметов на полигон. Машины набивают так, что они днищем по кочкам чиркают...)
А самый смак при этом бывает, когда палачом оказывается милая, няшная девочка. И уж поверьте, отыгрывать она будет с полной самоотдачей. И пытки, и декапитация, и торжественные (или не очень) похороны - впечатлений огребете полной ложкой ))
Да, никто никогда не причиняет игрокам серьезной боли. У нас все-таки не БДСМ, а несколько другие игры )) Но вот антуражным хлыстиком могут огреть чувствительно, так, что дернешься.
Добавьте к этому еще соответствующую обстановку. Палач в заляпанной кровью одежде, демонстративно ржавый топор, эшафот, для которого специальную подсветку сделали, алым в ночи помаргивает. И чей-то ночь зловещая такая - блуждают на погосте огоньки...))
И лица у окружающих такие серьезные. Если их вообще видно, если они не в масках. Даже понимая, что все понарошку... Пробирает, знаете ли. Особенно когда игроки стараются и все "по красоте" делают. Очень пробирает - на то и антураж.
Но это - частный случай какой-нибудь обычной игры. А ведь есть еще игры, которые изначально - во Тьму. Смысл которых - в том, чтобы играть злодеев. Там хороших персонажей в принципе нет, а есть только более или менее сволочные. Классический и самый яркий пример - VtM, Vampire: the Masquerade.
Это чрезвычайно популярный игровой сеттинг, по которому делается много игр. Изначально он создавался под настольные ролевые игры, но потом по нему стали делать и "городовки" - игры живого действия, происходящие в городе. Обычном городе, жители которого не подозревают, что тут творится...)
Вампиры Маскарада - это совсем не те плюшевые милашки, которых любят описывать авторы женского фэнтези. Это - кровососы. В самом прямом и открытом смысле. Они живут (точнее, существуют), убивая людей. У них очень жесткие иерархические общества, построенные на абсолютном подчинении слабого сильному. Прав личности в "человеческом" смысле у вампиров Маскарада нет. Разве что в отдельных сектах (в Камарилье, например) соблюдается что-то похожее на нормы морали, но лишь с одной целью: для маскировки. Чтобы как можно меньше отличаться от людей, в среде которых они живут.
Игры живого действия в таких вампиров - это что-то с чем-то. При возможности попробуйте: совсем, вот совсем не факт, что вам понравится, но в любом случае впечатления останутся на всю оставшуюся жизнь, и философских вопросов, над которыми стоит подумать, у вас в голове прибавится.
Вас могут убить в любой момент. Вот вообще в любой. Вас могут совершенно откровенно и преспокойно предать. Если вы занимаете в котерии или стае низкое положение - а вампиры чрезвычайно иерархичные существа! - то дедовщина человеческих армий вам детским утренником покажется. Ну, я преувеличиваю, конечно, слегка, но...)
Вас первым сунут в любую опасную дыру - потому что низшего не жалко. Доверие? Возможно только к тому, с кем вы связаны магией - обрядом братания или узами крови. Никакого понятия "друг" просто нет.
Более того: низшие, слабые упыри-неонаты ("младенцы") свыклись с мыслью, что их срок "не-жизни" будет, скорее всего, очень коротким. Рядовые бойцы Шабаша, например, "существуют" всего в среднем года три. Их выкашивают, как метлой, или воины враждебных сект, или оборотни, или даже люди - охотники, например. Соответственно, это накладывает неизбежный отпечаток на личность: они торопятся урвать от "не-жизни" максимум того, что она может дать.
Зато подобное "общество" насквозь пронизано интригами и взаимными счетами. Одной из локальных целей твоего персонажа, например, может быть задача выяснить, кто и почему хочет его убить, и пристукнуть его первым. Причем совершенно не обязательно, что этот кто-то - из враждебного клана.
Атмосфера, в которой проходят "вампирки", всегда крайне напряженная. Воздух звенит, как гитарная струна. Добавьте к этому еще ночь - как традиционное время действия, специфический антураж, щекочущие нервы ритуалы - кровавые, как положено. И хотя никого не режут всерьез, ножи мягкие, а кровь бутафорская - оно все равно "вставляет" ни па деццки.
Это жесткий класс игр. Людям со слабыми нервами и неустойчивой психикой сюда соваться незачем: иногда доходит и до настоящих, неигровых, нервных срывов. Пусть редко, но все-таки.
Но вместе с тем - это очень популярные в своем классе проекты. На самые известные "вампирки" приезжают люди из других городов, за тысячу и больше километров, как на крутейшие "полигонки". Количество участников одной игры может исчисляться сотнями - я лично был свидетелем, знаете ли...
А ведь бывают еще и другие "темные" игры, про которые я просто не знаю. Невозможно ведь знать все, а ролевое сообщество в России и ближних странах СНГ огромно.
Вот это она и есть - притягательность Тьмы. Большинство участников "темных" игр - вполне нормальные, адекватные, добрые люди. Социализированные, кстати, никаких маргиналов там не бывает. С высшим образованием, работой, семьями, а многие и с детьми.
Но при этом некоторые люди всегда принципиально ездят только в Темный блок или вообще предпочитают участвовать именно в "темных" проектах. Амплуа у них такое. Предпочтительная роль.
Вы скажете, что они этим компенсируют какие-то тайные желания - и будете, пожалуй, правы. Только вот скажите мне, у кого из нас таких желаний НИКОГДА не возникает?
Как знать... Если бы не возможность "закрыть неотработанные гештальты" в безобидной игровой форме, возможно, маньяков у нас на улицах было бы гораздо больше...