О России сложено множество песен. Но услышав эту, почему-то не хочется много говорить и рассказывать о ней. В ней и слов-то почти ничего, но так много сказано, так много чувств вложено. Словно все, что чувствовал наш народ в нелегкое для него время, пережил, переработал в себе и родилась эта честная и простая песня о родной земле, пропитанная любовью и болью.
А ведь, правда, все, что многие годы показывали нам, как "народное" не совсем было таковым. Пение под сопровождение народных инструментов, стройный хор голосов многочисленных исполнителей различных эстрадных народных коллективов, стилизованные костюмы, выступления вместе с танцевальными ансамблями имеют не так много общего с настоящими народными песенными традициями. Традиционное пение - это вот такое импровизационное исполнение без инструментального сопровождения.
Мне понравились слова Виктории Багринцевой, руководителя фольклорно-этнографического ансамбля "Берегиня" о том, что происходит сейчас в нашем обществе:
Сместился баланс в соотношении "Я - МЫ". "Я" - индивидуальность в чистом виде - характерна для европейского типа мышления. Русской культуре ближе коллективное песнопение сотворчество, когда "Я" и "МЫ" находились в состоянии баланса, гармонии. Будешь слишком демонстрировать себя - испортишь песню, никак не проявишься - создашь лишь ненужный фон, шум. Нарушение баланса сразу заметно: или творчество приносит наслаждение, или коробит, тревожит. Некоторые параллели возможны с джазовым стилем - та же импровизация в рамках заданной темы и коллектива.
Насколько исполнители из представленного видео с канала "Век" хорошо демонстрируют это. И еще сравнение с западной музыкой...
Европейская классическая музыка отражает результат: идет борьба, и в конце - победа или поражение. Для русской музыки характерна эпичность. Феномен русской песни в ее протяжности, это как бескрайние российские просторы. У нашей песни нет точки, в ней важен процесс исполнения, поэтому много повторов, ахов, охов - не сразу и сюжет перескажешь. Русской песне свойственна некоторая медитативность, бесконечность, в отличие, например, от четко структурируемой немецкой песни.
И как она права в том, что многие из нас блуждают, словно пытаются убежать от самих себя, тогда как искомое уже есть в нас самих, нужно только вспомнить, остановиться и задуматься о корнях, о том, что нас по-настоящему может напитать.
Сейчас свое гармонизирующее культурное начало мы потеряли. Пытаемся научиться восточной медитации и все равно находимся в постоянном состоянии стресса. Нам не хватает общения, самовыражения, а народная культура позволяла каждому проявить лидерские качества. Кому в песне, кому в пляске, кому в театральных импровизациях - в фольклоре было все и для всех.
А закончить хочу отрывком из книги Алексея Кулёва "Ой, ты Россия, матушка Россия", в которой он рассказывает о хранителях народной песенной культуры из народа.
"...Заскучавшие на улице ребята завели песню. Глава распахнула окно и в чопорно-строгий кабинет ворвалось раздольное:
Ой, да ты Россия, матушка Россия,
Ты, Россия, матушка наша земля.
Эх ты, Российская наша земля,
Много горя, нужды приняла.
Ох и много горя, нужды приняла,
Много крови ты пролила.
Ох и много крови ты же пролила,
Много славы, славы про тебя….
Смысл этих давно знакомых слов каждый раз по-новому раскрывался перед поющими. Герой песни – атаман Платов наводил ужас на отступающих французов. Он не воевал с ними, он изгонял их со своей земли. Супостатами Руси, будто развеянной в ошмётья саранчой он удобрял землю, дабы она возвернула себе отобранные силы. И сегодня каждая разрушенная деревня, каждое место, на котором не так давно цвели детским игривым смехом и взрослой трудовой радостью избы, каждое невспаханное поле помнили себя неистребимой родовой памятью. Они ждали, когда новые Дмитрии Донские, Кутузовы, Жуковы, – все защитники благословлённой Небесами Русской Земли вонзят свои копья в змею, что обвилась вкруг широких просторов и сжимает их своим холодным телом.
Песня разливалась по селу… Омытый ею пьянчужка Серёга с ненавистью посмотрел на початую бутылку и отставил её от себя… Проспавшаяся после вчерашней удалой гульбы Ленка спохватилась, что грядки затянуло сорняками, и огурцы уже третий день не политы… Дед Семён достал из шкапчика свои боевые медали и долго сравнивал их кругляшки с одиноким батьковым Георгиевским крестиком… Третьеклассник Колюня разыскал ящик с инструментами помершего от деревенской безысходности отца и пошёл подправить покосившийся забор…"
Шпионская история и триумфальное шествие советской песни. Полюшко-поле!
Русская песня путешествует по миру. Как Австралия, Китай и США поют русские песни...
Вы поразитесь, увидев его мультфильмы! Художник, получивший премию Оскар. Александр Петров
Подписывайтесь на канал, впереди много интересного!
Спасибо за лайки