Малявин - это буйство красок, энергия мазка, фиерия цвета. Это "русский Климт", начавший свой путь живописца на Афоне.
И это "Вихрь" (1906) - во весь голос заявивший о себе гений художника.
Мазки кисти, когда вы подходите близко к работе, представляются брошенными друг на друга огненно-красными, малиново-красными, сине-зелеными кирпичами - пылающе яркий "ковер", смотреть на который "больно глазам, но оторваться невозможно" (Гоголь о картине).
❗ИМЕННО САРАФАНЫ, а не бабы в танце, ЕСТЬ ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ КАРТИНЫ.
Первобытная, живая, хтоническая энергия прорывается сквозь красочный слой холста через эти пестрые, тяготеющие к абстракции сарафаны.
ЧТО ДЛЯ МАЛЯВИНА ЦВЕТ? ➡️ Если фовистов волновали формальные задачи живописи, а экспрессионистов –
возможность выразить свой внутренний мир и субъективное отношение к происходящим событиям, то для Малявина ЦВЕТ СТАЛ прежде всего СРЕДСТВОМ ПОИСКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЭКВИВАЛЕНТА НАЦИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗУ РУССКОГО НАРОДА, его жизнелюбию и темпераменту.
Напомню вам, что именно в славянских
языках слово "красный" имело значение "прекрасный, красивый". Без танца не обходился ни один крестьянский праздник, и, одновременно, танец - это про первобытное, про стихийное, про древнее, про суеверия, про вопли кликуш, про "красного петуха".
Своевольный ветер играет с нарядами баб, отождествляя пляс с необузданными природными силами.
❗КРАСНЫЙ И ТАНЕЦ - ЭТО И ЕСТЬ САМА СТИХИЯ РУССКОЙ ДУШИ, РУССКОЙ САМОБЫТНОСТИ❗
И, одновременно, красный - это самый ИКОНОПИСНЫЙ цвет (напомню, что художник начинал свой путь на Афоне) - цвет огня и животворной энергии. Именно у Малявина после древней иконописи зазвучал в полную силу красный цвет.
❗"Вихрь" - это РУССКОСТЬ ВООБЩЕ, ибо БАБЫ Малявина ВЫРАЖАЮТ РУСЬ не которого-нибудь века, а ВСЕХ ВЕКОВ, - но выражают ее не для сложения былины, а буднично, на улице, на дворе, у колодца, на базаре, где угодно.
"Дело не в красках, а в правде." (Малявин)
Кстати, именно Грабарь научил Малявина рецепту связующего вещества, поднимающего светосилу и интенсивность цвета - венецианский терпентин и копаловый лак. Малявин не жалел ингредиентов, от чего краски "Вихря" продолжали жить своей жизнью еще долгое время после окончания работы - красочное тесто картины превратилось в не затвердевшую массу, грозящую прийти в движение.
Малявина называют "русским Климтом". И действительно, если опустить фрейдистские наклонности австрийца, то можно заметить общее: реалистично выписанные лица соседствуют со свободной декоративностью одежд и окружающей среды. Оба художника не просто копируют природу, но интерпретируют ее красоту, делая акцент не нанатуралистическом ее отражении, а на декоративности композиции. Но если Климт часто обращается в своих работах к орнаментальному решению, то Малявин стремится развить принцип живописной мозаики.