Найти тему

Не по возрасту: как быть с навыками, которые ребенку не под силу?

Электросхема "Открытие". Название автора
Электросхема "Открытие". Название автора

Меня тут упрекнули, что я жму из своего ребенка то, что ему не под силу: общение, диалоговую речь и т.п. А надо просто подождать, когда ребенок овладеет этим навыком.

Родители детей с РАС часто пишут об этом, что они заставляли-упрашивали, но навыки освоились в том возрасте, который ребенок выбрал сам. Обычно речь идет о речи, чтении и счете.

Могу сказать, что у меня есть такой же опыт!

Примерно с 2,5 я пыталась научить сына рисовать. Я не посвящала этому много времени, но мне хотелось бы, чтобы сын рисовал осмысленно и разнообразно, и даже записала его на час в неделю к психологу на графо-моторные навыки (дома, добровольно он практически ничего не рисовал). Если он то-то рисовал, это были стимы: однообразные рисунки, похожие один на другой.

-2

А вот ближе к 5-ти , когда мы осели с ним на карантине, я сделала рисование обязательным уроком. Рисовали мы с ним по образцам, а лепили с помощью готовых форм. Потом я решила построить для сына кукольный домик. Задача оказалась сложнее, чем я думала, поэтому я слегка забросила наши занятия в пользу домика. К моему удивлению, сын сел вместе со мной и начал лепить предметы для дома. И так мы проводим почти каждый вечер: сын либо что-то сам лепит, либо рисует. Моя задача - лишь вовремя подавать материалы и убирать творческий беспорядок и отмыть сына. Он, кстати считает собственное тело продолжением листа. Я не простую: его кузина Майя, когда выросла, на радостях себе набила рукава. Чем он хуже? Пятна краски везде, грязный ребенок, и разбросанные листы бумаги по все квартире - это наше сегодня.

Рисунки и поделки сына по-прежнему странные: сын любит рисовать и лепить электросхемы. Но может - и что-то другое. И не могу сказать, что это шедевры, но получается узнаваемо, увлечение пошло дальше: сын сам трет себе сыр на терке и режет овощи. Воспитатели просят приводить его пораньше: сейчас уже можно усадить его за стол, а занятия лепкой и рисованием начинаются ровно в 9.00.

 Ужин для папы
Ужин для папы

В общем я могу заметить, что вдруг, внезапно мой ребенок стал делать что-то руками и получать от этого удовольствие.

Но было ли это вдруг совсем внезапно?

Мы учились этому понемножку 2,5 года:

- занимались с психологом;

- занимались дома;

- как могли корректировали пространственное мышление, которое у сына развито очень слабо;

- а потом да: вдруг и внезапно этот навык начал развиваться сам с собой, без усилий.

Рисуем по схеме. Я часто использую такие подсказки на уроках рисования
Рисуем по схеме. Я часто использую такие подсказки на уроках рисования

На запуск речи мы потратили год, а потом вдруг, внезапно ребенок заговорил. Это произошло быстро, неожиданно в течение двух недель, когда мы делали ему Томатис. Заговорил он одиночными словами, понимал все также - только на уровне существительных. Нам потребовалось еще полгода усилий, чтобы превратить слова в простые предложения. В районе 4-х стало понятно, что сын может только просить и наименовывать предметы, но отвечать на вопросы не может. Мы тогда поменяли педагога. Еще почти год ушел на то, чтобы научить сына отвечать на вопросы. Потом стало ясно, что с людьми общаться он все равно не может. И мы запихнули его в коммуникативную группу. Вот вам внезапность навыков в действии.

Кроме того, мой ребенок очень общительный, общение ему очень нужно и важно. Сейчас это выглядит примерно так: он пыжится взаимодействовать с детьми, но не умеет. В результате - какой-нибудь конфликт, ну и ушат грязи в его или мой адрес. Один мужик меня чуть не побил, потому что мой сын бегал за его дочкой и повторял за ней слова считалки. Я считаю, что мы должны дать ему представление об общении ну хотя бы... во имя нашей личной безопасности.

С нейротипичными детьми все понятно. Есть нормативы развития. Если навык не освоен вовремя, 99% , что он либо не будет освоен вообще никогда, либо несвоевременное освоение его причинит ребенку невыразимые моральные страдания, нарушит социализацию и т.п. Например, считается, что если ребенок не заговорил до 8-ми лет, его шансы заговорить вообще когда либо - 0,5%.

Большинство книжек по развитию аутистов стремиться приблизить ребенка к темпам развития нейротипичных детей. Но аутята - самые неправильные дети на планете Земля. Их развитие настолько ассиметрично, что не укладывается ни в какие нормы. Я постоянно читаю истории про то, как не заговорил до 8-ми, а в 10 - таки заговорил. Был с математикой на "вы" до 15 лет - работает программистом.

Однако я бы не стала надеяться на небесную халяву.

Как минимум 50% каждого навыка - это ваши усилия, и только 50% - это созревший участок мозга, созревание которого наши усилия будут ускорять.

Тут главное - не кидаться в крайности, идти маленькими шагами и ставить посильные задачи и понимать, что дети развиваются в своем темпе и в меру своих способностей. Сын знакомой, тоже с РАС, тоже до 5 лет ничего не лепил, а потом сразу стал очень натурально и красиво делать героев из мультиков. Мы ни к чему такому не стремимся. Главное - творческий процесс :)