Жрецы, правители, торговцы, слуги и аутсайдеры. Социальная лестница древней Индии.
Слово "каста" - на слуху у многих и часто полагают, что это синоним "варны".
Однако, это не так. Что бы понять социальное устройство традиционной Индии углубимся в его истоки.
Впервые жесткое разделение людей на сословия обнаружено в Ригведе - сборнике ведических гимнов, датируемой ок. 1700-1100 гг. до н.э. Первоначально таких групп насчитывалось пять.
БрахмАны - непосредственно носители и наставники индуистского учения. Их основная функция - передавать знания другим, совершать ритуалы и регулировать духовную жизнь общины и общества в целом. Согласно позднейшим Законам Ману - только брахман имеет право трактовать Веды и передавать свои религиозные знания другим.
Это первая, высшая каста, убийство члена которой считается наиболее тяжелым нарушением Закона людей и богов (Дхармы). Однако, брахман не мог обладать светской властью и быть правителем самолично. Его функция - наставлять, советовать и быть проводником учения.
КшАтрии: ( от санскритского корня "кшат" - править, наказывать.) Это варна правителей, воинов. (Сопоставимо с европейским пониманием дворянства). Функция кшатрия - управлять подвластными людьми, землями, имуществом. Защищать членов остальных четырех варн "огнем и мечом" от несправедливости, собирать налоги, заниматься политикой, вести воины, быть светскими судьями.
Иными словами, если брахман - это власть духовная, то кшатрий - власть светская. Если кшатрий был беден, для него действовали те же законы: гнев и страсть считались допустимыми, так как они помогают исполнять дхарму своей варны, а вот давать деньги под процент - крайне дурным тоном. Военное дело и руководящие должности воспринимались естественным призванием.
ВАйши. Торговое сословие, по-европейски купечество. Третья варна, имеющая доступ к изучению ( но не трактовке!) вед, так относящаяся к "дваждырожденным", как и первые две.
Вайши занимаются торговлей, банковским делом, фермерским хозяйством , инвестициями в инфраструктуру страны. Это основные держатели капитала. Своей деятельностью они обеспечивают большинство шудр (низшая варна) работой и пропитанием. Это самая щепетильная варна в плане исполнения ведических ритуалов, традиционно большинство из них вегетарианцы. Проявление гнева, страсти и похоти считается пороком, а вот жадность и сутяжничество простительны, ибо являются частью их природы.
Самый мирный и "благообразный" идеал, в точности выписанный в фильме "Жестокий роман" по пьесе Островского.
Шудры. Низшая каста рабов, слуг наемных рабочих, занятых на ручном производстве. (в терминах 20 века - пролетариат и крестьянство).
Традиционно не имели доступа к образованию, медицине и части релилиозных ритуалов. В частности, им было запрещено изучать веды и произносить вслух мантры, кроме некоторых. Положение шудр сильно варьировалось в зависимости от занятия: некоторые становились слугами в богатых домах или талантливыми мастерами и пользовались своеобразным уважением, а кто-то оканчивал свою жизнь на улице от нищеты и болезней.
Основная доблесть шудры - качественное выполнение своей работы, почтение к старшим по социальному статусу, забота о своей семье. В общем то, что здесь принято называть "простыми человеческими радостями...."Основная доблесть шудры - качественное выполнение своей работы, почтение к старшим по социальному статусу, забота о своей семье. В общем то, что здесь принято называть "простыми человеческими радостями...."
Неприкасаемые. Аутсайдеры. В неприкасаемые - варну тех, кто не имел никаких гражданских прав, в том числе не имел право заговаривать с членом другой варны и даже наступать на его тень, можно было попасть разными способами:
- родиться в этой варне.
-родиться в смешанном браке разных варн, запрещенным законом.
- выть выгнанным из своей варны за серьезные проступки.
В любом случае, неприкасаемых ждали позор, нищета и самая грязная работа: кремирование трупов, сбор мусора и работа с выделыванием кожи.
Принадлежность к варне изначально определялась брахманом при рождении ребенка по определенным знакам, вроде родимых пятен, формы ушей и астрологии, однако случаи рождения у равных родителей ребенка другой варны были очень редки.
Позднее, вероятно из-за спекуляции брахманами своим правом, в Законах Ману подобная практика была запрещена, как и переход в более высокую варну в течении жизни при любых условиях.
Однако, в наши дни, в связи с "демократизацией" Индии, для шудр существуют квоты на обучение в вузах и на гос. Службе. Однако, на практике, принадлежность к Варне сохраняет свое значение. Случается так, что представители более высоких варн намеренно добиваются перехода в статус шудр, т.к. это открывает им дорогу к получению привелений и льгот. Но это уже совсем другая история...
О том, что такое касты и кто рождается у вайши и кшатрия читайте в следующем выпуске.