В жизни случаются моменты, когда все тропинки сходятся на одной поляне. И тогда мы видим то же самое , но по-другому. Понимаем последствия совершенных нами поступков и вдруг ясно осознаем, что сделали правильно, а что следовало сделать по-другому.
Это можно назвать психологическим интегрированием.
Однако бОльошую часть жизни мы расщеплены. Дифференцируем, так сказать. Или по-другому - более современно - думаем клипово ...
Куча и нечто бОльшее
В эти особенные моменты, собираясь в кучу, мы становимся счастливыми. Или страдаем. И получаем возможность изменить привычки, перестать "плыть по течению", принять новые решения.
Особенно, когда страдаем.
Но случаются такие моменты просветления нечасто. Поэтому и умнеем мы не по дням, а по годам. Или, скорее, по десятилетиям.
Но хотя бы так ...
Со многими же людьми такое не происходит никогда. То есть вообще.
Но в конце - все равно случается.((
Мудрость в том, чтобы увидеть это пораньше, когда остается возможность свернуть на другую тропинку.
А как быть детям?..
Вот главный вопрос воспитания и обучения.
Как сделать так, чтобы дети изначально сформировали эту привычку периодически осмысливать произошедшее?
Интегрировать свою жизнь, собираться в кучу и понимать то, что по отдельности имеет совсем иной смысл.
Согласитесь,
- куча деталей - разобранный трактор и
- детали, собранные в кучу нужным образом, - собственно трактор
очень сильно различаются.
Вроде бы все то же самое. И даже в том же месте. А такая разница ...
Как этому учить?
Это поважнее понимания математики. И даже "Окружающего мира"))
Мой ответ таков: правильно поставленный вопрос отвечает на себя сам. Со временем. И не всегда заранее известным образом.
Объяснения же снимают напряжение, критически необходимое для понимания.
Чтобы
- собрать детали трактора в кучу и
- собрать трактор -
эти два похожих действия требует существенно разных усилий. И для сборки и для понимания.
Согласны?