Ищущий: Пусть так, но вот чего я не понимаю. Вы говорите, что «я» сейчас является ложным. Как уничтожить это ложное «я»?
Рамана Махарши: Вам не нужно уничтожать ложное «я». Как может «я» уничтожить себя?
Всё, что вам нужно сделать, это найти его источник и пребывать там. Ваши усилия могут простираться только до этих пор. Потом Потустороннее возьмет заботы на себя. Вы уже беспомощны там. Никакое ваше усилие не может достичь ТО.
Ищущий: Если Я есть всегда, здесь и теперь, то почему я не чувствую этого?
Рамана Махарши: Вот что. Кто говорит, что Оно не чувствуется? Говорит ли это Я или «я»?
Исследуйте, и вы обнаружите, что это голос ложного «я», которое и есть препятствие. Его надо удалить, чтобы Я могло быть открыто.
Чувство «я еще не осознал» само препятствует Реализации.
Фактически Оно уже осознано, и нет более ничего для осознания.
В противном случае Реализация будет чем-то новым.
Если она не присутствует до сих пор, то должна иметь место в будущем.
Что рождено – также и умрет.
Если Реализация не вечна, то грош ей цена.
Следовательно, мы ищем совсем не то, что должно явиться чем-то новым.
Она – единственное, что вечно, но сейчас неизвестна из-за препятствий. Она – то, которое мы ищем.
Всё, что требуется сделать, – это удалить препятствие. Бытие вечного неизвестно вследствие неведения.
Неведение – это препятствие. Покончите с неведением, и всё будет хорошо.
Неведение тождественно «я»-мысли. Найдите ее источник, и она исчезнет.
Сама «я»-мысль напоминает дух, хотя и не осязаемый, но поднимающийся одновременно с телом, расцветающий и исчезающий с ним.
Сознание тела – это «я». Откажитесь от этого сознания поиском источника «я».
Тело не говорит: «я есть». Это вы говорите: «я есть тело».
Найдите: кто есть этот «я»? При поиске его источника оно пропадет.
Переживание, приобретенное без искоренения всех васан, не может оставаться устойчивым, и для этого должны прилагаться усилия. Знание будет оставаться непоколебимым только после удаления всех васан.
Мы должны бороться с вековыми склонностями ума, и они все уйдут сравнительно быстро у тех, кто выполнял садхану еще в прошлом, и позднее у всех остальных.
Ищущий: Как я могу судить о прогрессе в исследовании?
Рамана Махарши: Степень отсутствия мыслей и есть мера вашего продвижения к Само-реализации.
Она неизменна и понятие «прогресс» к ней не применимо. Атман всегда Реализован.
Препятствуют мысли, и прогресс измеряется степенью удаления помех к пониманию того, что Атман всегда Реализован.
Поэтому нужно контролировать мысли, выясняя: для кого они возникают?
Идите к их источнику, где они уже не поднимаются.
Ищущий: Сомнения постоянно возникают. Поэтому я и за-дал этот вопрос.
Рамана Махарши: После прояснения одного сомнения появляется другое, которое, будучи разрешенным, прокладывает дорогу следующему и так далее. Поэтому все сомнения развеять невозможно.
Ищите, для кого они возникают. Идите к их источнику и пребывайте в нем. Тогда они перестанут появляться. Вот как следует прояснять сомнения.
Ищущий: Нужно ли мне продолжать спрашивать: «Кто я?», не давая ответа? Кто спрашивает и кого? Какую бхавану [отношение] должен принимать ум во время исследования? Что такое «я» – Атман или эго?
Рамана Махарши: При вопрошании «Кто я?», «я» – это эго.
На самом деле спрашивается: что является источником или началом эго?
Вам не нужно иметь какую-либо бхавану [идею] в уме. Требуется просто отбросить идею, что вы тело, имеющее такой-то вид, носящее такое-то имя и т. д. Нет нужды иметь идею о вашей истинной природе, которая пребывает такой, как всегда. Она есть Реальность, а не идея.
Ищущий: Но разве не странно, что «я» должно искать «я»? Не обратится ли, в конце концов, вопрошание «Кто я?» в пустую формулу? Или я должен ставить себе этот вопрос бесконечно, повторяя его словно какую-то мантру?
Рамана Махарши: Само-исследование, конечно, не является пустой формулой, оно серьезнее, чем повторение любой мантры. Если бы вопрос «Кто я?» был только вопрошанием в уме, он не имел бы большой ценности.
Настоящая цель само-исследования состоит в том, чтобы сфокусировать цельный ум на его источнике.
Следовательно, это не тот случай, когда одно «я» ищет другое «я».
Само-исследование менее всего является пустой формулой, ибо оно включает интенсивную деятельность цельного ума по сохранению его устойчивого пребывания в чистом Само-сознавании.
Ищущий: Достаточно ли уделять Атма-вичаре некоторое время утром и вечером? Или я должен практиковать ее постоянно, даже когда пишу или прогуливаюсь?
Рамана Махарши: Какова ваша истинная природа? Она в том, чтобы писать, прогуливаться или быть? Бытие – это единственная неизменяемая Реальность, и пока вы не осознали это состояние чистого Бытия, следует продолжать исследование.
Если удалось утвердиться в нем, то дальше беспокоиться незачем.
Никто не будет искать источник мыслей, если они не возникают.
Пока вы думаете: «я гуляю» или «я пишу», ищите, кто это делает.
Ищущий: Если я упорно продолжаю отбрасывать мысли, то могу ли назвать это вичарой?
Рамана Махарши: Такая практика может быть промежуточной ступенью, но фактически вичара начинается, только когда вы прилепились к Атману и уже ушли от движения ума, волн мысли.
Ищущий: Значит, вичара не связана с деятельностью интеллекта?
Рамана Махарши: Да, не связана; она представляет собой антара ви-чару – внутренний поиск.
Только начинающему дается совет удерживать и исследовать ум.
Но, в конце концов, что такое ум? Лишь проекция Атмана.
Ищите, для кого он появляется и откуда возникает. Тогда обнаружите, что коренная причина – «я»-мысль. Идите глубже, и «я»-мысль исчезнет, оставляя одно бесконечно распростертое сознание Я.
Ищущий: Вы говорите о Бытии. Бытии чего?
Рамана Махарши: Ваш долг – БЫТЬ, а не быть этим или тем.
«Я есмь то Я есмь» заключает всю истину, а метод практики суммируется двумя словам «БЫТЬ СПОКОЙНЫМ».
Что означает спокойствие? Оно означает уничтожение вашего «я», ибо любое имя и форма являются причиной волнения.
Отбросьте представление, что «Я есть это и то».
Всё, что требуется для Постижения Себя, это быть спокойным.
Что может быть легче?
Следовательно, Атма-видью [Самопознание] достичь проще всего.
Изучения и познания заслуживает только Истина.
Обратив к ней внимание, следует ревностно постигать ее в Сердце.
Это знание себя откроется только сознанию – безмолвному, ясному и свободному от деятельности возбужденного и страдающего ума.
Познайте, что Сознание, которое всегда сияет в Сердце как бесформенный Атман, Я, и которое познается пребыванием в тишине отсутствия мыслей о чем-либо как существующем или не существующем, одно есть совершенная Реальность.
Продолжение следует. Нравится, подписывайся на канал. Калейдоскоп