Исследования мозга позволяют нам лучше понять свои возможности. В новой научной работе сообщается о том, что дети, пишущие от руки, лучше учатся и больше запоминают.
Но в то же время школы все больше переходят к цифровым методам обучения.
Это не первая работа, получившая такие результаты, но она в очередной раз подтверждает – письмо от руки и печать на клавиатуре по-разному влияют на процессы обучения и памяти.
Поймать мозг за хвост
Активность мозга сопровождается электрическими импульсами. Результаты получены при помощи метода, измеряющего активность мозга – электроэнцефалографии (ЭЭГ). Сенсоры, установленные в электродах, способны улавливать электрические импульсы мозга и устанавливать их локализацию.
На участников прикрепляли около 250 электродов. Каждое исследование занимало 45 минут и за это время ученые получали около 500 точек данных в секунду.
Активность мозга при письме была выше, чем при схожей деятельности во время печати на клавиатуре
Письмо сопровождается получением различной сенсорной информации: ощущения от движения рукой и надавливания ручкой на бумагу, зрительные образы букв и разные звуки принадлежностей для письма и бумаги. Этот сенсорный опыт создает контакты между различными частями мозга.
Авторы исследования приводят следующее сравнение: использование руки при письме дает мозгу больше «крючков», на которые можно «повесить» элементы памяти.
Цифровое обучение в школах
Цифровая жизнь многих детей и подростков связана с печатью на клавиатуре или тачкрине. По результатам европейского опроса, больше всех в онлайне проводят время норвежские дети – около 4 часов в день.
Эти показатели дополнительно увеличиваются из-за использования цифровых методов обучения в школе.
Конечно, научиться писать рукой занимает больше времени, но детям очень важно пройти этот скучный этап обучения.
Сложные движения рук, необходимые для создания различных форм букв, требуют от ребенка хорошего владения своей двигательной активностью и сенсорным восприятием. При использовании клавиатуры же используется один и тот же тип движений.
Если мы не будем ставить перед мозгом сложных задач, то у нас не будет возможности реализовать его полный потенциал.