Найти в Дзене

"Дом со шпилем" или самый знаменитый адрес Виктора Цоя.

Итак, знаменитый Дом со шпилем. Самый, пожалуй, известный адрес Виктора Цоя в Ленинграде. До этого, напомним, Виктор с родителями сменил три адреса, и все в Московском районе (о них читайте в предыдущих статьях). Сюда же, на Московский, 190 или, если быть точным, Бассейную улицу, 41 (так значилось в прописке Цоя), Виктор переехал предположительно в 1974 году. До этого времени родители Виктора были в разводе и жили в разных домах, но недалеко друг от друга - районе метро Звёздной.

Дом со шпилем (Московский пр., 190 (фото автора)
Дом со шпилем (Московский пр., 190 (фото автора)

При этом сестра, мама и папа Валентины Васильевны оставались на Московском, 193. В 1974 году умирает отец Валентины Васильевны, дедушка Виктора. Семья решает воссоединиться и жить вместе, поскольку бабушка Виктора болеет и ей требуется постоянный уход. Поэтому путём практиковавшего в советское время обмена, семья съезжается трёхкомнатную квартиру в Доме со шпилем. По другой версии, эту квартиру получил Роберт Максимович, как работник оборонного предприятия.

Семья Виктора Цоя. Слева направо: тётя Вера, отец Роберт Максимович, мама Валентина Васильевна, бабушка, Витя и дед Василий. Начало 1960-х годов. (фото из интернета)
Семья Виктора Цоя. Слева направо: тётя Вера, отец Роберт Максимович, мама Валентина Васильевна, бабушка, Витя и дед Василий. Начало 1960-х годов. (фото из интернета)

Здесь происходит ещё одно событие, которое не могло не радовать пятнадцатилетнего Виктора. В семью возвращается его отец – Роберт Максимович. Валентина Васильевна вспоминает: «В восьмом классе мы опять переехали, он опять пошёл в другую школу, мы у Парка Победы стали жить, в доме со шпилем. Отец мой умер, и мы с матерью и сестрой Верой объединились и переехали в эту квартиру. И тут Роберт вернулся. …»

Пару слов об этом доме-красавце на Московском проспекте. Не заметить его невозможно. Дом-гора. Сама башня имеет два крыла: дом № 190 по Московскому и № 41 по Бассейной улице. Эти дома начали строить ещё до войны, но по понятным причинам, закончили лишь в 1950-х. Тогда же появилась и знаменитая башня. Над проектом трудились архитекторы Григорий Симонов, Борис Рубаненко и Владимир Васильковский. 76-ти метровую башню украсили скульптуры матроса с якорем и женщины с веслом (скульптор Л.М. Хидекель). Эти фигуры подчеркивали преемственность морской темы, идущей от башни Адмиралтейства. Дело в том, - сегодня в это трудно поверить, - на месте Бассейной улицы предполагалось строительство второго Южного Обводного канала, который должен был соединить Неву и Финский залив. Этому грандиозному и дорогостоящему проекту не суждено было сбыться. Кроме того, в доме располагалось общежитие Адмиралтейского завода – поэтому связь башенных скульптур с навигацией выглядела уместно. По углам башни располагались пирамиды с шарами, на каждой из которых сидит голубь – символ мира. Классическая советская архитектура.

Фото автора
Фото автора

В народе Дом со шпилем окрестили «генеральским». Бытовало мнение, что его квартиры занимают исключительно представители номенклатуры и партийной элиты. Хотя, в действительности, всё было не так пафосно. Да, в одной из квартир действительно проживал, к примеру, главный бухгалтер ДЛТ, преподаватель Института авиаприборостроения, приятель Евгения Шварца, театральный критик и литературовед Евгений Колмановский, но одновременно с этим в квартире № 41 – обычный инженер Роберт Цой, школьная учительница физкультуры Валентина Васильевна и её сестра буфетчица Вера. Дом не был тотально элитным.

Фото автора
Фото автора

Арка в доме 190 по Московскому проспекту. Через эту арку, с уверенностью можно сказать, сотни раз проходил Виктор Цой. (фото автора)
Арка в доме 190 по Московскому проспекту. Через эту арку, с уверенностью можно сказать, сотни раз проходил Виктор Цой. (фото автора)

Теперь, что касается самой квартиры, где жила семья Цоя. По некоторым сведениям, это крохотная коммуналка. По другим – трёхкомнатная квартира. Дом всегда был полон людей. В одной средней, проходной, комнате жил Виктор, в двух других – его родители и бабушка с тётей.

Знаменитый панк всея Ленинград Андрей Валерьевич Панов, с которым Виктор был крепко дружен на рубеже 1970-80-х, так вспоминает эту квартиру и её обитателей:

«А еще у него были бабушка и тетя. Я их видел разок. Бабушка и тетя работали в столовой. Обе они по матушкиной линии. Они жили в дальней комнате. Пили они только портвейн, водку не пили. Цой рассказывал, что они на Новый год купили 15 бутылок портвейна и выпили. Один раз я сам заглянул к ним в комнату, а там портвейном весь пол уставлен и сидят бабушка и тетя. Во люди!»

Виктор Цой, Андрей Панов, Евгений Юфит на рубеже 1970-80-х годов (фото из интернета)
Виктор Цой, Андрей Панов, Евгений Юфит на рубеже 1970-80-х годов (фото из интернета)

У Роберта Максимовича такие воспоминания:

«Там квартира была довольно большая, но две комнаты были проходными и только одна изолированная. В ней мать с сестрой жили. А Витя в проходной, на диване. У него больше всего радости было, когда мы уходили куда-нибудь или уезжали, тогда он хозяином оставался. А мы по молодости рыбалкой увлекались. Как только выходные дни, в пятницу в пять часов вечера мы уже уезжали с Валентиной, а сестры с матерью — их и не видно было. И Витька в квартире хозяином оставался. Как только мы уезжали, к нему друзья-приятели приходили. Мы ему, конечно, на эти три дня оставляли денежку какую-то, которую он тут же… Но порядок был».

Двор Дома со шпилем (фото автора)
Двор Дома со шпилем (фото автора)

Внутренний двор. Парадная справа ведёт в квартиру № 8, где жил Виктор Цой (фото автора)
Внутренний двор. Парадная справа ведёт в квартиру № 8, где жил Виктор Цой (фото автора)

Сегодня здесь металлическая дверь и домофон. Во времена Цоя, надо полагать, дверь была деревянная, на пружине и громко хлопала (фото автора)
Сегодня здесь металлическая дверь и домофон. Во времена Цоя, надо полагать, дверь была деревянная, на пружине и громко хлопала (фото автора)

С какими событиями в жизни Виктора связан этот адрес? Это довольно небольшой по времени, но весьма насыщенный период возраста. Напомним, здесь Виктор прожил с пятнадцатилетнего до почти своего двадцатилетия. Именно в этот период формируется Виктор как музыкант, собирает весь тот культурный багаж, с которым отправится затем в путешествие по 80-м. Итак, 1977-1982 год: это Серовское училище, кратковременная работа на заводе, вечерняя школа, поступление в СПТУ-61, масса знакомств: с Максимом Пашковым, Андреем Пановым, Майком Науменко, Алексеем Рыбиным, Борисом Гребенщиковым; первое знакомство с гитарой, первая влюблённость, первые песни и наконец, знакомство с Марианной. Согласитесь, не мало.

Цой, Майк и Гребенщиков. Начало 1980-х (фото из интернета)
Цой, Майк и Гребенщиков. Начало 1980-х (фото из интернета)

Максим Пашков и Виктор Цой. Конец 1970-х. (фото из интернета)
Максим Пашков и Виктор Цой. Конец 1970-х. (фото из интернета)

Виктор Цой в художественном училище (фото из интернета)
Виктор Цой в художественном училище (фото из интернета)

Виктор Цой и Алексей Рыбин (фото из интернета)
Виктор Цой и Алексей Рыбин (фото из интернета)

Виктор И Марианна (фото из интернета)
Виктор И Марианна (фото из интернета)

Виктор Цой на рубеже 1970-80-х годов (фото из интернета)
Виктор Цой на рубеже 1970-80-х годов (фото из интернета)
Виктор Цой предположительно в ПТУ (фото из интернета)
Виктор Цой предположительно в ПТУ (фото из интернета)

Ещё один проходной адрес, связанный с детством Виктора. Это, как ни странно, крыша одного из домов в районе Московского проспекта. Одноклассник Виктора Дмитрий Белов оставил воспоминание на этот счёт:

«Наше послешкольное времяпровождение часто проходило на крыше красивого большого дома напротив парка Победы. Огромная плоская крыша была покрыта рубероидом и толем. Это было что-то типа клуба, тем более тогда не было ни маньяков, ни бомжей и выходы на крышу были открыты. Просто с двенадцатого этажа выход на технический этаж и там дальше на саму крышу. Шикарный вид на город… <…>Там было здорово и летом и зимой. Мы скидывались все по какой-то мелочи и покупали пачку сигарет. Старались курить «Век». 35 копеек они стоили. Если не было спичек, мы рассаживались рядком втроем или вчетвером. Кто-то первый на улице прикуривал сигарету, докуривал её, закуривал второй, от него третий, потом четвертый. А там уже и первый опять мог начать хотеть курить. И вот пачка вылетала за два часа, и мы вели какие-то интересные разговоры.»

Бассейная, 53, "Дом на курьих ножках" (фото автора)
Бассейная, 53, "Дом на курьих ножках" (фото автора)
"Дом на курьих ножках" (фото автора)
"Дом на курьих ножках" (фото автора)

(Снимая видеоролик об этом доме, произошла мистика. Из проезжающей мимо машины ни с того, ни с его, вдруг, послышалась музыка "Кино")

По всей видимости, речь идёт о знаменитом доме на Бассейной улице, 53, именуемом в народе домом на «курьих ножках» или «домом еврейской бедноты», поскольку стоит на железобетонных опорах и строился на средства сотрудников трёх организаций: геологов, ленфильмовцев и малахитовцев («Малахит»).

Как тогда совсем юные, но уже курящие, школьники Цоя с приятелями проводили время? Да, как и все, а именно без дела болтались по городу. Тот же одноклассник Виктора Дмитрий Белов вспоминает:

«Другим довольно частым развлечением нашим было шляться по городу. Без цели, но не где-то во дворах, пугая прохожих, а по каким-то центральным улицам, отмахать весь Московский проспект и свернуть до Невского, а то и до Староневского проспектов. Это было легко. А если встретится какой-то кинотеатр, то всегда было интересно и в охотку зайти в него.»

Может, в этих бесконечных прогулках и родилось:

«Гуляю, я один гуляю

Что делать

Я совсем не знаю

Нет дома, никого нет дома

Я – лишний, словно куча лома

У-у-у…»

Какие учреждения, помимо жилых квартир, располагались в доме по Московскому проспекту? Иными словами, что видел пятнадцати-восемнадцатилетний Виктор, выходя из дома на прогулку. Районная парикмахерская № 176, чебуречная, знаменитая пирожковая, где по легенде отравился Цой пирожками, приёмный пункт химчистки, филиал Московского универмага № 14 «Русский лён», детское кафе «Чебурашка».

Сегодня почти ничего не изменилось. Под окнами бывшей квартиры Цоя по-прежнему автобусная остановка 63-го автобуса, на первых этажах дома – магазины и кафе. В квартире № 8 по Бассейной 41 сейчас живут совершенно посторонние люди, в том смысле, что не имеют к семье Цой никакого отношения. Знают ли они, что-то о знаменитом жильце этой квартиры?

Фото автора
Фото автора

Фото автора
Фото автора

Весной 1982 года Виктор знакомится с Марианной, и осенью того же года они решают жить отдельно от родителей и снимают комнату на том же Московском проспекте. Об этом адресе читайте дальше.