Кудепстинский культовый камень находится недалеко от Сочи, в микрорайоне Кудепста, Хостинский район.
Камень представляет из себя четырехугольный неровный объект, размером, приблизительно, 4.6 на 4.4 метров. В нем вырезаны углубления, похожие на сидения, размером 75 на 45 см, разделенные каменной перегородкой из этого же массива. Материал камня - песчаник.
На самом камне и вокруг него имеются множественные лунки. По мнению некоторых историков и этнографов, камень относится к дольменной культуре Западного Кавказа. Другие исследователи предполагают, что артефакт имеет отношение к средним векам, что маловероятно, так как черкесское население данного региона не делала углублений на камнях.
В верхней центральной части камня вырезан знак в виде "птичьей лапки" или "стрелы". Некоторые исследователи склоняются к мнению, что этот знак имеет происхождение более позднего периода.
При раскопках было выявлено, что перед камнем долгое время разводили огонь. Возможно, здесь проводились какие-то ритуалы, связанные с астрономическими событиями, так как "сидения" указывают на точку неба, где находится Солнце в день зимнего солнцестояния.
А теперь приведем аналоги, которые находятся в других частях мира.
Стул Филиппа II - это каменный уступ, расположенный в муниципальном районе Сан-Лоренцо-де-Эль-Эскориал (Испания), в котором вырезаны различные сиденья, платформы и ступени. С 19 века ходят легенды о том, что король Филипп II (годы правления 1566-1598) приказал построить смотровую площадку, чтобы наблюдать за работой монастыря, которая длилась с 1563 по 1584 год.
Независимо от названия места, оно не имеет ничего общего с монархом эпохи Возрождения, а имеет отношение к алтарю ветонского происхождения, на котором, по словам исследователей, приносились в жертву животные в честь местного бога, которого можно было бы назвать римским Марсом.
Кроме того, памятник показывает очень четкие параллели с другими доримскими алтарями на Пиренейском полуострове, такими, как алтари Вильявисиоса (Солосанчо) и Эль-Расо (Канделеда) и португальскими из Панойаса (Вила-Реал), с которыми он не только имеет очень общие черты, но и похожую ориентацию.
Вырезанные ниши.
Долина Куско, Перу.
О предназначении ниш ничего не известно, так же как и о их творцах.
Похожесть объектов вызывает много вопросов, как о их функции, так и о том, кто же был их создателями?
Оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал.