В избушке на куриных ножках живет всем известный персонаж – часто несправедливо обвиняемый в преступлениях. Которых она не совершала. Зовут ее баба Яга или просто Ягинишна.
Баба Яга – персонаж не только народных сказок, но и часто встречается нам и в сказках литературных.
Она – один из старейших волшебных образов, дама весьма противоречивая.
С одной стороны — это «дарительница» (В.Я. Пропп), подарки которой помогают герою выполнить трудные задачи и получить желаемое, с другой — злобное существо, готовое погубить героя — яга-воительница.
Может Яга выступать и в роли похитительницы (детей, как правило).
Иногда она даже является в образе красавицы, обладающей соблазняющей силой.
А вот русский лубок весьма ехидно показывает ее как воплощение женской хитрости.
Но чаще всего Баба Яга все-таки нехороша собой, живет в лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, которую погоняет помелом. вокруг ее избы забор из кольев с насаженными людскими черепами или забор из человечьих костей.
Главное ее занятие — прясти, этим же она заставляет заниматься и попавшую к ней героиню.
Она зла и страшна тем, кто ее не почитает, а добра и верный помощник — обращающихся к ней почтительно.
Яга в некоторых сказках может управлять сменой дня и ночи, потому что в ее распоряжении три всадника — день, ночь и утро.
А еще у Яги бывает собственный источник живой воды. И она - мастерица загадывать и решать загадки.
Бабу Ягу часто обвиняют в людоедстве. И совершенно напрасно – нет ни одной сказки, в которой она бы прилюдно съела или зажарила героя.
Да, она сажает Ивана на лопату и даже грозится отправить его в печь. Но вот только в печь Иван отправляет ее саму!
А в сказке «Баба Яга и Жихарь» именно мальчику удается зажарить не только Ягу, но и ее дочерей.
Словом, Яга часто только грозит герою, которые весьма ловко умеет ее перехитрить.
Так что не виноватая наша Яга!
Мы привыкли считать, что Баба Яга чаще всего не имеет ни мужа, ни детей, однако это не всегда так. Бабы Ежки бывают разные.
В сказке «Бой на Калиновом мосту» у Яги есть муж и сыновья, который в честном и открытом бою убивает герой – и Яга сама отправляется ему мстить.
В доме Яги герою довольно часто помогают его обитатели. Так, в сказке, которая так и называется «Баба-Яга» девушка, посланная в услужение к старухе, очень хорошо обходится с котом и собакой и смазывает волшебные ворота избушки. Когда она бежит от Яги, то волшебные помощники становятся на ее сторону – и помогают сбежать. И даже ворота не скрипят!
Избушка на курьих (иногда куриных) ножках — место обитания Бабы Яги в русских народных сказках и сказках других славянских народов.
Стоит она посреди дремучего сказочного леса и даже может «бепрестанно вращаться-повертываться» вокруг своей оси. Чтобы заставить ее повернуться так, как надо, т.е. дверью к герою, герой должен произнести определенную формулу — «стань ко мне передом, а к лесу задом».
Иногда сказка утоняет: пирогом избушка подперта и блином накрыта.
Дойти туда не так просто – герой должен идти долго-долго: идет он, «железным костыльком упирается, просвирку железную грызет» и к избушке на курьих ножках герой приходит, только, когда «башмаки железные истоптал и просвирку железную сглодал».
Вокруг избушки часто стоит тын из острых кольев. В этой ограде есть ворота. Баба Яга не ухаживает за избушкой и не смазывает ворота – она скрипят и жалуются героине сказки на свою тяжелую жизнь. Героиня смазывает их маслицем – и ворота пропускают ее, когда она бежит из избушки, и захлопываются перед самым длинным носом Бабы Яги.
Избушка та «малая снаружи – безмерная внутри».
Внутреннее ее убранство типично для русской избы: в ней есть печь, в которой баба Яга норовит зажарить героя, но никогда этого не делает. Зато в печь герой отправляет злую дочь Бабы Яги.
Сама Яга спит на кровати, а в изголовье может храниться волшебный предмет – например, меч-самосек, который надо добыть Ивану.
Но в сказках рассказывается про избушки на курьих ножках, в которых не живет никто, но они тем не менее очень даже волшебные.
Так, в сказке «Старуха-говоруха» мачеха из-за вредного характера заставляет мужа отвезти падчерицу в лес, хотя и любит ее. Старик отвозит дочь и оставляет ее в избушке на курьих ножках, которая стоит пустая посреди леса. Девушка варит кашу и угощает ею лешего. А тот в благодарность за угощение приносит ей подарки.
В результате, когда девушка возвращается домой, мачеха раскаивается в своем решении отправить ее с глаз долой, а увидев богатства, а как увидела, сколько добра падчерица привезла – никогда больше на нее не ругалась.
Помните, как описывают Бабу-Ягу русские сказки? «Баба-Яга, костяная нога, в ступе едет, помелом погоняет».
Транспорт Яги – один из непременных ее атрибутов. Ступа неизменна – в ней она летает.
А вот помелом вредная и мудрая старушка может ступу погонять, а может впереди дорогу расчищать. И метлой же Яга заметает следы, чтобы никто не обнаружил, куда она направилась по своим Ягиным делам.
Самое удивительное, что метлой старушка не только ступу погоняет, но и себя хлещет, чтобы прытче бежать или лететь.
Невольно возникает вопрос: если есть ступа, то где же пест от нее? На месте! Пест всегда с Бабой-Ягой! Им она тоже, как и метлой, ступу погоняет, им упирается, когда нужен упор, и им же дерется.
В северных сказках, собранных Н.Е. Ончуковым, рассказывается: «Едет «Едет на ступе баба Яга, подъехала к старику и заругалась... Ударила старика пестом, старик повалился...» От удара пестом Бабы-Яги герой также превращается в камень.
Помело и ступа являются, как Сивка-Бурка Ивану-царевичу, по свисту старушки. В сказке А. Ремизова рассказывается, как вышла «Баба-Яга из избушки на курьих ножках - а на поляне темно, хоть глаз выколи. Не светятся глаза черепов, не знает она, куда идти, где беглянку искать. Свистнула ступу и помело, но они в темноте заплутались и назад вернулись. Так и осталась Баба-Яга без поживы»
(С) Наталия Будур. из книги "От Лукоморья до Белогорья. Серкеты русской сказки"
I