Я думаю, что уже все поворчали по поводу того, что обещанный общественный транспорт к 2035 году уже в 2025 году начнут переводить на финансирование за счет автомобилистов.
Для автомобилистов это, конечно, очередной удар. Я понимаю, что во всем мире именно автомобилисты содержат общественный транспорт и дороги, но Россия сейчас не в том положении, если честно. Подавляющая часть автопарка у нас в стране старше 10 лет. Машины ездят до последнего. В Европе или Америке их уже давно бы на свалку или в металлолом отправили, а у нас все ещё катаются.
Дедки холят и лелеят свои Шестерки, Четверки, Десятки, Логаны и Дастеры, потому что понимают, что новой машины им уже не купить, а на дачу с сумкой на колесиках не наездишься, надо как-то урожай перевозить и бабку в больницу, когда давление подскочит.
Да и не только у дедков проблемы с деньгами. В крупных городах люди могут себе позволить взять машину в кредит. Пусть Солярис, Весту или Гранту, но новую. В городах поменьше, селах и деревнях люди ездят на том, на чем не хотят ездить городские. И не от хорошей жизни это. Они бы с удовольствием купили Крузак или Mitsubishi, но деньги есть только на 15-летнюю Ниву или УАЗик, который ещё Горбачева видел.
Так что платные дороги - а платными хотят сделать все дороги, включая городские - это трагедия для очень многих людей. Они просто не смогут содержать даже старую машину. И это в стране, где огромные расстояния. Платные дороги убьют личный транспорт и пересадят народ на общественные автобусы, троллейбусы, трамваи, электробусы. Но будет ли от этого лучше? И кому?
Может быть мамам с детьми будет лучше, которых надо возить в садик, на секции, в школу? А может быть станет проще добираться из города в деревню.
В одном большем селе, о котором я знаю не понаслышке, ездит всего одна маршрутка. Раз в час. Первый рейс в 7 утра, посланий в 16:00. И это ни разу не автобус. Это Газель. Настолько гнилая, что сквозь пол местами видео, как быстро мел кает асфальт и ямы - я писал о ней в прошлом году. И далее эта маршрутка частная.
Государственных, муниципальных автобусов у нас в городе вообще практически нет. Разве что трамваи и троллейбусы, но они не закрывают собой и четверти потребностей населения.
Удивительно [а точнее ни капельки не удивительно - у нас так всегда] то, что платными дороги начнут становиться в 2025 году, а бесплатный транспорт обещают только к 2035 году. Но обещать - не значит жениться. Так ведь у нас в стране?
Транспортный налог тоже обещали отменить, когда акцизы на бензин вводили.
Однако вернемся к теме статьи. Даже если общественный транспорт станет когда-нибудь бесплатным - это не есть благо, как многие думают. Когда общественный транспорт финансируется за счет автомобилистов, никто не пытается сделать его лучше, удобнее, расширить сеть маршрутов, комфортность автобусов.
Пассажирские перевозки - это сервис, услуга. И как любой бизнес она становится лучше только тогда когда есть конкуренция. А конкуренции не будет. Ни с частным компаниями, ни с личным автомобилем.
И маршрутов новых не будет. Никому не будет интересно, что автобус идёт только до Анисовки, а до Сосновки - нет. Между ними ведь всего 5 километров. И пешком можно пройтись.
Деревня умер окончательно. Сейчас в деревне есть жизнь только благодаря молодёжи, которая приезжает в деревню из-за дешёвого жилья, а работать все ездят в город. Если дороги станут платным и будет только бесплатный автобус из соседней деревни три раза в день - деревня опустеет.
У нас огромная страна. Нам нельзя, как в Европе. Часто ставят в пример Таллин. Там бесплатный общественный транспорт. Но там власти преследовали другие цели. Им нужно было переселить людей из пригорода в город. И это сработало.
Наши же власти хотят освободить города от машин. И это не сработает. Это шаг назад. Личный транспорт, индивидуальная мобильность и скорость - это двигатель экономики.
Я допускаю, что в некоторых отдельно взятых регионах это может сработать. В той же Москве, например. Отличные автобусы, вылепленные полосы, хорошо продуманная сеть общественного транспорта. Но нельзя делать ставку на общественный транспорт везде. Просто нельзя, надо как минимум дать регионам решать самостоятельно надо им это или не надо. Хотя я в целом против идеи бесплатного общественного транспорта. Хотя бы потому что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.