Найти тему

ГВФ СССР в начале войны

​Личный состав и самолеты Ли-2 199-го отдельного авиаполка связи
​Личный состав и самолеты Ли-2 199-го отдельного авиаполка связи

В начале 1970-х годов маршал А. Е. Голованов писал свои воспоминания. В них он выразил сожаление о том, что действия гражданских пилотов в годы вой­ны остались «за кадром», ведь исследований об этом практически нет: «Личный состав гражданского воздушного флота вложил огромный труд в дело разгрома врага, и можно лишь пожалеть, что до сегодняшнего дня не нашлось ни одного писателя, историка, ни одного руководителя, который довел бы до народа, рассказал бы о той поистине героической работе, которая проделана личным составом гражданской авиации в годы вой­ны».

​Пилот помогает высадке пассажиров и передает ребенка матери
​Пилот помогает высадке пассажиров и передает ребенка матери

К 1941 году «Аэрофлот» представлял собой мощную и хорошо организованную силу. Весной 1941 года в подразделениях ГВФ работало более 25 тысяч человек, в том числе свыше 3 300 пилотов. Без учета учебных заведений имелось более 2 500 самолетов, из которых три четверти были связными. Хуже обстояло дело с качеством материальной части — ​широко эксплуатировались устаревшие типы, такие как тихоходные К-5, ПС-9, МП-1бис, многие из которых выдерживали по несколько ремонтов, другие его ожидали. Основными самолетами в довоенное время являлись бипланы У-2 и различные его модификации, включая санитарные и транспортные.

​Восстановленный в тылу противника самолет вернулся на базу
​Восстановленный в тылу противника самолет вернулся на базу

​Из современных машин имелись несколько ПС-89, ПС-43, а также ПС-84, которые начали строить в Москве по лицензии американской фирмы «Дуглас» в 1939 году. Основное внимание в это время уделялось вооруженным силам, поэтому доля новых машин в самолетном парке ГВФ была небольшой.

​Заправка транспортного самолета У-2 на оперативной точке
​Заправка транспортного самолета У-2 на оперативной точке

​После вторжения врага 22 июня 1941 года начался переход всей работы ГВФ на военные рельсы. Уже на второй день вой­ны экипажи Московского управления ГВФ А. И. Груздина и А. А. Добровольского на безоружных самолетах вылетели на фронт в район Кишинева для доставки боеприпасов частям Красной Армии. В тот же день командиры воздушных судов ПС-84 А. И. Семенков, Т. М. Симберг, Ф. М. Коршунов доставили военные грузы в города Луга и Мга Ленинградской области. С аналогичными заданиями в прифронтовые районы были направлены десятки самолетов ГВФ.

​Отправка раненых на самолетах ГВФ. Западный фронт, март 1942 года
​Отправка раненых на самолетах ГВФ. Западный фронт, март 1942 года

​23 июня 1943 года СНК СССР утвердил «Положение о Главном управлении гражданского воздушного флота в военное время». На его основании был приведен в действие мобилизационный план. В оперативном отношении гражданский воздушный флот подчинили наркомату обороны, хотя многие функции, присущие отрасли, сохранились за Главным управлением ГВФ.

​Проверка работы шкворневого пулемета на самолете У-2
​Проверка работы шкворневого пулемета на самолете У-2

К осени в интересах фронта были задействованы мощности авиаремонтных баз. Внуковская, одна из ведущих в ГВФ, быстро перестроилась, ее рабочие сутками не покидали цехов. Чаще всего здесь проходили обслуживание самолеты У-2, многие из которых одновременно переоборудовались в санитарные машины. Бои становились все более жестокими, и для оказания экстренной помощи раненым авиагруппы ГВФ перевозили к линии фронта медикаменты и медперсонал. С 23 июня по первое сентября самолетами ГВФ в прифронтовые госпитали было перевезено 46 500 тонн консервированной крови, 185 тонн медикаментов и госпитального оборудования, вывезено в тыл 30 000 раненых.

По материалам журнала «Гражданская авиация» и книги «Герои неба» (ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (Аэродромов), М., 2015.)

Читайте также:

-7