В начале 1970-х годов маршал А. Е. Голованов писал свои воспоминания. В них он выразил сожаление о том, что действия гражданских пилотов в годы войны остались «за кадром», ведь исследований об этом практически нет: «Личный состав гражданского воздушного флота вложил огромный труд в дело разгрома врага, и можно лишь пожалеть, что до сегодняшнего дня не нашлось ни одного писателя, историка, ни одного руководителя, который довел бы до народа, рассказал бы о той поистине героической работе, которая проделана личным составом гражданской авиации в годы войны».
К 1941 году «Аэрофлот» представлял собой мощную и хорошо организованную силу. Весной 1941 года в подразделениях ГВФ работало более 25 тысяч человек, в том числе свыше 3 300 пилотов. Без учета учебных заведений имелось более 2 500 самолетов, из которых три четверти были связными. Хуже обстояло дело с качеством материальной части — широко эксплуатировались устаревшие типы, такие как тихоходные К-5, ПС-9, МП-1бис, многие из которых выдерживали по несколько ремонтов, другие его ожидали. Основными самолетами в довоенное время являлись бипланы У-2 и различные его модификации, включая санитарные и транспортные.
Из современных машин имелись несколько ПС-89, ПС-43, а также ПС-84, которые начали строить в Москве по лицензии американской фирмы «Дуглас» в 1939 году. Основное внимание в это время уделялось вооруженным силам, поэтому доля новых машин в самолетном парке ГВФ была небольшой.
После вторжения врага 22 июня 1941 года начался переход всей работы ГВФ на военные рельсы. Уже на второй день войны экипажи Московского управления ГВФ А. И. Груздина и А. А. Добровольского на безоружных самолетах вылетели на фронт в район Кишинева для доставки боеприпасов частям Красной Армии. В тот же день командиры воздушных судов ПС-84 А. И. Семенков, Т. М. Симберг, Ф. М. Коршунов доставили военные грузы в города Луга и Мга Ленинградской области. С аналогичными заданиями в прифронтовые районы были направлены десятки самолетов ГВФ.
23 июня 1943 года СНК СССР утвердил «Положение о Главном управлении гражданского воздушного флота в военное время». На его основании был приведен в действие мобилизационный план. В оперативном отношении гражданский воздушный флот подчинили наркомату обороны, хотя многие функции, присущие отрасли, сохранились за Главным управлением ГВФ.
К осени в интересах фронта были задействованы мощности авиаремонтных баз. Внуковская, одна из ведущих в ГВФ, быстро перестроилась, ее рабочие сутками не покидали цехов. Чаще всего здесь проходили обслуживание самолеты У-2, многие из которых одновременно переоборудовались в санитарные машины. Бои становились все более жестокими, и для оказания экстренной помощи раненым авиагруппы ГВФ перевозили к линии фронта медикаменты и медперсонал. С 23 июня по первое сентября самолетами ГВФ в прифронтовые госпитали было перевезено 46 500 тонн консервированной крови, 185 тонн медикаментов и госпитального оборудования, вывезено в тыл 30 000 раненых.
По материалам журнала «Гражданская авиация» и книги «Герои неба» (ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (Аэродромов), М., 2015.)