<em>400 км вдоль границы</em>
Красота в глазах смотрящего. Это высказывание Оскара Уайльда абсолютно применимо к путешествиям: важен не только правильный выбор места. Не менее важно и то, что ты ожидаешь и что готов от этого места получить. Если сердце готово к приключениям, а глаза распахнуты навстречу чудесам вы их определенно получите! Египет знает много секретов, и сейчас я расскажу об одном из них оазисе Сива (Siwa).
Переезд из Белой пустыни в оазис Сива был не то, чтобы утомительным, скорее нудным: почти шесть часов мы двигались по прямой, как натянутая струна, дороге, проложенной по древнему караванному пути и проходящей в тридцати километрах от ливийской границы.
Такая близость наложила отпечаток на все 400 километров дороги: через каждые 15 20 минут приходилось останавливаться на пограничных кордонах. Здесь все было по-взрослому: танки, зенитные установки, у часовых автоматы наперевес, хотя и с раздолбанными прикладами, перемотанными офисным скотчем. Рядовые были одеты в камуфляж по полной программе с бронежилетами, в касках, в то время как офицеры выбегали к нам на проверку документов в трениках с вытянутыми коленками, в сланцах на босу ногу, в майках, с неизменной сигаретой в зубах. Но столь не репрезентативный внешний вид не мешал им с невозмутимым видом переворачивать вверх дном содержимое наших чемоданов в поисках, наверное, контрабандного оружия, особенное их внимание привлекали чехлы со штативами. Большинство кордонов, представляющие собой палаточные городки в пустыне, вызвали у меня ужас и содрогание. Но были и стационарные кирпичные посты среди пальм и цветущих кустарников. Фотографировать на кордонах было нельзя (хотя очень хотелось!), между кордонами останавливаться тоже было нельзя, поэтому почти весь путь я провела в почти бессознательном состоянии под исключительно красивое пение Корана из динамиков машины
<em>
</em>
Отголоски прошедшей накануне пыльной бури ощущались на всем протяжении то и дело приходилось объезжать песчаные переметы на дороге, стоящее вокруг марево не добавляло радостных оттенков в итак не очень разнообразную палитру пустынных цветов.
Время проезда от одного кордона до другого строго лимитировано. И, судя по всему, информация о нашем передвижении опережала нас: как только мы приближались к очередному кордону, нас там уже поджидали.
Какое путешествие без приключений? Наверное, такое случается редко.)))
В какой то момент в машине, в которой я ехала, стал явно слышаться противный системно повторяющийся звук это сигнализировал датчик уровня топлива. Но водитель нашего джипа демонстративно его игнорировал. Но ровно до того момента, как машина напрочь встала. Пришлось перекачивать топливо из одной машины в другую, что требовало времени. И вскоре мы видим, как к нам на всех парусах несется военная машина. Оказалось, с того кордона, до которого мы еще не доехали и пропустили контрольное время прибытия на него, был выслан патруль с целью установить куда мы пропали. Патруль дождался, пока мы решим свою проблему, и сопроводил нас до самого кордона, где в очередной раз при проверке перевернули верх дном весь наш груз.
Ближе к закату мы прибыли в оазис Сива (Siwa), где в последних лучах солнца успели снять живописные остатки древнего глинобитного города и Гору мертвых (Гебель-аль-Маута) некрополь времен Позднего царства и греко-римского периода. Отсюда хорошо виден оазис, его зеленые сады, озера, полоса пустыни на горизонте
<em> Сива оазис бога Амона в пустыне</em>
Оазис Сива (Siwa) затерянный в великой Пустыне островок жизни, самый удаленный от долины и дельты Нила и самый изолированный из всех оазисов Египта. Он расположен на западе страны, в 50 км от границы с Ливией, во впадине Каттара, уровень которой ниже уровня моря. Как и любой оазис, своим появлением Сива обязана воде: подпочвенные воды, которыми богата восточная часть Сахары, или, как ее еще называют, Ливийская пустыня, прорываются здесь на поверхность многочисленными источниками, среди которых есть и холодная ключевая вода, пригодная для питья и орошения, и теплая и минерализованная.
Не случайно, видимо, древнеегипетское название Сивы Нехт-ам, что означает Земля пальм: главным богатством оазиса и основой процветания его жителей являются финиковые пальмы разных сортов. Но для сиванца пальма это не только плоды. Ее листья идут на кровлю и ограду, стволы целиком или распиленные по длине на перекрытия строений. Пальмовая древесина прочна и долговечна. Из нее делают даже мебель ажурную, легкую на вид, но необычайно тяжелую: такое креслице, повстречавшееся среди руин древнего города, я не смогла сдвинуть с места.
Еще одно богатство и гордость сиванцев оливковые деревья, также благоденствующие в оазисе. Оливки консервируют, солят, маринуют Я не удержалась, и, по совету опытных друзей, купила домой в качестве сувениров пару бутылок оливкового масла, оказавшегося почему-то очень острым! А пакетик фиников, купленных в том же магазинчике, разлетелся с космической скоростью: дочь сказала, что вкуснее этих фиников ничего не пробовала.
Любопытно, что почти никто из жителей Сивы не смущался и не возмущался, увидев направленный в свою сторону объектив моей фотокамеры. Напротив, взрослые нарочито старательно продолжали выполнять свои обычные дела, а приветливые детишки выстраивались рядами, позируя и зажав в кулачке недоеденный (прямо с кожурой) апельсин. Очень сожалею, что не предусмотрела в своем рюкзаке пакетик карамелек для этих улыбчивых рожиц:
В деловом центре оазиса кипит жизнь: здесь рынок, заваленный овощами и фруктами местными и привозными, хлебопекарня под открытым небом, магазины, рестораны, каждый занят своим делом. Сидя, как в партере театра, в тенечке на веранде кафе и потягивая щедро сдобренный свежей мятой приторно сладкий чай можно с удовольствием наблюдать за действием, происходящим на сцене неторопливой и размеренной жизнью сиванцев. Мне кажется, что время здесь остановилось: они неторопливо пьют чай из стеклянных стаканчиков, размером чуть больше наперстка, играют в нарды, по улицам без чьего-либо видимого присмотра вольготно расхаживают козы, много играющих детей.
Сегодня самым распространенным тягловым средством в Сиве (да и не только в ней, а и во всем Египте!) являются ослики, а запряженные в тележки-каруссы они становятся основным транспортным средством.
На первый взгляд ослики кажутся спокойными и послушными, смиренно семенящими по дорогам, таща груженные разной снедью повозки. Но, видимо, это все же оптический обман: я наблюдала, как в стольном граде Александрия ослик тащил свою повозку во встречном потоке машин. Интересно, кто получил большее удовольствие: водители авто, объезжающие ослика, отчаянно сигналящие и, наверняка, матерящиеся на своем местном арабском диалекте, водитель упертого ослики или сам ослик, наслаждаясь многочисленными и явно выраженными знаками внимания к своей трудящейся персоне?
В оазисе Сива имеются два пресных озера, но из-за жаркого климата вода постепенно испаряется, уровень воды падает, а почвы неумолимо засаливаются.
Глиняный кирпич, из которого египтяне в древности строили свои дома, содержит кристаллы соли. Возможно, древний город на холме был бы и поныне обитаем, если бы не каприз природы: в 1926 г. в Сиве три дня шли ливневые дожди, вода растворила соль, и дома рухнули, от них остались лишь живописные руины. И только в нижней части склона, на котором когда-то был построен город, сохранились несколько жилых домов, средневековая мечеть.
Мне было любопытно побывать в этом месте, но, честно говоря, гораздо большее удовольствие я получила от вкуснейшей клубники, которую мне местный народ продавал так же, как и мандарины в Бахарии (!), и от бескрайних просторов великой Сахары, со всех сторон окружившей оазис и о которой я еще расскажу.
Дополнительные источники информации:
Вокруг света (http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1822/, http://egipet.dljavseh.ru/Regiony_i_marshruty/Siva.html.
ДРУГОЙ ЕГИПЕТ
Другой Египет. Часть 1. Филиал Марса на земле
Другой Египет. Часть 2. Белая пустыня
Другой Египет. Часть 3. Сива оазис бога Амона в пустыне
Другой Египет. Часть 4. Рисунки Песчаного моря