Найти тему
АвТОгус

Легендарному купе ŠKODA 110 R, который называли «Porsche из Восточной Европы» исполнилось 50!

На самом деле я немного слукавив в заголовке. Дело в том, что прозвища «Porsche из Восточной Европы» удостоилась одна из модификаций этого купе с индексом 130 RS и ее модификации 180 и 200 RS. Блиставшие на различных допах в Чемпионате мира и Европы по классическому ралли. Но это было уже позднее. А началось все вовсе не в 1970, а на шесть лет раньше, когда ŠKODA начала производство седана 1000 МВ.

В 1964 году ŠKODA начала производство седана 1000 MB. Этот автомобиль, имевший несущий кузов, заднемоторную компоновку и задний привод, ознаменовал собой начало новой технологической эры для чешского бренда. Для выпуска новой модели ŠKODA осуществила масштабные инвестиции в современные производственные мощности и вскоре полностью сосредоточилась на производстве 1000 MB из-за огромного спроса внутри страны и за рубежом. При этом высоким оставался спрос на спортивные автомобили, особенно в странах Западной Европы.

В ответ на пожелания клиентов ŠKODA приступила к разработке новой спортивной модели, которая была призвана изменить представление об имидже чешского бренда, даже несмотря на небольшой запланированный тираж и нишевое позиционирование на рынке. В то время уже полным ходом шла разработка моделей ŠKODA 100/110 L – они должны были стать преемниками седана 1000 MB и получить, в числе прочего, усовершенствованную конструкцию кузова, передние дисковые тормоза и другое оборудование, улучшающее управляемость и безопасность. Одновременно с ними и началось создание двухдверных купе ŠKODA 110 R.

-3

Казалось бы к 70-му 1000 МВ уже порядком устарела. Однако новая модель получила кузов купе, независиму подвеску всех колес, дисковые тормоза спереди и конечно же совершенно невообразимый для соцлагеря кузов - купе. Как признак породистости его выделяло даже отсутствие боковых стоек и рамок на стеклах. Разрабатывать машину, получившую в Чехии прозвище «Эрка», начали в 1966 году и уже в марте 1968 года из ворот завода ŠKODA в Квасинах выехал первый прототип под кодовым названием Š 718 K.

-4

Вот что чехи умели всегда, так это придать автомобилю запоминающийся и неординарный вид. И вот новый автомобиль купе получился совсем не похож на седан. У него была элегантно ниспадающая линия крыши, бОльший угол наклона ветрового стекла, ну и как я уже говорил безрамочной конструкцией дверей. Для того что бы проверить управляемость и максимальную скорость купе отвезли в ГДР, который унаследовал автобаны отменного качества. Именно там автомобиль развивал максимальную скорость, которавя была равно 145 км/ч. Кстати второй прототип, оснащенный двухкамерным карбюратором «Йиков», был готов в марте 1969 года.

-5

Однако первый открытый показ модели 110 R прошел лишь 5 сентября 1970 года на торговой выставке в Брно. Причем чехи постарались и привезли на выставку сразу три экземпляра новой модели. Однако основное признание пришло позднее. когда автомобиль продемонстрировали на автосалонах в Париже, Лондоне и Турине, которые шли последовательно в октябре 1970 года. Нужно заметить, что спрос на небольшие купе в западной Европе был всегда высоким. Но так уж сложилось, что ŠKODA была расположена в социалистическом блоке с его плановой экономикой. Именно поэтому полностью удовлетворить спрос на понравившуюся модель ŠKODA конечно же не смогла. Об этом красноречиво свидетельствуют цифры. Так к концу 1970 года был выпущен всего 121 экземпляр новой модели, а поставки на экспортные рынки начались только во втором квартале 1971 года. После этого чешский бренд сконцентрировал свои усилия именно на зарубежных продажах: из порядка 3 000 автомобилей, произведенных в 1971 году, только 442 было продано через дилера Mototechna, который тогда являлся монопольным дистрибьютором ŠKODA в Чехословакии. Конечно для самих жителей ЧССР этот автомобиль был скорее роскошью, ведь он стоил внушительные 78 000 крон, что на тот момент равнялось примерно 40 средним зарплатам.

-6

Так что же это была за машина? ŠKODA 110 R отличался компактными габаритами: при длине 4 155 мм, ширине 1 620 мм и высоте 1 340 мм колесная база составляла 2 400 мм. Оснащенный масляным радиатором и двухкамерным карбюратором четырехцилиндровый рядный двигатель при рабочем объеме 1 107 см3 и степени сжатия 9,5:1 развивал мощность 52 л.с. (38 кВт), а масса автомобиля составляла всего 880 кг – купе получилось весьма динамичным для своего времени. Блок цилиндров, а также корпус четырехступенчатой коробки передач располагались за задней осью и были изготовлены из литого алюминия по запатентованной ŠKODA технологии. С радиальными шинами размерности 165 SR 14 купе 110 R развивало 145 км/ч, а разгон с места до 100 км/ч занимал 19 сек. Тормозная система с двумя контурами, дисковыми механизмами на передних колесах и барабанными на задних обеспечивала неплохое замедление.

-7

Сами тормоза изготавливались в ŠKODA по лицензии английской компании Dunlop. Поскольку развесовка автомобиля составляла 43:57 в пользу задних колес, купе имело отличное сцепление ведущих колес с дорогой. Средний расход топлива равнялся 8,5 л на 100 км, а объем топливного бака, который, кстати, был спереди – 32 л. Под передним капотом у 110 R располагался багажник объемом 250 л; кроме того, позади сидений было еще одно место для багажа объемом 120 л с быстрым доступом из салона.

Что касается салона, то передняя панель с пятью круглыми приборами изначально была выполнена из дерева, а позже сменилась черной матовой отделкой. Два прибора были большего размера, а три небольшие. За рулевым колесом перед глазами водителя располагался крупный тахометр с красной зоной, начинающейся с 5 750 об/мин, и рядом спидометр такого же размера. Еще три прибора поменьше находились по центру передней панели: слева направо на ней были размещены индикатор давления масла, указатель температуры охлаждающей жидкости и указатель уровня топлива. Рулевое колесо имело две перфорированные металлические спицы, которые сходились к ступице с надписью ŠKODA в центре. Базовое оснащение 110 R включало передние анатомические кресла, которые при складывании открывали доступ к двум сиденьям второго ряда (автомобиль был сделан по схеме 2+2).

-9

За более чем десять лет своего выпуска с 1970 по 1980 год, ŠKODA 110 R претерпела целый ряд небольших технических изменений, что с учетом постоянных обновлений внешности обеспечивало модели конкурентоспособность на протяжении всего жизненного цикла. С января 1973 года купе стало оснащаться четырьмя фарами спереди, две из которых усиливались небольшими противотуманными фарами. Передние сиденья были дополнены подголовниками, а 14-дюймовые колесные диски были заменены более маленькими с шинами размерностью 165 SR 13 с пластиковыми колпаками: именно в таком виде легендарное купе выпускалось вплоть до конца производства.

-10

Как я уже писал выше в Западной Европе всегда любили небольшие машины со спортивным характером. Поэтому появление компактной спортивной модели ŠKODA вызвало немалый энтузиазм у автомобилистов по всему миру – 110 R пользовалась впечатляющим спросом за рубежом. И пусть первоначально компания не могла удовлетворить запросы потребителей из=за железного занавеса. То уже к 1973 году практически все модели поставлялись за рубеж. Экспорт достиг 93% из примерно 6 000 произведенных автомобилей. На следующий год объем выпуска немного вырос до 7 500 экземпляров. Начиная с сентября 1972 года, ŠKODA начала производить версии с правым расположением руля – и уже спустя три года, 2 371 автомобиль (36%) от всего выпуска, был экспортирован в Великобританию. Модель 110 R поставлялась даже в такие страны, как Новая Зеландия, Кувейт и Никарагуа.

-11

Для этого что бы подогревать спрос на ставшее популярным купе ŠKODA было принято решение выставить специально подготовленные модели на международные соревнования. Нужно заметить, что спортивные машины построенные на базе 110 R добились определенных успехов в ралли и шоссейно-кольцевых гонках.

-12

Первоначально, а именно с 1973 года гонщики на ŠKODA начали выступать на модифицированных серийных автомобилях. Чуть позже чешский бренд представил гоночные 180 RS и два экземпляра 200 RS. Прототипы, создатели которых черпали вдохновение в серийных заднемоторных купе, дебютировали на ралли Barum в июне 1974 года. Эти гоночные модели имели двигатели с верхним расположением распределительных валов объемом до 2 л и пятиступенчатые механические коробки передач производства Porsche. Кроме того, на задней оси была новая подвеска с продольными рычагами, которая обеспечивала еще лучшую управляемость.

-13

А уже весной 1975 года появилась и легендарная модель ŠKODA 130 RS, которая стала одним из самых успешных гоночных и раллийных автомобилей конца 70-ых и начала 80-ых в классе до 1 300 см3. При ее создании инженеры слегка изменили структуру кузова 110 R и добавили каркас безопасности. Крыша, наружные панели дверей и крышка багажника были сделаны из алюминия, а крылья и крышка капота изготовлялись из стеклопластика. Благодаря продуманной облегченной конструкции автомобиль весил всего 720 кг, что позитивно сказывалось на управляемости. Четырехцилиндровый двигатель объемом 1,3 л имел систему смазки с сухим картером и два двухкамерных карбюратора Weber – все это обеспечивало мощностью 130 л.с. (96 кВт). Гоночная версия ŠKODA 130 RS могла разогнаться до 220 км/ч. Модель, быстро получившая прозвище «Porsche из Восточной Европы», в 1981 году выиграла «Кубок производителей» в чемпионате Европы по шоссейно-кольцевым гонкам (European Touring Car Championship). А победный «дубль» на ралли Монте-Карло 1977 года сделал 130 RS одной из самых успешных гоночных моделей в своем классе.

-14

Интересно, что купе продержалось на конвейере долгих десять лет. И к 30 декабря 1980 года на заводе ŠKODA в городе Квасины было выпущено 57 085 экземпляров купе 110 R.

-15

Да, это не Alfa-Romeo или Lancia, но тем не менее сохранившиеся до наших дней экземпляры сейчас очень высоко ценятся у коллекционеров и стабильно растут в цене. Интересная деталь. Инженеры ŠKODA не стали почивать на лаврах, и менее чем через год, а именно в сентябре 1981 года в Квасинах начался выпуск преемника 110 R – ŠKODA GARDE. Новая модель, базирующаяся на агрегатах седана ŠKODA 105/120, была разработана с учетом гоночного опыта: в частности, она получила более точное реечное рулевое управление. С весны 1982 года GARDE выпускалась на заводе BAZ в Братиславе. А с 1984 по 1990 года ŠKODA производила двухдверную модель RAPID. Этот автомобиль мог разогнаться до 150 км/ч и продолжил традиции чешских купе, начатую в 1970 году моделью 110 R. В максимальной комплектации ŠKODA RAPID оснащалась четырехцилиндровым двигателем объемом 1,3 л и пятиступенчатой коробкой передач.