Электрические автобусы, получаемые энергию за счёт подключения к контактной сети или более привычные нам троллейбусы, насчитывают богатую историю, которой более ста лет. Сегодня многим кажется, что этот вид транспорта морально устарел и постепенно уходит в историю. Однако, современные троллейбусы идут в ногу со временем, как в плане комфорта и дизайна, так и в плане маневренности и безопасности. Швейцарские, итальянские, китайские, чешские, венгерские и многие другие троллейбусные системы современности этому доказательство.
Но, стоит отметить, что в хронологии развития и эксплуатации электрического транспорта в разных странах, преимущественно развитых, уже был период, когда троллейбус уходил в историю, а где-то навсегда. Случалось это, в основном, по причинам нефтяного бума и процесса автомобилизации, начиная с середины 20 века и преимущественно в 60-70-е годы.
Однако, если представить, что в каком-нибудь европейском городе по улицам ездили троллейбусы, например, в Мюнхене, Париже или Стокгольме, то не возникнет удивления. Скорее посетит странное чувство, что этот транспорт там сейчас снова не планируют возобновлять. Тем не менее, расскажу сейчас про пять городов мира, по улицам которых ездили троллейбусы и смотрелось это скорее экзотично и довольно необычно. Закрыты они были по разным причинам, далее подробнее расскажу.
1. Катманду, Непал.
Столица Непала - город Катманду, наверное, один из тех городов, который вызовет у туриста культурной шок, особенно если он родом не из Азии. Город сумасшедшего движения на дорогах, беспорядочной паутины электрических проводов на улицах, блеска и нищеты, грязных по-азиатски улиц и тротуаров и гармонично со всем этим уживающихся местных жителей.
Колоритная азиатская столица расположилось в стране, где находятся самые высокие в мире горы и случаются землетрясения, последствия которых видны и по сей день.
В общей сложности, 31 год по улицам Катманду курсировали троллейбусы, прекратившие своё существование в ноябре 2008 года. Окончательное закрытие произошло через год, объявленная причина – нерентабельность предприятия.
Троллейбус в Катманду был открыт в 1975 году за счёт сил Китая, туда же поставлялись китайские машины, переоборудованные под левосторонние двери. Система изначально охватывала пригороды, но в силу финансовых трудностей позже была урезана более чем в два раза и охватывала лишь сам город.
Сегодня некоторые единицы подвижного состава можно увидеть на территории депо.
2. Кабул, Афганистан.
Про культуру Афганистана, а также про его политические и национальные особенности, думаю, знают многие. Честно говоря, сегодня действительно очень странно представить, что не так давно по улицам Кабула ездили новые троллейбусы чешского производства и перевозили пассажиров.
Троллейбусы поехали по улицам города в 1979 года, сеть была построена Чехословакией, а в дальнейшем увеличена за счёт самих афганцев. В связи с совершенно бесхозяйственным отношением к технике и инфраструктуре, а затем и по причинам национальных конфликтов, в 1992 году троллейбус прекратил существование. Машины, как и контактная сеть особо не ремонтировались, поэтому их состояние являлось малопригодным для эксплуатации.
На данный момент заброшенные троллейбусы ещё находятся на территории депо, вроде как даже есть планы по восстановлению, но лично мне верится в это с трудом.
3. Ханой, Вьетнам
Троллейбусная сеть столицы Вьетнама открылась в декабре 1986 года и проработала всего 7 лет. Появились троллейбусы в связи с постепенными закрытиями трамвайных маршрутов, функционирующих в городе аж с 1900 года.
Самое забавное, что поставка единиц техники напрямую ниоткуда не осуществлялась, троллейбусы делались в кустарных условиях, являясь переделками грузовых автомобилей и иных транспортных средств. Систему, как и в случае с предыдущими двумя городами довели до удручающего состояния, троллейбусы ездили со скоростью менее 20 км/ч, особо не ремонтировались и не красились. Спустя три года после полного закрытия трамвайной сети прекратили существование и троллейбусы, проработав до июля 1993 года.
4. Цхинвал, Южная Осетия
Переместимся в более близкие края, а точнее на территорию бывшего СССР, где в составе Грузинской ССР на территории Юго-Осетинский автономной области функционировала троллейбусная система с 1982 года по 1990-й.
В городе работал один маршрут, троллейбусный парк отсутствовал. На маршруте работали, в основном, три троллейбуса, ночью они отстаивались на площади у вокзала.
Ликвидация сети произошла в связи с вооружённым конфликтом 1990 года. Спустя 9 лет были предприняты попытки восстановить движение, однако этого не произошло. А ещё спустя 9 лет город попал в очаг нового вооружённого конфликта.
Сложно сказать, просуществовала бы троллейбусная сеть до наших дней, если бы не конфликты. Все системы Грузии закрылись до 2010-го года, при этом троллейбусная система Сухума работает по сей день, хотя движение в период конфликта 1992-1993 года было закрыто. В соседнем Владикавказе троллейбус был ликвидирован.
Не случись бы войн, думаю система до сегодняшних дней, скорее всего, всё равно не дожила.
5. Доброполье, Украина
Пятёрку лидеров замыкает сегодня небольшой шахтёрский городок в Украине, где почти 43 года работали троллейбусы на двух маршрутах.
Стоит отметить, что для Украины даже в современных условиях не характерно закрытие троллейбусных систем. Как правило, этому способствовали очень веские причины. Даже после вооружённых конфликтов на Донбассе многие системы продолжили работать дальше.
Система Доброполья была построена силами шахтёрского предприятия в 1968 году, и долгое время развивалась, а длина сети увеличивалась. В начале двухтысячных началось сокращение сети и остался один маршрут, проработав до марта 2011 года, с перерывом в один год после 2008-го.
Троллейбус предназначался для подвоза людей к шахтам, ездил по грунтовым дорогам среди луж и частного сектора, но всё-таки прекратил своё существование в силу нерентабельности и отсутствия должного содержания хозяйства.
Город был занесён в «Книгу рекордов Гиннеса», как самый маленький город, где есть троллейбусное депо.
На этом пока всё. Думаю, я подобрал самые экстравагантные примеры, при этом ориентируясь и на то, что системы закрылись не так давно.
Подписывайтесь на канал, тут лучшее из мира фотопутешествий и транспорта.