Найти тему
Загорские истории

Артель матрёшечников начала 90-х. Часть первая

Начало - читайте здесь.

Иностранец тогда в город попер косяком, да ещё и таким жирным, и так много их было, что поначалу матрёшек, да и сувениров, на всех не хватать перестало.

Иностранцы, ещё в Советское время, в городе диковинкой не были. Их привозили автобусами на Красногорскую площадь и сразу вели на экскурсию в Лавру. Могли их привести в магазин для иностранных граждан с названием "Берёзка", что располагался в торговых рядах на Красногорской площади. Там они покупали и матрёшки, и прочие сувениры. Потом - обед в ресторане "Золотое кольцо", ну а потому в автобус и дальше, согласно установленным распорядкам. Водили иностранцев строго определёнными тропами, отклоняться от которых было нельзя.

Общение было с ними запрещено. Следили за этим строго. Тех, кто попадался - наказывали строго. Тогда что только не придумывали, чтобы у иностранцев хоть выменять хоть что-то, например брелок или жевательную резинку..

Вот, кстати, фотография, что отражает дух того времени, середины и конца 80-х. Парень, что засунул руки в карманы, уж очень похож на того, кто ждёт очередную группу иностранцев. Держит точку, что называется.

Магазин "Берёзка" в конце 80-х годов
Магазин "Берёзка" в конце 80-х годов

И настало время свободы. Разрешили торговать, причём никаких документов не требовалось. И раскинулось на склоне Красногорской площади торжище, как в старые, добрые времена.

Теперь иностранцы, после экскурсии по Лавре, шли на площадь - купить разных сувениров. Магазин "Берёзка" опустел.

Первым делом пропали все матрёшки в магазинах, скупили под чистую. Потом почесали затылки, поняли, что и сами можем, и можем даже лучше. Мы ж народ ловкий, сообразили, что к чему, и наладили в тогда ещё Загорске мощное производство на дому. Если уж на чистоту, то тогда вдруг все стали художниками.

Люди приходили утром, раскладывали столики, выставляли сувениры, матрёшки и, как говорят, пошла торговля. В то время, в перестройку, в конце восьмидесятых, СССР стал безумно популярным на Западе. Перестройка, водка, медведь, балалайка и матрёшка – казалось, только это и знали про нас капиталистические иностранцы. Ну и спрос вырос на все сувениры. Ну а раз есть спрос, то будет вам и предложение.

Мы тогда долго искали токаря хорошего, чтоб прямо под нас всё делал. Сами попытались как-то в гараже на станке выточить, но поняли - нам, чтобы правильно всё делать, учиться надо и опыта набираться. А времени тогда не было, летело оно быстрее быстрого, не прошляпить бы всё. Но нашли мы мастера, договорились с ним. Заезжали к нему в начале недели, забирали всё, что он выточил и вперёд, к высотам художественной красоты.

Торговля матрёшками у Лавры
Торговля матрёшками у Лавры

Из всех нас художником был только один, вернее - одна, с образованием, всё как положено. И рисовать плохо она ну просто не успела. Вот что в руки не попадёт, так шедевр получается. Ну, мы так думали, хотя и от правды недалеко.

Вот вроде простое дело - платок у матрёшки. Что тут выдумывать? Рисуй себе цветочки и будет всё хорошо. Ан нет, на каждой матрёшке рисунок у неё был свой, особенный. Но вот выстроишь их в ряд, а они друг с другом перекликаются, лаком сияют. Да ещё и лица такие добрые, душевные. И сюжеты придумывала такие, что дух захватывало. То под Палехскую роспись сделает, то под Гжель, а то и Жостовские подносы держат, и каждый поднос уникальный. А бывало, что и сама такое придумает, что и не сразу сообразишь, что за стиль. В общем, красиво и очаровательно, да к тому же ещё и душевно.

Вот мы и воодушевились. Такой у нас мастер, что будем шедевры рисовать, а покупатель как подойдёт, обалдеет от красоты и купит всё у нас за много долларов. Но в первый день торговли постигло нас разочарование. Оно, конечно, да. Все подходили, ахали и охали, цокали языками, узнавали цену и, покачав головами, шли дальше. Подходили к соседям, у которых на столиках были и матрёшки из магазинов, и так себе сделанные, и брали аж несколько штук. Что-то было не так в нашем бизнесе. У нас красота, мастерство, игрушка с любовью сделана, а они берут всякий хлам.

Сели мы как-то вечерком, покумекали и решили. Оно конечно да, красота спасёт мир, но и жить то тоже надо. Вспомнили, кто и что продаёт, и решили так. Будем делать ширпотреб, раз берут, а красоту необычайную делать будем, а продавать только за очень дорого.

Второй наш художник в нашей артели был талантлив не менее, но – без соответствующего образования, что ему совсем не мешало. Да ещё и взгляд у него на происходящее мрачноватый был. Но тут он сказал, что надо отринуть вот это вот всё и рисовать так, как того требует покупатель. Ну и тогда нам все уши прожужжали, что всё диктует рынок. Коль так, решили мы, пусть диктует. И стали гнать ширпотреб, но стиль старались соблюдать, всё ж таки себя уважали и если уж и халтурили, то слегка.

И вот два художника взялись за дело. Я же ответственным был за то, чтобы лак на матрёшки ложился ровным слоем и блестел ярко, насыщая светом яркие краски.

Постепенно постигал и я «основы мастерства», со временем доверили мне наносить фон, ну и так, по мелочам что сделать. Главное, чтобы линии были ровные.

А на выходных выходили мы со своим товаром выходили на Красногорскую площадь и осваивали науку честной торговли.

Но были мы не такие меркантильные и алчные, как можно подумать. Искали мы и хороших мастеров, которые принципиально ширпотреб не делали. Покупателям объясняли, что здесь изображено, какой стиль и прочее. Мы много чего знали, в искусстве разбирались. Потому и могли объяснить иностранцу, что коль скоро он хочет не просто сувенир, а украшение своего дома, настоящую память о России, то вот надо это брать. Да, пусть и дороже, но сюжет, стиль, цветовая гамма, всё это вместе – шедевр. Нам удавалось.

Ну а через пару месяцев стало нам тесновато на Красногорской площади. К тому времени уже возник вернисаж, стихийный и буйный, раскинулся он в Измайловском парке. И перебрались мы туда. Но это уже другая история, которую мы обязательно расскажем, чуть позже.

Расскажем мы чуть позже и про историю возникновения матрёшки, узнаем, насколько обоснована японская версия происхождения, да и много ещё чего интересно.