"Пушкинский студгородок. Построен 1932 -35гг, снесен 1971-72гг.
Исчезнувший памятник социализма - сроком жизни в сорок лет. Оставивший только воспоминания в текстах, фото и умах его исчезающих обитателей". Владимир Федоров делится воспоминаниями об "исчезнувшем памятнике социализма - сроком жизни в сорок лет".
Их было всего 28 домов-бараков, по 32 комнаты в каждом. Заселились в них семейные, холостые студенты и строители временно - как в общежитие, а для многих получилось на всю оставшеюся жизнь, потому что их жизнь была укорочена, и спрессована временем перемен.
Это был особый тип студгородка, возведенный для будущих строителей коммунизма. Его обитатели затем для своих детей и внуков создали основательные общежития Московского Государственного Университета и многое другое, но в то время, их жизнь была похожа на жизнь эвакуированных, вырванных из своих далеких городов, сел и деревень.
Вот воспоминания одного из первых поселенцев городка, известного ученого-астрофизика Иосифа Шкловского:
«Память высвечивает далекие студенческие годы, когда я, двадцатилетний, вчера еще дикий провинциальный мальчик - а ныне - студент физического факультета МГУ, живу в заброшенном, вполне похожем на знаменитую "Воронью слободку", общежитии в Останкино. Собственно говоря, это целый студенческий городок, состоящий из пары десятков двухэтажных деревянных бараков. Теперь я, конечно, понимаю, что это было редкостное по своей убогости жилье. Так называемые удобства находились за пределами бараков и были выполнены в традиционном российском вокзальном стиле. До сих пор содрогаюсь, когда вспоминаю эти "домики", особенно зимой, когда существенным элементом их "интерьера" были специфического состава сталагмиты...»
По всей видимости, это был один из первых проектов студенческих общежитий в виде барачного городка, задуманных на короткое время и построенных на скорую руку. Для приехавшей в Москву учащейся молодежи, не имеющей «ни кола, ни двора», при постоянном безденежье и нищете этот городок был спасеньем и транзитным вокзалом в будущую жизнь. Создатели, отвечая духу времени, заложили в городок много полезных, как они полагали, облегчающих жизнь служб.
Дешевая столовая, торговая точка, крошечная амбулатория на 30 кв. метров, повсеместные склады по всему городку - под общественные дрова для комнатных кирпичных печек. Спортинвентарь, выдаваемый любому, имеющему прописку в городке. Удивительные демократичные общественные туалеты на 6+6 мест, с прилепившимся к ним выгребным ящиком для помоев. Детский сад, как отделенная нижняя половина одного из первых бараков. Гараж под два грузовика, для подвозки инвентаря и различных грузов, необходимых в любой хозяйственной организации людей. Естественно, домоуправление и почта, также находящиеся в одном из барачных помещений. Множество спортивных площадок, почти у каждого барака, - под волейбол, турники, городки.
Возведенные чуть позже две семилетние школа с торжественной площадкой для приема в пионеры и участком для школьного природоведения, и, конечно, библиотека с читальным залом в старой избе, сооруженной, по видимости, еще в позапрошлом веке.
После войны многие не вернулись, и заселялся уже другой народ. Такой городок уже было трудно назвать студенческим, он становился обычной мещанской слободкой на окраине Москвы. Обыкновенные семейные граждане вернувшиеся с фронтов и работающие в этом районе получали освободившиеся скромные жилища в виде одной 16-метровой комнаты с печкой, с лимитом на электричество и талонами на покупку дров.
Объединяла этаж возникшая произвольно вдоль стен длиннущего коридора общая кухня - с шестнадцатью кухонными столами и соответственно помойными ведрами. Местом случайных встреч жильцов барака была водная общественная колонка на улице и открытое всем ветрам и всем страждущим отхожее место в виде необычайного высокого домика на дворе, с пристроенной помойкой, постоянно опорожняемой и загружаемой.
Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru