Архитектура средневековой Японии. Золотой павильон - Кинкакудзи

383 прочитали

Когда на территорию японских островов начал проникать буддизм из Китая, то вместе с этим вероучением в страну были привнесены и основные архитектурные формы, культового назначения. Повсюду начали строиться па́годы и храмовые комплексы. Принцип конструкции строений был таким же, как и в Китае (подробнее вы о них можете узнать из этой статьи).

Монастырский комплекс Хорюдзи
Монастырский комплекс Хорюдзи

Характерной чертой японской архитектуры стало бо́льшее (по сравнению с оригиналом) тяготение к ансамблевым застройкам. Это выражалось в создании храмовых комплексов, в которые обязательно включались пагода (одна или две), храм (их тоже могло быть несколько), хозяйственные постройки, павильоны, ландшафтный парк или сад. Принципы планировки таких ансамблей были также заимствованы в Китае.

Монастырь Бёдоин
Монастырь Бёдоин

Их территория, огороженная по периметру стеной, и все постройки на ней, в плане имели прямоугольную (квадратную) форму и были строго ориентированы по сторонам света. Таковы храмовые ансамбли монастырей Хорюдзи, Бёдоин, Тодайдзи и др.

Монастырь Тодайдзи
Монастырь Тодайдзи

Таким же образом строились и дворцы-резиденции Японских правителей - императоров и сёгунов.

Примером удивительного архитектурного синтеза дворцовой, самурайской и буддийской архитектуры стал всемирно известный храмовый комплекс Рокуон-дзи ("Храм оленьего сада") в Киото. И даже не весь он, а одно из его строений - Кинкакудзи или Золотой павильон. 

Кинкакудзи - Золотой павильон.
Кинкакудзи - Золотой павильон.

Комплекс построил в самом конце XIV века сёгун Асикага Ёсимицу - третий правитель сёгуната Муромати. (Надо сказать, что личность эта была весьма интересна. В частности, он во многом повлиял на становление ставшего классическим жанром японского театра Но).

Здесь он устроил нечто подобное правительственной резиденции. И, разумеется, она должна была быть не менее роскошна, чем дворец императора. Эта резиденция получила название дворец Китаяма (китаяма-доно) - «Дворец северных гор».

Сёгун Асикага Ёсимицу - третий правитель сёгуната Муромати.
Сёгун Асикага Ёсимицу - третий правитель сёгуната Муромати.

Его главным украшением стал Золотой павильон. Такое название не случайно - два, из трёх его этажей, действительно были полностью покрыты сусальным золотом. Однако это не делает здание помпезным и тяжеловесным. Благодаря открытой деревянной террасе первого этажа, и постепенно уменьшающимся объемам верхних помещений, павильон кажется почти парящим и удивительно лёгким.

Кинкакудзи - Золотой павильон.
Кинкакудзи - Золотой павильон.

Это впечатление дополняется "крыльями" крыш, поднимающимися на углах вверх, и золотой фигуркой феникса. Этот символ пришёл в Японию из Китая, где он связывался с представлениями о возрождении и перерождении.

Кинкакудзи - Золотой павильон.
Кинкакудзи - Золотой павильон.

Внешне, весь квадратный объем дворца выглядит единым и лаконичным. Однако внутри посетителей ждёт своеобразный сюрприз. Интерьеры трёх этажей, словно представляют нам японскую архитектуру разных эпох и стилей:

  • так помещение первого этажа - «Зал воды закона» - выдержан в стиле дворцовых строений времён аристократической культуры Хэйан;
  • второй этаж именовался «Пещера звуков прибоя», и выглядел, как жилище самурая;
  • пространство третьего этажа, получившее название "Вершина Пустоты", являл собой подобие скромного убежища буддийского монаха дзен. Здесь хранились реликвии - мощи Будды.
Можно сказать, что такой синтез в интерьерах Кинкакудзи, подобен сплаву религиозно-философских учений средневековой Японии, о котором я писала ранее. Каждый из этажей являет один из аспектов мировоззрения японцев - первый - синто (с культом императора, как представителя божественной династии, и главного жреца), второй - бусидо, и третьй - дзен-буддизм.

Золотой храм отражается в спокойных водах озера Кекоти, название которого так и переводится – «озеро-зеркало». На его глади расположено несколько островов, с растущими на них соснами. То там, то здесь видны каменные гряды и валуны.

Кинкакудзи - Золотой павильон с озером Кекоти.
Кинкакудзи - Золотой павильон с озером Кекоти.

Весь этот пейзаж можно рассматривать символически. Водная гладь - это житейское море, которое нужно преодолеть, чтобы достичь буддийского рая - островов. Там верующих ожидает вечность, символом которой является вечнозеленая сосна. В преодолении всех невзгод и соблазнов мирской жизни поможет стойкость и непреклонность духа - камни и валуны. В водах озера водятся карпы. Эти рыбы по представлениям японцев являют собой образ мужественности, целеустремленности и бесстрашия перед лицом смерти.

Кинкакудзи - Золотой павильон.
Кинкакудзи - Золотой павильон.

Этот искусственно и искусно созданный ландшафт должен был вызывать у зрителя целую цепь ассоциаций. Такую же, которую рождает японская поэзия и живопись дзен. Зеркальные воды озера словно буддийское Ничто, Пустота, Неизменное, в котором зарождается, формируется, и куда, в результате, погружается наше осязаемое, быстротекущее Всё.

На старости лет Асикага Ёсимицу, устав от политики, решил посвятить себя религиозному служению, и передав бразды правления государственными делами сыну, ушёл на покой. Свой тихий досуг он проводил в этом прекрасном строении, окружённом тихим садом с озером.

Кинкакудзи - Золотой павильон.
Кинкакудзи - Золотой павильон.

После смерти Асикага Ёсимицу, его сын выполнил желание отца и дворец Китаяма был преобразован в буддийский монастырь - Рокуон-дзи.

А ещё через некоторое время, по воле внука Ёсимицу, на другом конце Киото был возведён подобный павильон, названный Серебряным - Гинкаку-дзи.

Гинкаку-дзи - Серебряный павильон
Гинкаку-дзи - Серебряный павильон

Из всего дворцового комплекса, некогда построенного Ёсимицу, сохранился лишь Кинакудзи. Однако то здание, что мы видим сегодня - это точная копия той средневековой постройки. Дело в том, что Золотой павильон разрушался несколько раз за время истории своего существования. Природные катаклизмы и войны не щадили его. А в 1950 эта жемчужина японской средневековой архитектуры стала жертвой фанатичного монаха, который, подобно Герострату, сжёг здание до тла.

По сохранившимся архитектурным планам и фотографиям в 1955 году Кинакудзи был восстановлен. Окончательная же реконструкция завершилась лишь в 2003 году, когда была восстановлена крыша павильона.

Кинкакудзи - Золотой павильон.
Кинкакудзи - Золотой павильон.

Нужно сказать, что бережное отношение японцев к своему наследию проявляется во всём. Благодаря ему мы можем увидеть немалое число великолепных архитектурных построек древности, иногда сохранившихся ещё с тех пор, но чаще восстановленных уже в новое время, и сегодня.

Следующую статью я посвящу средневековым замкам самураев. Не пропустите :).

Если вам понравилась статья, то не забудьте поставить лайк, и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете различные материалы о мировой культуре, а также о культуре средневековой Японии:
Как японцы видят мир. Особенности традиционной японской культуры.
Немного японской истории. Периодизация культуры.
Во что верили японцы. Синто.
Дзен и бусидо, или, во что верили японцы.
"Записки от скуки". Или как развивалась литература в средневековой Японии.
"Как сказать в чём сердца суть?..." О японской классической поэзии.
Архитектура средневековой Японии. Золотой павильон - Кинкакудзи.
Японская средневековая архитектура. Замки самураев.
Японский сад.
Традиционный японский дом
Японская чайная церемония - тя-но-ю
Икэбана - философия и искусство.
Ямато-э - живопись Страны восходящего солнца.
Cуми-э (суйбоку-га) - живопись через призму дзен.
Укиё-э - японская гравюра.
Японская средневековая скульптура. От буддийского канона к нэцкэ.
Традиционная японская музыка - гагаку.
Японский театр Но.
Театр Кабуки - экстракт японского "национального духа".

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.