Здравствуйте, уважаемые читатели. Очередь исторического обзора на канале. Сегодня я бы хотел поговорить на тему права Древней Руси. Статья носит познавательный характер для самого широкого круга читателей. Постараюсь излагать материал максимально доступным языком и не грузить читателя специальными терминами отдельных правовых институтов ( правового статуса лиц, права собственности, обязательств, публичного права и т.д.).
Побудительными мотивами написания данной статьи стали многочисленные посты в тематических сообществах социальных сетей, на сайтах и т.п. В них, в приукрашенном виде, подаются традиции, обычаи (в том числе и правовые) древних славян. Особенно дохристианского периода. Мол и справедливые они были и жили, примерно как коммунары будущего, в произведениях советских фантастов. А потом пришло христианство и всем славянам стало плохо.
Прошу понять меня правильно, никакой войны с современными неоязыческими (родноверскими) представлениями я не веду. Наше время хорошо тем, что можно выбирать себе идеал по собственному желанию. Хочешь в родноверие, христианство, атеизм, научный коммунизм. Да во что угодно. Просто я люблю историю. Хоть и не имею профильного исторического образования, в меру своих сил пытаюсь рассказывать читателю о Древней Руси.
Что такое право, как его понять обычному человеку, не являющемуся юристом и не изучавшему основы права в вузе, обучаясь другим профессиям?! Мы покупаем квартиру, составляем договор (скорей всего в современных условиях это делает риэлтор), платим продавцу, топаем с этим договором к нотариусу, а затем регистрируем в государственном регистрационном органе. Или нарушаем ПДД и получаем штраф. Правила покупки квартиры и условия наказания рублем за превышение скорости на дороге описаны в правовых документах (нормативно-правовых актах). Эти документы принимают разного рода депутаты, подписывает Президент, глава субъекта Федерации, мэр (законы) или издают чиновники (Постановления Правительства, министерств и т.д. и т.п.). Данные правила обязательны для выполнения всеми (ну, в идеале). Существует множество всяких суровых органов и служб, следящих за тем, чтобы они выполнялись. А если есть какой-то спор или подозрение на нарушение правил (правонарушения) существуют правоохранительные органы, суды, трудовые комиссии и пр. Все эти чиновники, суды, прокуроры, депутаты, Президент и т.п. составляют особую часть Общества – государство. Государству мы делегируем право устанавливать правила и следить за из выполнением (опять же, в идеале). То есть нормы права, право – это система общеобязательных для всех норм, установленных государством.
Для чего я так длинно написал про современное право? Чтобы читателю стал понятен контраст между нами и нашими предками. Никакого такого государства и специальных, уполномоченных лиц у них не было. Люди жили сообществами кровных родственников (родами). Совместно обрабатывали землю, ловили рыбу, пасли скот, охотились. Все вопросы решались у них по старинке, как принято было у отцов и дедов. То есть обычаем. По обычаю делили урожай, наказывали преступников, женились и т.п. Потом, через много веков, ученый люд назовет такой способ решения вопросов обычным правом.
Шли годы и даже века. Расселившиеся на огромном пространстве Восточной Европы славяне множились. Рода стали составлять племена. Мелкие племена объединялись в союзы племен. Селения укрупнялись. Стали появляться села, в которых несколько родов живут вместе. Они перемешиваются и составляют большие поселения соседей, не всегда связанных кровных родством. Обычаи нескольких родов взаимодополняются. Возникает соседская община. Она, все так же совместно, держит хозяйство. Возникают совсем большие села, города. Появляется необходимость содержать специальных людей, которые смогли бы оборонить племя и союз племен от соседей или залетных конных парней из степи. Эти люди не сеют и не пашут, они постоянно наготове. Дружина во главе с князем. Каждое село и городок посылают князю и дружине провиант, оружие, лошадей и все остальное необходимое. Очень быстро князья и их дружины становятся из обычных мужей, по статусу не отличимых от пахарей, людьми привилегированными. Само собой, князь и дружина стали зорко следить чтобы все необходимое (и даже чуть больше) с городков и сел поступало к ним исправно. Это были зачатки того, что ученые будущего назовут феодальной эксплуатацией. Данные явления проистекали без вмешательства христиан, чужеземцев и т.п. публики, в чисто славянских условиях жизни. А где же здесь право? Спросит читатель. Терпение, переход от обычая к писанному праву уже близок.
Племена объединялись в крупные союзы, уже почти раннефеодальные государства, сравнимые по территории с какой-нибудь современной Чехией или Македонией. И тут, на севере, в Новгородской земле, появились люди, которых звали русь (русы, русины). Они быстро покоряют Смоленск, Киев и ставят под свой контроль торговый путь из варяг в греки. За небольшой промежуток времени князья Рюриковичи (Рюрик, Олег, Игорь, Святослав, Владимир) покоряют все восточнославянские союзы племен (лишь вятичи упорствуют до начала 12 века). Они смещают местных князей и дружинников и берут функции обороны (а значит и собирания плюшек) на себя. Столица этих людей Киев растет. Растет дружина.
Кроме чисто военно-политических трансформаций и появления Древнерусского государства (или Киевской Руси), параллельно происходят другие изменения. Как на дрожжах растут города, торговля, ремесла и т.п. Обычаи маленьких родов и племен не могут удовлетворять нужды большой страны. Как же так, жили себе жили и тут вдруг начался рост всего и эксплуатация?! Не иначе, христиане все порушили и сочинили. Еще лет тридцать назад, китайцы гоняли воробьев по улицам и плавили металл в деревенских печах. А сегодня уже замахиваются на Лунную программу в космосе. Так бывает.
Вернемся к праву. Первые упоминания на общие для всей Руси узаконения ученые находят в 10 веке. На Закон Русский ссылаются русичи в договорах с Византией. В 11 веке князь Ярослав Мудрый составляет Правду Русскую, первый доподлинно известный отечественный правовой документ.
Я не буду здесь приводить анализ правовых норм Русской Правды. Говорить про его казуальный характер. Расписывать особенности частного и публично права. Кто в теме, возможно знает о всем этом лучше меня. А для широкого круга читателя не так важны тонкости, на которые обратит внимание правовед.
Я хочу заострить взгляд на изменениях древнерусского общества, отраженных в Русской Правде.
Во-первых, хоть Русская Правда и основана на обычаях старины, обычного права восточных славян, она главным образом отражает новые веяния. Того, что не было в родовых, соседских и племенных центрах старого времени. Нормы Русской Правды регулировали торговые и экономические вопросы новых центров – городов. Купля – продажа, заем, собственность и т.п.
Во-вторых, в Правде много внимания уделено факту неравенства русичей. Их правового статуса. Юридически закрепляется статус князя, бояр, дружинников и всех остальных. Живущие на земле пахари - смерды, обязаны платить или князьям или оседавшим на землю сподручникам князей, боярам (старшим дружинникам). В массе своей, земледельцы были еще свободными людьми. Живущие в общинах, они продолжали платить князю и боярину как в старину своим племенным князьям. На прокорм войска и князя. Но уже вовсю растет фонд земли в частной собственности князей и бояр. На этой земле трудятся смерды, попавшие в долговую зависимость от верхушки – закупы. Или холопы, лично несвободные, на положении рабов.
Если появление князей и дружинников профессионалов было предвестником эксплуатации человека человеком, то попадание в зависимость части смердов (крестьян), было первым звоночком развитых феодальных отношений – крепостничества.
Именно усложнение Общества, выделение профессиональных воинов, торговцев, появление городов и послужило причиной «порчи мудрых нравов славян».
Замена капищ Перуна и Сварога на христианские церкви не играют большой роли в данном процессе. Хотя, конечно, монотеистические религии больше подходили для раннефеодальных государства, чем родоплеменные верования.
Осознание равенства прав людей независимо от статуса твоих родителей приходило к человечеству долго. Это, конечно же, совсем другая история, связанная с такими именами как Вольтер, Дидро, Маркс, В. И. Ленин, Ганди, Мартин Лютер Кинг и многих других. До времени принятия вместо раннефеодальных правд, царских Судебников и Уложений, Всеобщей Декларации прав и Свобод Человека, Конституций отдельных стран с закрепленными правами граждан, было еще очень далеко.
В принципе, что хотел – я сказал. Если текст покажется читателю интересным, можно как-нибудь написать о Русской Правде более предметно. Поговорить о ее развитии – Пространной Правде и «усыхании» - Краткой Правде. Упомянуть о городских правовых актах севера – Новгородской и Псковской Судебной Грамоте. Рассказать о интересных нормах – вире, дикой вире, суде Божьем (поединке) и многом другом.
Всего доброго.
Подписывайтесь на мою группу Вконтакте Исторические обзоры