Найти тему
Наталия Ефимова

Памятник Есенину и смерть искусства, предсказанная Гегелем

Я хоть и не гений, но парадоксов друг. И любитель порубить в дым все, что вижу в холодильнике, когда содержимое телевизора достает до печенок.

Однако говорящая голова висит на кухне над моим кипящим от страстей аппаратом с ушами. И когда я в очередном порыве гнева крошила овощи в икру, то слабовольно нажала на кнопку...

Прощает меня то, что это был канал Культура. И шел там «Наблюдатель» с отчаянной Фёклой Толстой, перед которой я мысленно сняла шляпу, увидев тему «Гегель. Идеальный разум».

Это вам не Шукшину с Алибасовым разводить!

Постепенно собеседники втянули меня в воронку философии, которая вдруг объяснила мне происхождение куч, наложенных в музеях, пробитой мошонки Павленского и восторги лохов от группы девочек с неприличным названием.

Даже памятник Есенину, возле которого народ застыл с улыбкой Джокера.

После Гегеля, ребята, никаким «Они так видят» меня не проймешь.

*******

Был эпизод в фильма «Доживем до понедельника», который не очень запомнился зрителям 1965 года.

Пожилая мать учителя смотрит передачу, ведущий которой строит такие мины, словно слышит ее восклицания.

- Смоделировать различные творческие процессы, определяемые способностями, наклонностями и, наконец, талантом человека – задача дерзкая, но выполнимая, - вещает ведущий. - В руках у меня ноты. Это музыка, написанная электронным композитором. Не удивляйтесь. Конечно, задачи этому электронному композитору ставил человек. А в достоинствах этих сочинений вы можете убедиться сами.

-2

- Найдутся, вероятно, телезрители, которые скажут: «Машина не способна испытывать человеческих эмоций. А они-то и составляют душу музыки».

-3

- Но, во-первых, надо точно определить, а что такое человеческая эмоция, душа и сам человек .

- Неужели определит? – удивляется Ольга Жизнева.

Ведущий замирает. И все-таки находит, что сказать.
Ведущий замирает. И все-таки находит, что сказать.

- А, во-вторых, предлагаемая вам музыка - это, все-таки, не Моцарт.

- И на том спасибо, - благодарит Тихонов, который не без удовольствия наблюдал эту сцену.

********

С тех пор Немоцарт заполнил всё наше пространство, поскольку кто-то за нас определил, что такое эмоция, душа и сам человек.

Фекла предложила вспомнить, чему нас учили до перестройки, когда во главе угла стояла марксистская школа, которая во многом шла от Гегеля.

-5

Дмитрий Гутов вспомнил:

- Когда я учился (в середине 70-х), моя учительница, казалось, говорила совершеннейшую чушь – например, что греки были плохие художники и скульпторы, они не могли изображать эмоции, передавать внутренний мир. Или – что литература намного лучше живописи, потому она может рассказать сюжет. Мне казалось, что это полная ахинея. А она училась еще в 30-е годы. И намного позже, когда я открыл «Феноменологию духа», я увидел (а она никогда не читала Гегеля, но это вошло в ее плоть и кровь, настолько он был растворен в воздухе, которым все дышали), что нам на уроках литературы в 7-м классе давали чисто гегелевские формулировки.

- И вы с 7-го класса не согласны с Гегелем? – посочувствовала ведущая.

- Наоборот! Я стал его страшным фанатом.

В работах философа художник нашел предвосхищение того, что будет с миром в будущем.

- Возьмем хотя бы такую идею, как смерть искусства. Она была сформулирована в 1820-е годы, когда до нее еще было добрых почти сто лет.

- Умерло искусство? – на всякий случай уточнила пораженная Фекла.

- Какие есть сомнения? – ответил художник. – Зайдите на любую выставку. И вы увидите, что это другой процесс. Он не описывается никаким аппаратом, какой существовал на протяжении тысяч лет, начиная с Аристотеля.

- А когда эта смерть искусства произошла? – продолжала удивляться Толстая.

- Если брать радикальные формы – начало ХХ века (великий предок ведущей умер в 1910-м). После Пикассо, Дюшана, Малевича мы имеем нечто другое. По крайней мере то, к чему нельзя приложить никакие классические эстетические определения.

- И Гегель написал об этом еще в 20-е годы (ХIХ-го века!)?!

- Да. И сформулировал это просто: всё, искусство выполнило свое предназначение, оно будет еще как-то тлеть, но уже не станет никогда предметом... – Гутов слегка сбился и тут же нашел единственно правильные слова. – Мы никогда не преклоним колени, вот так он сказал. Его история закончилась. Оно всё, что могло сделать для человечества, сделало. И может уже идти на покой.

*****

- А зачем искусство, по мнению Гегеля? – на всякий случай спросила Толстая философа Резвых в надежде, что тот его оживит.

-6

- Гегель говорит об искусстве как о так называемой форме абсолютного духа. Форме совместной деятельности людей, которая дает основания для переживания этими людьми принадлежности к некоторой общности. Сопричастность, сопринадлежность людей друг другу может быть выражена в форме художественного произведения. И этой формой является как раз форма прекрасного.

Тут я прямо слезу смахнула, благо, резала лук, от ощущения сопричастности высокой философии на уровне кандидата наук.

Фекла же решила подстраховаться, заодно вернув зрителю его слесарево (которое не кесарево):

- Правильно ли я понимаю – просто стараюсь себя проверять, сидя рядом с профессорами – что искусство дает почувствовать людям одной культуры, что мы – вот именно к этой культуре принадлежим?

- Да. И не только почувствовать, но и выразить эту принадлежность таким образом, что люди, созерцая произведение искусства, сами себя в этой принадлежности переживают, узнают себя в этом образе... Оно дает людям образ их как общности.

- Но если мне не нужны общности, которые мне помогает выражать искусство, это значит, что нынешняя глобализация отрицает необходимость искусства?

- Не совсем так, - вмешался Александр Марков.

-7

- По Гегелю искусство является средоточием общей воли к познанию себя, познанию красоты через себя и познанию себя через красоту, что можно увидеть, например, по театру, когда...

Я вздрогнула, вспомнив последние постановки наших храмов культуры. Марков меня услышал и остановился.

- Или по тому, как нам преподавали литературу в школе, - мы с Феклой выдохнули, особенно она. – Вот, мол, читая Толстого и Достоевского, мы лучше разбираемся в себе. Но если это абсолютно так в отношении этих писателей, то если современный писатель пишет такой толстый роман, получается декоративно-прикладное искусство. (Простите, опущу рассуждения про мировоззрение, социальную интуицию, которую Фекла метко перевела на современное «быть на одной волне»). Сегодня может быть поставлен спектакль, как в ХVII веке, может играться музыка барокко, может быть написана большая семейная сага, но каждый для себя уже выбирает – считать это искусством...

Моё практически лицо в этот момент.
Моё практически лицо в этот момент.

- Или не считать. Или считать китчем, подражанием, чем-то вторичным. Или наоборот влюбляться в это, как самое значимое для себя лично. В этом смысле смерть искусства произошла. Но ни одна смерть не исключает существования тех явлений, которые существовали когда-то.

Мудрено. Но попытаться понять можно. А можно ли по Гегелю, исходя из его тезиса-антитезиса, этой самой смерти искусства как-нибудь противостоять? Может, как-то двигаясь по спирали?..

Фёкла пытается завести искусство, как механическую Тутти из "Трех толстяков". Но та не Суок.
Фёкла пытается завести искусство, как механическую Тутти из "Трех толстяков". Но та не Суок.

И тут слово взял Дмитрий Гутов. И всех нас утешил.

В системе координат Гегеля:

- Это окончательно. И не подлежит пересмотру.

******

Живите пока с этим. Я вам не пересказала и десяти минут приобщения к гегельянцам. И метки у меня в конце были совсем другие (я к ним, может быть, еще вернусь). Чтобы поразить воображение коллег вы можете небрежно сообщить им за обедом, что в августе был юбилей Гегеля. Философу стукнуло бы 250 лет, а этого почти никто и заметил.

Зато каждый день нам бросаются в глаза плоды его справедливого и окончательного приговора.

Немного о моем восприятии искусства, если вы пропустили:

https://zen.yandex.ru/media/id/5cda9841d3406000b2de3e7b/jan-gaben-i-anjelikamarkiza-angelov-5f4bc127f20b155c2b9ff5f8

https://zen.yandex.ru/media/id/5cda9841d3406000b2de3e7b/intimnye-kriki-v-raznye-vremena-5ee1d8e0f221df07bb90218c

https://zen.yandex.ru/media/id/5cda9841d3406000b2de3e7b/sudba-uborscicy-v-rossiiskih-serialah-5f2ea6dc5f6783517fce00ff