Найти тему

"Тайна двух океанов" (1955-1956): свидетельство эпохи или сплошные штампы?

В свое время фильм "Тайна двух океанов" был бомбой. И таковой он оставался еще лет 25, по крайней мере я отчетливо помню, как сидела в цирке и чуть ли не рыдала, потому что в это время по телевизору шла вторая серия этого фильма. Какой там цирк, какие слоны и клоуны, когда в фильме - подлодка, гигантский спрут и вражеский лазутчик? Но что может дать этот фильм современному зрителю, которого ни фантастикой, ни шпионами, ни подводными съемками не удивишь? Очень многое: картину той эпохи.

Сюжет фильма заключается в том, что новейшая подводная лодка "Пионер" должна пройти из Ленинграда во Владивосток. Но перед самым выходом ее в море органы госбезопасности узнают, что на судне - вражеский шпион. "Пионер" все же отправляется в путь. По дороге ему суждено пережить множество приключений. Как вы понимаете, все закончится хорошо, советские моряки окажутся на высоте, враг будет найден и обезврежен. Что интересно, кинематографисты во многом опередили время. Чем? Таких огромных лодок и сейчас не строят, да и женщин в подводный флот у нас не набирают. Тогда как на "Пионере" служат две дамы: врач и радистка.

Быстрых (А. Максимова).
Быстрых (А. Максимова).

Еще один интересный момент, присущий той эпохе, - это неназванный враг. Что за иностранная держава заслала шпиона мы так и не узнаем. Кстати, такая же ситуация в ту пору была во многих фильмах. Если в книге, по которой поставлен фильм, противник известен (Япония), то тут нет. И, в отличие от романа, образ Горелова, шпиона-диверсанта, в фильме куда более ходулен. Вот каким мы видим Горелова в первый раз в романе: "Он был очень высокого роста, широкий в кости, с длинными руками." Вот мы встречаем его во второй раз, когда он находится на борту подлодки "Пионер": "Дверь отодвинулась, и в каюту вошел, слегка согнувшись под входной аркой, высокий, ширококостный, сутулый главный механик Горелов. Его большая голова и длинное, худое, со впалыми щеками лицо были гладко выбриты. Это делало особенно заметными выступающие острые скулы и угловатые челюсти. Под густыми бровями глубоко запрятались черные сверкающие глаза. Большие уши, словно крылья летучей мыши, оттопыривались по сторонам длинного гладкого черепа." В общем, ничего отталкивающего. Бритый череп? В ту пору многие военные так ходили. Оттопыренные уши? Ну, этим и Ален Делон страдал, недаром ему пришлось их пришивать, чтобы можно было сыграть офицера в фильме "Центурионы", поскольку в армии длинные волосы не приветствовались.

То ли дело в фильме! Тут образ Горелова совсем другой: прищуренные глаза, усмешка, тонкие усики (когда показывают этого персонажа в молодости). В общем, сделали все, чтобы зритель точно понял: вот он, вражина!

Павлик (И. Бристоль) и Горелов (С. Голованов).
Павлик (И. Бристоль) и Горелов (С. Голованов).

Есть в фильме и еще пара нестыковок. Как циркач, убив брата-инженера, смог занять его место и затем успешно работать в конструкторском бюро? Он же в этом деле ни ухом, ни рылом. И почему он потом решил стать диверсантом? Ну, не бывает так, чтобы человек проснулся и решил: "А продам-ка я военные секреты какой-нибудь враждебной стране!" Точнее, в реальной жизни не бывает, а у кинематографистов - легко. В книге все объяснено: влюбившись во время командировки в Токио в дочь дяди, оказавшегося в эмиграции, Горелов влез в долги и пр. А здесь?

Кстати, образ командира подлодки Воронцова в фильме не менее плакатный, только тут сразу видно другое: герой, фронтовик! Недаром его сыграл красавец Столяров, прославившийся ролями идеальных советских людей и сказочно-былинных героев. Ну, хоть "Цирк", хоть "Садко" вспомним.

Воронцов (С. Столяров).
Воронцов (С. Столяров).

Обратите внимание на это интернациональный состав экипажа. Это и русские (титульная нация), и украинцы (второй по численности славянский народ в СССР), и грузин (сами понимаете, если отец народов у нас грузин, то...). К чести грузинских кинематографистов ("Тайну двух океанов" снимала "Грузия-фильм"), надо отметить, что они не стали менять национальность героям. В отличие от "Голубой стрелы", в которой большинство русских положительных героев вдруг волшебным образом стали украинцами (студия Довженко постаралась), тут все в порядке. Ну, разве что в экипаже подлодки есть пара грузин, но это вполне нормально.

Радистка (И. Магалашвили).
Радистка (И. Магалашвили).

Еще забавно, что отец Павлика поменял профессию. В книге он дипломат, в фильме - капитан "Арктики", а мальчика подобрали в море после крушения корабля. Была у советского кинематографа такая фишка: в фильмах, которые могли быть интересными подрастающему поколению, кроме взрослых героев нередко были и дети. Так и тут. Правда, в отличие от героя романа, которому 14 лет, киношному Павлику лет 8-9. Почему? Возможно, потому, что подросток у Адамова получился несколько инфантильным. Ну, не странно ли, что в 14 лет Павлик не знает, что такое координаты? Или же кинематографисты посчитали, что ребенок будет более выигрышно смотреться на экране, чем подросток.

В общем, недостатки у фильма есть, безусловно. В первую очередь - это штампы. Наши - это герои со светлыми лицами, враги - это мрачные граждане в темных костюмах. Но есть тут и другое: гордость за свою страну, устремление в светлое завтра, вера в людей.

Картинки в основном с сайтов https://www.kinopoisk.ru/ и https://www.kino-teatr.ru/.

P.S. А еще тут одну из ролей сыграл будущий Верещагин.

Старший лейтенант госбезопасности Карцев (П. Луспекаев).
Старший лейтенант госбезопасности Карцев (П. Луспекаев).