Сегодня мы обратимся к интереснейшему портрету императора Павла I из собрания музея. Он очень редко экспонируется – это акварель, сюжет которой крайне загадочен, как, впрочем, и фигура самого императора. Поможет ли этот экспонат раскрыть одну из тайн, окружающих личность Павла I, или еще больше запутает нас?
Мы видим Павла в мантии, рядом корона, на груди мальтийский крест. Известно, что в 1798 г. он стал сначала протектором Ордена мальтийцев (полное название – Суверенный военный орден рыцарей-госпитальеров Святого Иоанна, Родоса и Мальты), а затем провозглашен и его Великим Магистром (Гроссмейстером) – 72 по счету. И хотя нашего императора приняли в этом качестве сами рыцари, Папа Римский посчитал, что нарушены конституция и кодекс ордена, отказавшись признать избрание Павла. Несмотря на это обстоятельство, 12 октября 1799 г. в Гатчину были доставлены святыни ордена: десница св. Иоанна Крестителя, частица Креста Господня и Филермская икона Божьей Матери.
В чем же загадка? Если всмотреться внимательно, то можно увидеть интересные детали, не относящиеся к мальтийской символике, но указывающие на другой орден –масонский.
На императоре масонский передник, обшитый голубым, с голубой розеткой (что указывает на 3 степень посвящения – степень Мастера шведской системы). В правой руке Павел держит золотой треугольник с изображением Астреи (это почетный знак для великих офицеров – должность в ложе – в Великой ложе Астрея в александровское время). Поверх ордена Иоанна Иерусалимского мы видим еще один знак – золотой крест с обвивающейся змеей. На кресте литеры (P.Z.W. – Peter zur Warheit), указывающие на принадлежность ложе Петра к Истине (основана в 1810 г.), что позволяет датировать данный экспонат. На безымянном пальце кольцо с «мертвой головой». Внизу портрета изображены масонские символы: треугольник, циркуль, молоток, лопатка, кирка.
Вот такой сюрприз преподносит нам эта акварель и ставит вопрос: был или не был Павел масоном? Многие называют его масоном, путая мальтийцев и масонов – это распространенное заблуждение. Известно, что масоны еще в бытность Павла наследником, активно пытались вовлечь его в свои ряды. Известно также, что воспитателем Павла был масон граф Никита Иванович Панин. Панин доставлял наследнику сочинения с идеями необходимости блюсти благо народа, ибо император – духовный вождь, он должен быть посвященным, как помазанник Божий.
К сожалению, нет документального подтверждения участия Павла в работах масонских лож. Можно лишь предполагать, когда и при каких обстоятельствах могло состояться его посвящение. Это могло случиться в июне 1777 г. при посредничестве шведского короля Густава III(короли традиционно возглавляли масонские ложи в Швеции), когда в Петербурге, в честь Густава в ложе Аполлона давались торжества. Посвящение могло состояться за границей в 1776 г., либо немного позже, во время путешествия 1781-1782 гг., в котором наследника престола сопровождали князь Куракин и Плещеев. Это могло быть и тайное посвящение, проведенное И.П. Елагиным в собственном его доме, в присутствии графа Панина. Возможно, эти слухи (или все же — факты?) привели к появлению в стихотворении масонов, прославляющем заслуги Панина перед орденом, следующих слов:
О старец, братьям всем почтенный,
Коль славно, Панин, ты успел:
Своим премудрым ты советом
В храм дружбы сердце царско ввел!
Получилось больше вопросов, чем ответов… Можно предположить, что созданный уже после смерти Павла, портрет с символикой и знаками лож, учрежденными уже в начале XIX в., вероятнее всего, является образцом масонской «мифологии».
P.s. Лайки и комментарии приветствуются! Помните, что когда вы ставите лайк, авторам статьи приятно, что вы оценили их труд и дочитали статью до конца.