Все его ругают.
Мне он тоже не понравился. Но я не все. У меня правило: не доверять первому впечатлению.
Дело в том, что я родом из низов. В моей семье были соответствующие вкусы. Я вырос с критерием нравленья «как живое». Моими любимыми художниками в отрочестве были Шишкин и Айвазовский. У одного был лес, как живой, у другого – волны. И я покупал их репродукции, сворачивал в трубочку и хранил. В музее, юношей, чуть не носом дотрагивался до холстов, чтоб высмотреть, как именно сделана шершавость коры сосны или прозрачность воды. А наибольшим потрясением было, что я раз испугался, что меня захлестнёт, и я отшатнулся от гигантской про размеру «Волны» Айвазовского. Перед шишкинской «Пески» я, уже немолодой, заболевающий и замёрзший командировочный, плакал от жары, валящей с неба на картине.
Лишь потом-потом, самообразовавшись, я дошёл до мнения, что себе доверять нельзя. И даже до подозрительности того, что непосредственно нравится.
С непосредственностью переживаний от искусства я распрощался. И они у меня стали опосредованы всякими догмами, выбранными мною из искусствоведческих книг для себя. Мало того, догмы сами по себе ничего не давали, а каждый успешный раз – это озарение от соединения догм и деталей произведения. Причём результат озарения не содержал ни догмы, ни детали. – Тонкость переживания непередаваемая. По странностям я стал чуять подсознательный идеал (вдохновение), которым движим был автор неприкладного произведения искусства. Обязательно неприкладного. Когда сознанию автора его идеал не дан. Мне – тоже. Но я умею из своего подсознания, вошедшего в контакт – через странности – с подсознательным идеалом автора, выбрать адекватные слова для намёка на содержание вдохновения.
Где уж тут ориентироваться на непосредственное впечатление.
А теперь переходим к опосредованию скульптуры «Реквием по Есенину» или «Ангел русской поэзии».
Догма:
«И жил в бытовом отношении, как бомж.
"Отличительной чертой импрессионистических скульптур является неоднородность поверхности. Независимо от того, из чего сделана скульптура, она кажется шершавой, мягкой, незавершенной, как будто скульптор только еще начал очерчивать облик героя, но почему-то остановился, не отшлифовав его до конца. Такая поверхность создает причудливую игру света и производит впечатление ожившей материи" (https://sites.google.com/site/iskusstvosk5/home/urok-no10).
Материя – это не личность, а нечто намного более низкое. Чуете ту самую недостижительность?» (http://art-otkrytie.narod.ru/shcherbakov-sal.htm).
Что, наверно, «думал», недоосознавая, Потоцкий, применив импрессионистскую шершавость? – Что пьянство Есенина – та самая импрессионистская абы какая жизнь. Он только не додумал, что импрессионисты-то – в бессилии что-то сделать в жизни – смирились с нею на низком уровне, не только смирились, но и искренне восхвалили. Как собака ластится к побившему её хозяину (куда она без него?), так и импрессионист по отношению к империализму, в котором он (некоторые импрессионисты буквально) голодает.
Есенин же был противоположного, чем импрессионисты, идеала человек. К нему нельзя было применять импрессионистски выполненную (безобразную, но радостную, как сверкающая на солнце грязь) поверхность.
Идеал Есенина был запредельной высоты (см. тут, тут, тут). Да, он был с крыльями. Да, его сбили.
Его не радовало положение пьяницы.
Потоцкий ошибся с импрессионизмом для Есенина. Или мне не хватило озарения, чтоб догадаться, что означает столкновение крылатости с грязеподобностью.
Чеканность слов: «Когда б вы знали, из какого сора / Растут цветы, не ведая стыда», - акмеистки (ницшеанки) Ахматовой, индивидуалистки, бегущей аж в метафизическое иномирие из Этого скучного-прескучного мира, не приходит в качестве аналога. Ни чеканности нет у Потоцкого, ни крайнего индивидуализма у Есенина.
Всё-таки, надо признать: плохую скульптуру создал Потоцкий.
Но это у меня оценка принципиально иная, чем такое:
««Скульптор 40 лет вынашивал идею, сваял за два месяца, а лучшими ценителями будут охотники за металлоломом…»
«По мне так жесть неимоверная»
«Не, мысль понятна: типа подрезаны крылья и он упал. Но тот, кто это вот состряпал — просто аццкий сотона»
«А че с Есениным? хм однако че они такое курят что творят такое? вся скульптура дошедшая до нас из глубины веков нормально читается: вот человек, вот птица, вот царь, вот вам царица. А это останется следующим поколениям? наследие такое. Или я ничего не понимаю»
«Иногда так и хочется сказать: лучше бы ничего не делали» Об этом сообщает "Рамблер"» (https://news.rambler.ru/other/44934196-ya-dumal-krab-kakoy-chto-dumayut-moskvichi-o-novom-pamyatnike-poetu-eseninu/).
2 сентября 2020 г.