Один из основных методов позитивного мышления — визуализация — не работает, доказали исследователи. Чтобы преуспеть, нужно уметь сопоставлять фантазии с настоящим и будущим. Читайте, как это работает.
Нужно строить прагматические планы для достижения целей, а не просто зависать в мечтах, пишет BBC. Это означает, что придется сравнить свои радужные видения с текущей реальностью, выявить препятствия и найти наилучший способа их преодоления.
Как отмечают психологи, большинству людей не удается эффективно использовать эту стратегию в повседневной жизни. Мы продолжаем выдавать желаемое за действительное и не достигаем своей мечты. Навык сопоставления целей и возможностей может помочь найти решение проблемы, а также улучшить мотивацию и самоконтроль.
Теория реализации фантазий
Профессор Нью-Йоркского университета Габриэле Эттинген стала пионером многих работ в этой области, а также разрабатывает идею, которую называет «теорией реализации фантазий». Ее интерес к теме начался с ряда исследований, проведенных в 1990-х, которые указывали, что позитивное мышление само по себе может быть на удивление контрпродуктивным. Например, изучение людей, сидящих на диете, показало, что чем больше они фантазировали о похудении, тем меньше было шансов, что они действительно сбросят лишние килограммы. Так же студенты, мечтавшие об успехах в учебе, обычно получали худшие оценки, чем те, кто этого не делал.
Как может позитивное мышление иметь такие неприятные последствия? Учитывая эти результаты, Эттинген предположила, что участники неосознанно принимали мечты за реальность: теплые эмоции, вызываемые фантазиями, заставляли их чувствовать, что они уже достигли целей.
Как это работает
В начале 2000-х Эттинген приступила к новому эксперименту. Она набрала 55 школьников, изучающих английский язык, и попросила одну группу написать рассказ о преимуществах владения языком (позитивная фантазия), другую — перечислить препятствия, которые могут помешать им достичь этой цели (негативная реальность). Третьей группе было предложено сделать и то, и другое. По сути их заставили использовать на практике принцип «мысленного противопоставления», то есть сопоставления желаемого с действительностью.
Эттинген обнаружила, что дети из третьей группы добились гораздо большего прогресса в течение следующих трех месяцев. Данные результаты породили поток новых исследований, предоставивших другие убедительные аргументы в пользу этого универсального и ценного инструмента.