Найти в Дзене
script bro | сценаристы

Шесть правил великого произведения для писателей (и сценаристов) от Антона Павловича Чехова

Оглавление

Все знают о "чеховском ружьё", но мало кто слышал о шести правилах Чехова для написания художественной литературы. Сегодня мы разберёмся в том как их можно применить к сценариям.

Давно известно, что если вы хотите быть сценаристом, то вам нужно сесть и писать. Никакие правила или стратегии не помогут, но если вам нужен "волшебный пендель", то у Антона Павловича Чехова есть для вас несколько советов.

Чехов известен своим "ружьём" и великими произведениями ставшими классикой мировой литературы. Много лет Чехов писал письма своему брату, прозаику и публицисту, Александру. Они обсуждали жизнь, писательство и делились советами. После смерти писателя, эти письма были собраны в книгу.

В письме от 1886 года, Чехов написал контрольный список того, что, по его мнению, делает произведение великим.

Кадр из "Китайского квартала" для вдохновения
Кадр из "Китайского квартала" для вдохновения

Шесть советов Антона Чехова

Давайте определимся - Чехов писал во время когда не было фильмов, но мы всё равно можем взять его советы и применить их к сценарному ремеслу.

Правила Чехова:

  1. Отсутствие длинных словесных оборотов политико-социально-экономического характера...
  2. Полная объективность
  3. Правдивое описание героев и предметов
  4. Краткость
  5. Звучность и оригинальность: уходите от стереотипов
  6. Сострадание

Так как же эти советы помогут сценаристам?

Мы кратко разберём каждый из них, чтобы понять как улучшить ваш сценарий.

1. Опасайтесь словоблудия политико-социально-экономического характера

Ваш текст должен быть кратким и служить рассказыванию истории. Никто не хочет читать ваши философские размышления о красочных или скудных местах действиях или разглагольствования о судьбах персонажей и их поступков.

Бывают очень редкие исключения, когда это уместно, но лучше ограничится небольшими ремарками, если это позволяет тон повествования.

2. Полная объективность

Заставьте своих персонажей страдать. Без драмы - нет сюжета. Вам нужно объективно взглянуть на их проблемы и мир, в котором они живут, чтобы поддерживать правду в их поступках и вашей истории.

У персонажей должны быть ясные цели, которые проистекают из их проблем. На пути к целям должны быть препятствия. Нужно понимать, что случиться, если герой не достигнет цели и сколько времени ему на это отведено.

3. Правдивое описание героев и предметов

Придерживайтесь своей правды. Дайте читателю сильную тему, и описывайте персонажа, не преуменьшая слова. Пишите так, как оно есть.

Если персонаж - "заноза в заднице", так и напишите. "Демон в юбке" - тоже сойдёт, главное, чтобы ваши описания раскрывали персонажей и помогали рассказывать историю.

Если, например "люстра с чешским хрусталём ручной работы" - никак не влияет на героев или историю, то сделайте её просто "дорогой люстрой".

4. Краткость

Сколько страниц занимает сценарий? Обычно 80-120. Сериалам нужны более длинные истории, но кино же рассказывают конкретную историю в определенный момент времени. Не бойтесь входить и выходить из сцен быстро. Не рассказывайте зрителям лишнее.

Помните, три скучных сцены и вы потеряли внимание зрителя. Старайтесь даже экспозицию или разговорные сцены преподносить в развлекательной манере.

-3

5. Звучность и оригинальность: уходите от стереотипов

Оригинальных идей мало и они встречаются редко. Что характерного в вашем высказывании? Перед тем как писать сценарий, сначала узнайте, что особенного в вашей истории, а затем решите, почему это волнует вас.

Звучность вашего сценария и складность его чтения, покажет, что вы заботитесь о читателе. У людей, которые читают сценарии, обычно мало времени, чтобы читать каждый текст до конца, поэтому тщательно подбирая слова, чтобы читатель не буксовал в истории - вы повышаете свои шансы на успех.

6. Сострадание

Это можно интерпретировать по-разному, но я всегда возвращаюсь к цитате Роджера Эберта:

"Кино - это машина по созданию эмпатии".

Но что Роберт сказал о сострадании? В 1972 году в рецензии на фильм "Саундер". Эберт пишет:

"Это один из самых трогательных и правдивых фильмов, и нет такого момента, когда бы он разочаровывал зрителя. Это один из тех редких фильмов, который может общаться с ребёнком в возрасте девяти или десяти лет, и в то же время содержит в себе мудрость и тонкость, способные увлечь любого взрослого. История настолько проста, потому что она включает в себя не только тяжкий людской быт, но и показывает как люди меняются и растут."

-4

Как мы можно показать изменение ваших персонажей?

Когда вы смотрите на свой окружающий мир с состраданием, вы можете найти истории, по которым скучают люди. Эти истории могут открыть лучшие сценарии.

Обращайте внимание на то, что происходит вокруг вас. Самые лучшие истории, которые вы можете рассказать - они же самые личные.

Так же читайте:

101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий

Секрет Третьего Акта

50 клише, которые следует избегать в сценариях

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.