Покорение космоса — возможно, одно из величайших достижений человечества. Все космонавты, которые добровольно участвуют в космических миссиях, подвергаются риску смерти. Даже с развитием технологий вы никогда не можете быть на 100% уверены, что ни одно устройство на вашем космическом корабле не выйдет из строя.
Хотя только 19 человек погибли в результате космического полёта, эта мысль всё ещё остаётся в глубине души тех, кому только предстоит отправиться в космос. Сегодня мы исследуем последний рейс экипажа «Союз-11». Единственных людей, у которых эта мысль зародилась в голове во время полёта.
Изначально, первый этап миссии «Союз-11» прошёл похвально. Её экипаж, командир Добровольский Георгий Тимофеевич, бортинженер Волков Владислав Николаевич и инженер-испытатель Пацаев Виктор Иванович, успешно долетел и прикрепился 7 июня 1971 года к первой космической станции «Салют-1». Экипаж оставался на станции 22 дня — в то время это установило рекорд по количеству времени, в течение которого люди оставались в космосе. Почти все значимые рекорды в космосе были поставлены советскими космонавтами!
Пребывание экипажа на станции фиксировала советская газета «Правда», которая сообщала о каждом движении космонавтов. Так как долгое пребывание на космической станции было впервые, за 22 дня экипаж столкнулся с несколькими проблемами. Например, сломалась система фильтрации воздуха и её пришлось починить экипажу. В какой-то момент на станции даже начался пожар, но он был быстро ликвидирован.
В целом, каких-то серьёзных происшествий не произошло, и к концу 22-дневного пребывания, экипаж был здоров и был готов вернуться домой к своим родным и детям. 29 июня 1971 года космический корабль покинул станцию и, по приказу, должен был приземлиться в пустыне Казахстана, где советские власти с нетерпением ждали их возвращения. Тогда экипаж ещё не знал, что это будет их последний полёт.
Во время стремительного спуска капсулы с экипажем что-то пошло не так. Из-за ошибки разъединения со станцией у капсулы сместился дыхательный вентиляционный клапан. Поскольку во время спуска на капсулу действовали большие силы, клапан был смещён на высоте примерно 168 километров над уровнем моря. Кабина начала быстро терять давление, что стало фатальным для экипажа на борту. Капсула приземлилась, как и планировалось, в пустыне Казахстана, и, к удивлению советских властей, её экипаж был обнаружен мёртвым.
Экспертиза показала, что членам миссии «Союз-11» потребовалось около 40 секунд, чтобы умереть в результате быстрой декомпрессии воздуха. Один из членов экипажа, Пацаев В. И. был обнаружен потянувшимся к клапану, который контролировал давление в кабине, что привело следователей к мысли, что экипаж знал об этой ситуации, и Пацаев пытался спасти всех, вручную закрывая клапан.
Эта неисправность была известна советским властям, так как ещё до начала миссии экипаж предупреждали, что клапаны наддува ненадёжны и они должны регулироваться вручную после отсоединения от космической станции.
До сих пор неизвестно, почему экипаж решил не прислушиваться к совету, но известно, что предупреждения были проигнорированы, что оказалось фатальным для экипажа корабля «Союз-11».
Государственные СМИ, такие как газета «Правда», которые до трагедии внимательно следили за событиями, хранили молчание после того, как злополучная судьба космонавтов была раскрыта. Большинство советских газет старались не включать информацию о гибели экипажа в свои ежедневные рубрики. Тем не менее, большинство жителей СССР быстро узнали о плачевном исходе миссии.
Космонавтам устроили торжественные похороны под руководством советского правительства. Они были посмертно награждены одной из самых значимых наград СССР: медалью Героев Советского Союза, и были похоронены рядом с Юрием Гагариным.
Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев навсегда останутся в памяти как одни из немногих, кому пришлось принести высшую жертву, чтобы человечество шагнуло вперёд. Такую жертву следует помнить, отмечать и хвалить. Без таких людей, отважных мужчин и женщин, готовых рисковать своей жизнью во имя прогресса, человечество не было бы там, где оно есть сейчас.