Найти тему

Мотор-колесо или центральный мотор - что лучше? Сравниваем в реальной гонке Крымского марафона

Оглавление

Привет друзья!

Существует мнение, что для езды по горной местности лучше всего подходит центральный (кареточный) мотор. Тем не менее, прошедший в сентябре Крымский MTB-марафон показал, что мотор-колесо может составить достойную конкуренцию центральному мотору.

Сначала хочется немного рассказать о самом марафоне, чтобы было понимание, что трассы довольно сложные, с крутыми спусками и подъёмами, которые способен осилить далеко не каждый электровелосипед.

Про Крымский MTB-марафон 2020

Марафон длился 4 дня, каждый день по одному заезду. Под категорию "Электро" был определён малый круг, так называемый "Лайт", участники этой категории стартовали за 5 минут до основного старта.

Четыре этапа

На первом этапе соревнований, под названием "Большие ворота" дистанция составила 35 км, набор высоты 1013 м, на втором этапе "Всё включено" предстояло проехать 38,8 км с набором высоты 1081 м.

Третий этап "Зеленогорский трейл" с самой длинной дистанцией 51,1 км имел набор высоты 1213 м, а на четвёртом заключительном этапе "Подкараби" длиной 47,6 км был максимальный набор высоты - 1311 м.

Этап "Подкараби Лайт" крымского MTB марафона 2020
Этап "Подкараби Лайт" крымского MTB марафона 2020

Особенности местности

Марафон проходил в районе курорта Канака, расположенного на Южном берегу Крыма между городами Алушта и Судак.

За две недели до начала соревнований в этой местности прошли сильные дожди, которые вымыли глину и оголили острые камни. Кроме этого, местами трассу пересекают довольно глубокие промоины.

-3

Подъёмы на некоторых участках трасс настолько крутые, что участники были вынуждены подниматься по ним пешком.

-4

Мелкая сыпучая крошка горной породы добавляла на спусках экстрима, но несмотря на это, большинство участников успешно преодолели подобные участки, хотя были и довольно серьёзные падения.

-5

И конечно, не обошлось без знаменитых крымских колючек "якорец", которые прокалывают покрышки и остаются в них. Их шипы настолько мелкие, что их сложно обнаружить, и спасением является использование бескамерных покрышек в сочетании с герметиком, который заливается внутрь.

При проколе герметик начинает выходить через прокол, полимеризуется и остаётся в нём, прекращая выход воздуха. Но это не спасает в случае, если вы повредили обод об острые камни на высокой скорости.

-6

Теперь коротко рассмотрим электровелосипеды победителей и постараемся сделать определённые выводы касательно двигателей, самих велосипедов, и конечно же, участников.

Велосипеды победителей

Первое место по итогам соревнований занял спортсмен Андрей Анисимов на карбоновом велосипеде Specialized Turbo Levo Expert, стоимостью около 700 000 рублей. Качественная модель известного бренда весом 21 кг с центральным (кареточным) мотором пиковой мощностью 565 Вт и батареей ёмкостью 700 Втч.

Specialized Turbo Levo Expert
Specialized Turbo Levo Expert

Второе место досталось Александру Костюк, который покорял трассы на карбоновом электровелосипеде российской сборки MTB Sherpa Carbon 1200W стоимостью 290 000 рублей. В отличие от Specialized, на велосипеде Sherpa используется мотор-колесо, и это не помешало ему занять второе место на соревнованиях в горной местности.

Ёмкость быстросъёмного аккумулятора, используемого на гонке, составляет 816 Втч (17 Ач при 48 В). Вес велосипеда с этим аккумулятором - около 21 кг, как и у велосипеда победителя.

MTB Sherpa Carbon 1200W
MTB Sherpa Carbon 1200W

Несмотря на то, что в общем зачёте Александр приехал вторым, ему всё-таки удалось занять первое место на третьем этапе, опередив Анисимова Андрея на 5 минут 10 секунд, хотя финишировать пришлось без задней покрышки, прямо на ободе.

Анисимов Андрей и Костюк Александр после финиша
Анисимов Андрей и Костюк Александр после финиша

Третье место в общем зачёте занял Александр Коробцов на велосипеде Cube AMS 125 Pro, который он электрифицировал самостоятельно, установив центральный мотор Bafang BBSHD мощностью 1000 Вт и два быстросъёмных аккумулятора суммарной ёмкостью 1300 Втч.

-10

Здесь хотелось бы сделать акцент на том, что на пьедестал почёта может попасть даже опытный любитель, собравший электровелосипед своими руками. Причём в первый день соревнований ему удалось приехать вторым.

Отдельно хочется сказать об участнике, занявшем четвёртое место - это Юрий Стениловский, проехавший все четыре трассы марафона на моно-колесе с амортизатором. О нём я писал отдельную статью.

Мотор-колесо против центрального мотора

Мотор-колесо - это двигатель, заспицованный в обод, который чаще всего устанавливается на место заднего колеса велосипеда. Мы будем рассматривать редукторный двигатель, он легче мотора прямого привода, и благодаря редуктору, имеет более высокий вращающий момент при той же мощности.

Центральный мотор устанавливается в кареточный узел велосипеда, а вращающий момент передаётся на заднее колесо через систему трансмиссии, включающую цепь и кассету.

Преимущества центрального мотора

Основным преимуществом центрального мотора является то, что переключением передач трансмиссии велосипедист может управлять вращающим моментом, передаваемым от двигателя на колесо.

Другими словами, на нижней передаче двигателю будет легче затащить вас в крутой подъём, а на верхней передаче - разогнать велосипед по трассе до высокой скорости.

Кроме того, центральное расположение двигателя обеспечивает хорошую развесовку велосипеда, сохраняя заднее колесо максимально лёгким.

Преимущества мотор-колеса

Тем не менее, редукторное мотор-колесо имеет свои преимущества, позволяющие ему конкурировать с центральным мотором.

Во-первых, это непрерывность передачи крутящего момента. Для того, чтобы изменить передаточное соотношение при использовании центрального мотора, то есть переключить передачу перед началом подъёма, велосипедист должен кратковременно отключить двигатель.

И хотя на профессиональных велосипедах для этого используются датчики переключения, всё равно это занимает некоторое время, которое в итоге сказывается на результатах гонки. При использовании мотор-колеса этого не требуется, так как оно работает независимо от трансмиссии.

Во-вторых, мотор-колесо экономит ресурс цепи и кассеты, так как эти элементы не используются для передачи крутящего момента, и даже если цепь порвётся или выйдет из строя задний переключатель, на мотор-колесе можно продолжить движение.

Результаты гонки

Результаты соревнований показывают, что опытный любитель на велосипеде российской сборки с мотор-колесом может вполне успешно соревноваться со спортсменом на профессиональном велосипеде с центральным мотором.

-11

Но конечно, конструкция с мотор-колесом должна быть хорошо продумана и грамотно собрана - для этого на велосипеде Sherpa установлен двигатель с высокой степенью редукции и реализована его термозащита от перегрева, исключающая срезание шестерней.

Кроме этого, управление двигателем осуществляет компактный контроллер российского производства, который разработан и собирается в Нижнем Новгороде. Об этом контроллере чуть позже будет отдельная статья.

Более подробно с характеристиками велосипеда Sherpa можно ознакомиться в одной из моих предыдущих статей.

Если понравилось, ставьте "палец вверх" 👍 и подписывайтесь!

СПАСИБО, что дочитали до конца, и до встречи! 👋