Найти в Дзене

8 лайфхаков по развитию навыков продаж в работе HR

Статья, написанная по запросу HR-tv

Кто-то получает удовольствие от продаж, для кого-то этот процесс связан с энергетическими потерями. Руководитель Ассоциации карьерного консультирования и сопровождения по Москве Александра Имаева рассуждает, насколько необходимо использовать сейлз-составляющую в работе HR, на что это влияет в конечном итоге и как работать над повышением уровня навыков продаж?

Что такое продажа? Это обмен идеями, информацией, эмоциями с использованием денег или без, подразумевающий согласие обеих сторон, приносящий удовольствие и результат.

Давайте рассмотрим примеры продаж различными представителями HR- профессий.

Например,

  • HRD «продает» ГД/собственнику идеи;
  • рекрутер «продает» кандидатам вакансию и компанию, а внутренним заказчикам – уже самих кандидатов;
  • карьерный консультант «продает» клиентам экспертность/услуги
  • любой HR «продает» руководителю собственную ценность.

Узнаете себя? Что чувствуете, вспоминая подобные ситуации? Удовольствие? Растерянность? Неприятные ощущения?

Почему люди не любят продавать?

  • не любят навязываться
  • не уверены, что это кому-то нужно
  • не уверены в качестве продукта/услуги
  • не уверены в том, что товар/услуга принесет результат.

В каких ситуациях и как HR продает?

Себя, как личный бренд

Где: на профильных мероприятиях, совещаниях, в СМИ/Интернет

Как: как спикер, как представитель своего подразделения или функции (презентуя результаты работы или приводя аргументы в пользу своих идей), как автор публикаций или блога, канала (продажа своей экспертизы по теме).

Вакансию

Где: на собеседовании или через привлекательное описание вакансии

Как: составляя исчерпывающее, прозрачное, «продающее» объявление, снимающее основные вопросы соискателей о предстоящей работе или презентуя преимущества вакансии на интервью, связывая возможности компании с потребностями кандидата. Цель – сделать так, чтобы даже не подошедший кандидат выступал в роли амбассадора и мечтал работать в компании.

Компанию

Где: на корпоративном сайте компании, на джоб-борде, на собеседовании

Как: описание готовится вместе с маркетологами с использованием их инструментов таких, как: сильные аргументы, сравнение с конкурентами. Эта продажа имеет отношение к HR-бренду компании и наряду с продажей вакансии существенно влияет на кандидатскую воронку. На собеседовании – скрипт презентации компании.

Кандидатов

Где: в процессе поиска и оценки персонала по запросу заказчиков (внутренних или внешних)

Как: используя материалы на финалистов (резюме, заключение по итогам интервью, тестовых инструментов, рекомендации), а также силу влияния рекрутера (уровень доверия между ним и заказчиком).

Свои услуги (если фрилансер)

Где: в публичном пространстве, социальных сетях, фриланс-площадках, на личном сайте, на мероприятиях

Как: через демонстрацию экспертизы (знания, опыт, навыки), принадлежность к профессиональным сообществам, подробное и качественное описание своих услуг, описание кейсов, публикацию материалов, отзывы потребителей услуг, участие в вебинарах, марафонах, прямых эфирах, профессиональных конкурсах, через системную работу над своей репутацией, трансляцию своих преимуществ по сравнению с конкурентами.

Себя, как кандидата (если вышел на рынок труда)

Где: в резюме, в сопроводительном письме, в профиле/ленте соцсетей, на интервью

Как: через фотографию, результаты, описание кейсов, трансляцию ценностей, самопрезентацию, глубину и качество задаваемых вопросов, комментарии в соцсетях; демонстрируя собственные преимущества и потенциальную ценность для работодателя по сравнению с конкурентами

Элемент продажи в работе есть у каждого из нас
Элемент продажи в работе есть у каждого из нас

Какие навыки продаж использует HR?

  • Поиск клиентов
  • Умение устанавливать контакт в любой ситуации, с любым человеком, производить первое впечатление
  • Умение выявлять потребности
  • Умение заинтересовать своим предложением, находить выгоду
  • Умение мотивировать сотрудничать (кандидат), приобретать услугу (заказчик, клиент)
  • Навыки отработки возражений (кандидат, клиент, заказчик)
  • Навык ведения переговоров о цене
  • Навык доведения клиента до сделки
  • Владение набором техник влияния

Еще идеальный HR-продавец:

  • умеет читать между строк
  • любит деньги и стремится их зарабатывать
  • нацелен на результат
  • обладает системностью
  • честен с собой и клиентами
  • стрессоустойчив
  • способен обучаться
  • знает продукт/услугу, готов купить сам у себя
  • является обаятельным оптимистом

Как улучшить навыки продаж? Что делать, чтобы продажи получались?

  1. Полюбите сам процесс (вы не «втюхиваете», а помогаете людям найти работу, повысить свою конкурентноспособность, увеличить прибыль, выбрать правильного работодателя, найти качественного решателя проблем и тд)
  2. Развивайте навык слушания – перед продажей определите потребности, при помощи наводящих вопросов выберите подходящую продукт/услугу. Людям нравится, когда их слушают и предлагают НУЖНОЕ
  3. Учитесь искать и собирать нужную статистику и информацию по теме – чем больше убедительных фактов и аргументов вы используете, тем быстрее собеседник соглашается на предложение
  4. Развивайте сеть контактов, качественно оказывайте услуги, показывайте результат – и приходите к реферальным продажам. Согласно исследованиям, 92% людей доверяют рекомендациям друзей и знакомых
  5. Радуйтесь, когда продажа удается, хвалите себя, отметьте как-нибудь это событие
  6. Любите свой продукт/услугу/идею
  7. Прокачивайте собственные навыки, читая книги
  8. Общайтесь с успешными продавцами, понаблюдайте за их работой, спрашивайте про факторы успеха, но ищите свою формулу.

Приходите, если вам нужно прокачать сейлз-составляющую своей работы, подтянуть рейтинг или увеличить количество положительных отзывов - помогу