Читая материалы о психологии клипового мышления, невольно поймал себя на мысли, что информационная нагрузка, заложенная в нашу школьную программу, как раз и способствует развитию подобного типа мышления.
Уже приводил ранее примеры по моему предмету – английскому языку, писал о том, на какой бешеной скорости в школе проходят правила чтения, эти основы основ. Результат – дети не умеют читать даже к концу начальной школы, а нередко и в более старших классах. Буквально вчера у меня был урок с учеником седьмого (!) класса. Парнишка едва читал, делая ошибки почти в каждом слове. Днём ранее, было занятие с ученицей 5-го класса, она совсем не умела читать. Наблюдаю это явление не первый год.
Как можно двигаться дальше, если ребёнок не научился читать? Оказывается, можно. Ну, в самом деле, не оставлять же его/её на второй год. Вот и нанимают нас, репетиторов, для выправления того, с чем не справилась школа. Но таких вещей всё больше и не только по английскому языку. Увы, это касается всей школы.
Мы ругаем детей за увлечение гаджетами, социальными сетями и тому подобным, но не замечаем, как сама школа всё больше превращается в очередное масс-медиа, в тот же мало-усваиваемый информационный поток. Чтобы успеть за школьной программой, учителю скоро придётся делать уроки-дайджесты по своему предмету – вроде потока мини-постов в твиттере. А что? Хорошая идея для урока? Зато будем успевать.
На мой взгляд, основная беда в том, что даже само наше общество на сегодняшний день не обрело ещё навыки жизни в условиях информационного бума, когда ценность имеет не обладание той или иной информацией, а умение её эффективно использовать. Мы всё ещё цепляемся за сами данные, собирая их в огромных количествах, особенно это характерно на младенческом этапе информационных преобразований, примером которых может служить курс на всеобщую цифровизацию нашего государства.
Но что толку от ваших данных, от всего этого потока, если никто это не анализирует и не делает выводы, и не предпринимает корректирующих действий? Это бессмысленная, младенческая “клиповость” восприятия, которая да, со временем, по ходу развития, возможно, сложится в нечто осмысленное.
Одного мудреца Востока спросили, откуда он обрёл своё знание, если он никогда не покидал стен монастыря. Тот показал ложку и сказал, что изучал её, что именно ложка дала ему знание.
У нас с детьми на освоение чтения уходит месяца два-три. Да, это медленно, а с точки зрения школы – непростительно медленно. Но завершая “путешествие по алфавиту” ребёнок не только знает буквы и правила чтения, он обладает уже некоторым базовым словарным запасом и свободно читает адаптированные детские книги на английском языке. При этом книжки читать намного предпочтительнее, чем тексты из учебника, поскольку наши учебники естественным образом отражают требования школьной программы и всё более превращаются в печатные копии новостных лент социальных сетей.
Это парадокс – мы отбираем у детей на уроках телефоны и гаджеты, но сами создаём в школе атмосферу такого же гаджета, лишенного осмысленности действий.