Найти тему
Разноцветные грани

Непривычный Айвазовский

Всем известно, что Айвазовский — художник-маринист. Он написал сотни картин, на которых изображено море. Море на этих картинах можно увидеть в разное время и в разных состояниях : летом и зимой, днём и ночью, тихим и спокойным, и волнующимся, и бурным, неистовым, штормящим. Эти шедевры известны всем, они стали хрестоматийными, как например, "Девятый вал".

И.К. Айвазовский. Девятый вал. 1850. Русский музей, Санкт-Петербург
И.К. Айвазовский. Девятый вал. 1850. Русский музей, Санкт-Петербург

Но Иван Константинович писал не только море, есть в его наследии и картины "без моря". Эти картины менее известны, поэтому предлагаю с ними познакомиться (а тем, кто знаком, — вспомнить).

Пару лет назад я по делам была в Челябинске и посетила там художественный музей. В этом музее я смогла воочию увидеть незнакомую для меня до того времени картину Айвазовского "Отара овец" ("Стадо овец").

И.К. Айвазовский. Отара овец (Стадо овец). 1857 г. 107 x 161 см. Челябинский музей изобразительных искусств
И.К. Айвазовский. Отара овец (Стадо овец). 1857 г. 107 x 161 см. Челябинский музей изобразительных искусств

В ответ на моё удивление "нетипичным Айвазовским без моря" смотрительница в зале музея сказала: "Вы ошибаетесь, море здесь тоже присутствует. Только это море баранов. Так наши экскурсоводы детям рассказывают об этой картине. Сначала предлагают посчитать баранов, а когда ребята сбиваются со счёта, говорят, что сосчитать сложно, баранов много, целое море." По-моему, очень здорово объясняют. С тех пор я эту картину для себя тоже называю "Море баранов".

Становление Айвазовского как художника проходило в Академии художеств, куда он в 1833 году был принят на казенный счёт. Поэтому неудивительно, что в годы обучения в Академии и впоследствии Иван Константинович рисовал виды Петербурга и пригородов.

Вид на Большой Каскад и Большой Петергофский дворец. 1837. Холст, масло. Государственный дворцово-парковый музей-заповедник Петергоф
Вид на Большой Каскад и Большой Петергофский дворец. 1837. Холст, масло. Государственный дворцово-парковый музей-заповедник Петергоф

С тем же мастерством, с которым писал разбушевавшуюся морскую стихию, Айвазовский запечатлел русскую зиму в Петербурге.

Исаакиевский собор в морозный день. 1891 г. 110 × 144 см. Частная коллекция.
Исаакиевский собор в морозный день. 1891 г. 110 × 144 см. Частная коллекция.

К сожалению, картина "Исаакиевский собор в морозный день" находится в частной коллекции и нигде не экспонируется, увидеть её можно лишь на репродукциях. Эта картина была продана в 2004 году на аукционе Christie’s за 1,125 млн фунтов стерлингов.
Глядя на репродукцию, можно сказать, что знаменитый художник владел зимним пейзажем не хуже, чем морским. Это подтверждают и другие его картины с зимними видами. Смотрите некоторые из них в галерее ниже (листайте по стрелке).

А вот ещё бараны, которых, оказывается, Айвазовский рисовал не один раз. На этот раз они запечатлены зимой.

Зима. 1895.  61×99 см. Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского, Феодосия
Зима. 1895. 61×99 см. Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского, Феодосия

Я была в Феодосии в далёком уже 2004 году. Тогда мы с семьёй отдыхали в Евпатории, и ездили в Феодосию на экскурсию. Увы, тогда я этой картины в галерее не видела. Возможно, тогда "бараны" не экспонировались, а может, я просто их не заметила, поскольку осмотр в рамках экскурсии был довольно беглым. Сейчас взяла картину на заметку, и если ещё доведется побывать в феодосийской галерее, непременно постараюсь отыскать этих барашков.

Айвазовский рисовал не только пейзажи, но и портреты, и бытовые жанровые сцены. Вот один из портретов, написанных им. Мой субъективный выбор именно этого портрета объясняется тем, что на нём помимо портретируемого присутствуют полюбившиеся мне бараны. Я неравнодушна к баранам кисти Айвазовского. :)

Католикос Хримян в окрестностях Эчмиадзина. 1895 г. 162×107 см. Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского, Феодосия
Католикос Хримян в окрестностях Эчмиадзина. 1895 г. 162×107 см. Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского, Феодосия

Следующая картина перенесёт нас в XIX век, в столицу Египта.

Вечер в Каире. 1870. 110×134 см  Частное собрание
Вечер в Каире. 1870. 110×134 см Частное собрание

Эта картина в 1997 году была похищена. В 2015 году картина с таким же названием была выставлена на аукционе Сотбис. Вот что по этому поводу говорится в Википедии.


В 1997 году из квартиры наследников
Ивана Носенко в Москве была похищена картина Айвазовского «Вечер в Каире» (1870). В мае 2015 года картина с аналогичным названием была выставлена на русские торги в лондонском отделении аукционного дома Сотбис. Вследствие разразившегося информационного скандала картина была снята с торгов. Сопоставление размеров похищенной и «лондонской» работ, изучение кромок холста, якобы вырезанного по периметру из рамы в ходе ограбления, состояние кракелюра предположительно скрученной в рулон картины не дали оснований считать обнаруженную картину похищенной. МВД России не стало отправлять материалы в Интерпол, а «Вечер в Каире» был возвращён сдатчику аукционного дома.

"Вечер в Каире" не единственная картина на восточную тематику в творчестве Айвазовского. Вот, например, "Сцены из каирской жизни".

Сцены из каирской жизни. 1881 г. 66,5 x 98 см. Киевская картинная галерея.
Сцены из каирской жизни. 1881 г. 66,5 x 98 см. Киевская картинная галерея.

А на следующей картине перед нами предстаёт знаменитая пирамида Хеопса.

Великая пирамида в Гизе. 1871 г. 44,2 X 65,2.  Частное собрание.
Великая пирамида в Гизе. 1871 г. 44,2 X 65,2. Частное собрание.

Мы рассмотрели далеко не все картины И.К. Айвазовского, не связанные с морской тематикой. Можно привести ещё не один десяток. Но думаю, что уже понятно, что художник, гениально рисовавший море, был не менее гениальным и в других жанрах. Его талант многогранен. Приведу в заключение ещё одну работу. Если бы я не знала, то никогда бы не догадалась, что её автор — Айвазовский.

Возвращение со свадьбы. 1891 г.  47 x 59 см
Возвращение со свадьбы. 1891 г. 47 x 59 см